Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «Правительственного часа», Москва, 14 марта 2012 года
www.mid.ru МИД России
14 марта 2012 года
Уважаемые депутаты,
Хотел бы выразить признательность за очередную возможность выступить в рамках «Правительственного часа». Мы ценим ваш интерес к работе российского внешнеполитического ведомства, а также тесное рабочее взаимодействие между МИД России и Федеральным Собранием Российской Федерации, рассматриваем его в качестве одного из ключевых элементов в деле обеспечения эффективной реализации нашего внешнеполитического курса. Состоявшиеся 4 марта выборы Президента Российской Федерации среди прочих моментов убедительно подтвердили преемственность основополагающих принципов нашей внешней политики. В опубликованной накануне выборов статье «Россия и меняющийся мир» избранный Президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул, что мы будем последовательно исходить из собственных интересов, а не продиктованных кем-то решений. Цели нашей внешней политики имеют стратегический, а не конъюнктурный характер. Россия – часть большого мира. Поэтому наш внешнеполитический курс будет и впредь оставаться сбалансированным, активным, созидательным, основанным на готовности к развитию полноценного диалога и сотрудничества со всеми, кто к этому готов, на принципах равноправия и взаимного уважения. Мы не будем затушевывать имеющиеся разногласия, но и не намерены их драматизировать.
Современный мир становится все более взаимозависимым – на первый план выходят общие для всех глобальные вызовы и угрозы. Распространение оружия массового уничтожения, региональные конфликты и кризисы, международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, пиратство, энергетическая безопасность, изменение климата, природные и техногенные катастрофы – все эти проблемы имеют трансграничный характер, затрагивают интересы всех государств и требуют слаженной совместной работы.
Мы являемся свидетелями крутого поворота в истории, способного привести к радикальным изменениям геополитического ландшафта. На наших глазах и, отмечу, при нашем активном участии формируется новая полицентричная система международных отношений, в которой Россия должна закрепить свои позиции одного из ведущих государств мира. Эта система должна быть справедливой и устойчивой, опираться на сотрудничество ведущих государств и интеграционных объединений на основе уважения принципов международного права.
На сегодняшний день немало происходящих в мире событий вызывают у нас серьезное беспокойство. Речь идет о попытках решать существующие проблемы силовыми методами, в обход международного права и устоявшихся форматов принятия решений, о грубых нарушениях резолюций СБ ООН, как это было в Ливии. Ставка на силу вообще нереалистична, и примеры Ирака и Афганистана убедительно свидетельствуют, что силовыми методами добиться решения имеющихся проблем невозможно, а усугубить их вполне реально.
В современных условиях уважение принципов демократии и верховенства права должно в полной мере распространяться и на международные отношения. Любые принудительные действия на мировой арене могут осуществляться только на основе Устава ООН. Мы будем решительно противодействовать попыткам подорвать закрепленные в Уставе ООН основополагающие принципы международного права – уважение суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательство в их внутренние дела, мирное урегулирование споров.
При возникновении внутригосударственных конфликтов задача внешних игроков – содействовать всеобъемлющему диалогу между сторонами.
В случае с Сирией мы выступаем за немедленное и скоординированное прекращение огня всеми сторонами при осуществлении беспристрастного международного мониторинга, за оказание гуманитарной помощи гражданскому населению и начало общесирийского диалога без предварительных условий.
Кто должен находиться у власти в Сирии – решать ее народу. Мы защищаем не режим, а справедливость, суверенное право самих сирийцев на демократический выбор. Наша цель – достижение мира в Сирии, сохранение человеческих жизней, недопущение межконфессионального взрыва в регионе Ближнего Востока, поддержание стабильности и безопасности в непосредственной близости от наших границ. Альтернатива – разрушительная гражданская война с непредсказуемыми региональными последствиями. Именно из этого мы исходили на состоявшейся 10 марта в Каире встрече министров иностранных дел стран-членов Лиги арабских государств и России и на заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке два дня назад.
Будем и в дальнейшем работать по всем направлениям – с Дамаском, различными группами сирийской оппозиции, Лигой арабских государств, ведущими региональными и международными игроками, и, конечно же, в СБ ООН. Россия выступает за поддержку всеми участниками конфликта миссии, порученной бывшему Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций К. Аннану. Мы его активно поддерживаем.
Разумеется, сегодня любая международная проблема требует коллективной работы. Это в полной мере относится и к ситуации в Сирии. Те, кто настаивает, что сейчас все зависит от России, как минимум, неискренни. Мы практически ежедневно работаем с сирийским режимом, убеждаем его идти на шаги, которые позволят успокоить ситуацию. Готовы договариваться со всеми другими участниками этого процесса о проведении единой линии, предполагающей воздействие на все сирийские стороны. Но для этого необходимы, повторю, добрая воля и сложение усилий, так как, например, на боевые отряды, воюющие с правительственными силами, у нашей страны никакого влияния нет. Важно, чтобы наши партнеры осознали и свою ответственность в этом острейшем вопросе.
Объединение усилий – залог успешного решения сложных задач, стоящих перед международным сообществом. Эра противостояния, для которой были характерны «игры с нулевым результатом», должна уйти в прошлое. Отсюда – наша настойчивость в продвижении позитивной повестки дня, урегулировании существующих проблем на основе международно-правового закрепления принципа равной и неделимой безопасности. В современных условиях этот принцип приобретает универсальную актуальность и должен лежать в основе создания новой архитектуры безопасности и сотрудничества как в Евро-Атлантике, так и в Азиатско-Тихоокеанском и других регионах мира.
Разумной альтернативы прагматичному деидеологизированному сотрудничеству, очищенному от интеллектуальной инерции прошлого, не существует. Мы открыты для продолжения конструктивного предметного диалога в интересах поиска взаимоприемлемых решений, в том числе на основе предлагаемого нами договора о европейской безопасности и российско-китайской инициативы об архитектуре безопасности и сотрудничества в АТР.
Россия заинтересована в развитии конструктивных и предсказуемых отношений с США, основанных на равноправии, невмешательстве во внутренние дела и учете интересов друг друга. Несколько лет назад мы позитивно оценили стремление Президента Б. Обамы осуществить «перезагрузку» двусторонних отношений, отказавшись от печального наследия предыдущей Администрации Соединенных Штатов Америки. Удалось придать дополнительные импульсы практическому взаимодействию в целом ряде областей. Особо выделю вступление в силу Договора о СНВ, ратификацию соглашения о сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергии, успешное завершение "марафона" по присоединению России к ВТО, заключение соглашения об облегчении визового режима и об ужесточении требований к американским усыновителям российских детей.
Разумеется, мы видим и проблемный потенциал, который может спровоцировать торможение динамики взаимодействия, снизить планку доверия. Имею в виду, прежде всего, действия США по созданию систем глобальной противоракетной обороны. Способность Вашингтона к учету наших законных озабоченностей и к достижению взаимоприемлемых развязок по ПРО стала бы индикатором зрелости «перезагрузки», во многом предопределила бы характер двустороннего диалога на длительную перспективу.
Наше принципиальное условие простое: если США не хотят ничего менять в своих планах, то пусть предоставят нам надежные гарантии ненаправленности размещаемых в Европе средств ПРО против российских стратегических ядерных сил. Такие гарантии должны опираться на объективные военно-технические критерии, позволяющие судить о соответствии планируемой системы ЕвроПРО заявленной цели, т. е противодействовать ракетным угрозам из-за пределов Европы. Мы не отказываемся от диалога. Но если партнеры и дальше будут игнорировать наши законные интересы, то России придется предпринять ответные меры в сфере безопасности, адекватные действиям США и НАТО в сфере ПРО. Об этих мерах упомянул Президент России Д. А. Медведев в своем заявлении от 23 ноября 2011 г.
Обострение в отношениях с США и НАТО – не наш выбор. Убеждены, что еще сохраняются возможности выйти на общий проект, который на практике реализовывал бы принцип неделимости безопасности в Евро-Атлантике. Однако для этого необходимо отказаться от иллюзий, что принципиальные вопросы европейской и мировой безопасности и стабильности можно решать без России и в ущерб нашим интересам.
Вообще говоря, инерция прежних подходов и стереотипов – фактор, подрывающий доверие и взаимопонимание, мешающий практическому сотрудничеству. Будем и впредь твердо реагировать на попытки воздействия на политические процессы в России, в том числе через каналы финансирования российских институтов гражданского общества в политических целях. Считаю необходимым привести российское законодательство, регулирующее такого рода финансирование, в полное соответствие с законами США в этой области.
Что касается отношений с ЕС, то мы стремимся продвинуться как можно дальше, охватить максимально широкий спектр вопросов, вывести стратегическое партнерство на качественно новый уровень.
В торгово-экономической сфере ЕС прочно занял место крупнейшего партнера России – по итогам прошлого года объем взаимной торговли составил около 395 млрд. долл., превысив уровень докризисного 2008 года. Это – порядка 50% нашего внешнеторгового оборота. Евросоюз – основной рынок экспорта российских энергоносителей, важный источник технологий и инвестиций. Трудно переоценить значение совместной инициативы «Партнерство для модернизации», призванной усилить инновационную составляющую наших экономик, укрепить их позиции в современном высококонкурентном мире. Присоединение России к ВТО выведет наше торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество на новый уровень, откроет для российского бизнеса дополнительные возможности в Европе, устранит имеющиеся барьеры. Российским производителям необходимо учиться работать в конкурентной среде.
Россия и Евросоюз вместе борются с пиратством у берегов Африканского Рога, преодолевают последствия чрезвычайных ситуаций, налаживают контакты в военно-технической сфере.
Особое значение в отношениях России и ЕС придаем взаимной отмене визового режима. На состоявшемся 14-15 декабря прошлого года в Брюсселе саммите Россия-ЕС одобрен перечень совместных шагов, осуществление которых позволит перейти к выработке соглашения об отмене виз для краткосрочных поездок граждан. Надеемся, что эта работа не будет искусственно тормозиться. Россия заинтересована в ее ускорении.
Потенциал отношений России и ЕС далеко не исчерпан. При этом мы не видим противоречий между развитием отношений с Евросоюзом и углублением интеграции на пространстве СНГ. Напротив, рассматриваем эти процессы как взаимодополняющие и идущие в одном русле.
Объединение экономических потенциалов в формате Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, а с 1 января – в рамках Единого экономического пространства «тройки» призвано способствовать укреплению конкурентных преимуществ наших стран на мировых рынках, успешному развитию экономик и тем самым повышению благосостояния наших граждан. Результат уже есть – за вторую половину 2011 г. взаимный товарооборот государств-участников Таможенного союза вырос
почти на 40%. Таможенный союз и ЕЭП открыты для присоединения других государств, прежде всего наших партнеров по ЕврАзЭС и СНГ.
Рассчитываем, что продвижение по пути формирования к январю 2015 г. Евразийского экономического союза, который предполагает еще более высокий уровень интеграции, придаст серьезный импульс уплотнению взаимодействия, будет определять будущее наших стран.
Одним из ключевых приоритетов России является Азиатско-Тихоокеанский регион. Сегодня именно сюда неуклонно смещается центр глобальной экономической активности, а вслед за ней – и политики.
В АТР Россию рассматривают как важную стабилизирующую и балансирующую державу, способную помогать сглаживать существующие в этой части мира противоречия. России, в отличие от некоторых других государств, нет нужды «перезагружать» отношения со странами АТР или «возвращаться» в регион. За последние десятилетия наша страна стала неотъемлемой частью всех разворачивающихся здесь процессов.
В нынешнем году Россия председательствует в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», что предоставляет дополнительные возможности для реализации стратегической линии на более эффективное подключение нашей страны, прежде всего Восточной Сибири и Дальнего Востока, к региональным интеграционным процессам. Как я уже упоминал, вместе с китайскими партнерами продвигаем совместную инициативу создания здесь современной, внеблоковой, равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества. С Китаем нас объединяет общность интересов по большинству вопросов мироустройства, обоюдное стремление к взаимодействию на длительную историческую перспективу. Будем расширять и наращивать комплексное сотрудничество с КНР по всему комплексу вопросов глобальной и региональной повестки дня, в том числе в форматах РИК и БРИКС. За короткое время это объединение стало весомым фактором мировой политики. БРИКС отражает объективные тенденции к созданию многополярной системы международных отношений, усилению экономической взаимозависимости государств. Рассматриваем сотрудничество в данном формате как одно из ключевых направлений внешней политики на долгосрочную перспективу.
Активная, инициативная позиция России в международных делах, в основе которой здравый смысл и опора на международное право, находит все больше сторонников. Она не подвержена сиюминутным, конъюнктурным «шараханиям», не «подгоняется» под какие-либо электоральные циклы.
МИД России будет и впредь настойчиво работать над реализацией утвержденного руководством страны внешнеполитического курса, нацеленного на создание благоприятных внешних условий для динамичного развития и комплексной модернизации нашей Родины, обеспечение ее безопасности, улучшение жизни наших граждан. Убежден, что конструктивное сотрудничество с Государственной Думой поможет реализации поставленных задач, будет способствовать дальнейшему укреплению авторитета и позиций нашего государства на международной арене.
Спасибо за внимание.
Ответы Министра иностранных дел России С. В. Лаврова на вопросы депутатов в ходе выступления в Государственной Думе в рамках «Правительственного часа», Москва, 14 марта 2012 года
www.mid.ru 516-14-03-2012
Вопрос: Каковы перспективы строительства Союзного государства России и Белоруссии? Как соотносятся эти проекты с Таможенным союзом? Будут ли они существовать параллельно, не пересекаясь, или предполагается взаимная интеграция и учет взаимного опыта?
С. В. Лавров: Нет никакого противоречия или взаимоисключающего аспекта в деятельности по укреплению Союзного государства России и Белоруссии, развитию Таможенного союза и Евразийского экономического союза. Об этом неоднократно говорили руководители наших стран. Проект Союзного государства продолжается. По целому ряду направлений, прежде всего в сфере выравнивания прав граждан России и Белоруссии, он более продвинутый, чем планы, реализуемые в формате «тройки».
Вопрос: МИД России совместно с компетентными органами готовит предложения по созданию нормативно-правовой базы для запуска упрощенного порядка транзита из Афганистана нелетальных грузов НАТО с использованием аэропорта «Восточный» в городе Ульяновске. Идет ли речь исключительно о коммерческих интересах?
С. В. Лавров: Коммерцию, конечно, нужно учитывать, потому что российские компании активно задействованы в целом ряде международных проектов, в том числе работают и зарабатывают деньги на перевозках для стран-членов НАТО, кстати, не только в Афганистане. Но в этом вопросе мы исходим не только из того, что нужно поддержать наши компании. Главный критерий нашей помощи коалиции, находящейся в Афганистане на основе мандата СБ ООН, – национальные интересы России. Коалиция получила мандат на искоренение в Афганистане угрозы терроризма и наркотрафика. Обе эти угрозы напрямую затрагивают нашу страну и проявляются на территории России и наших ближайших союзников. В российских интересах, чтобы коалиция до своего ухода достигла прогресса и обеспечила способность афганцев защищать свою страну и поддерживать приемлемый уровень безопасности.
Замечу, что в связи с тем, что в СБ ООН был коллективно выдан мандат натовской коалиции, то российская сторона хотела бы выслушать доклад о степени выполнения этого мандата и поставленных в нем задач до вывода коалиционных сил. Нас не устраивают искусственные сроки, объявленные в качестве ориентира для ухода международных сил из Афганистана. Сначала необходимо добиться того, чтобы элементарный порядок в этой стране мог бы поддерживаться афганскими структурами безопасности, в оснащении которых российская сторона принимает участие.
Россия рассматривает транзит, прежде всего, как средство оказать содействие тем, кто взялся обеспечивать в Афганистане искоренение террористической и наркотической угроз. Этот транзит осуществляется на основе межправительственных соглашений с целым рядом стран Европы и США о транзите военных грузов и персонала, а также договоренностей с НАТО как с организацией для доставки нелетальных грузов. Упомянутый Вами проект решения пока еще не вступил в силу – он внесен на рассмотрение правительства. Повторю, что этот договор опирается на логику, о которой я сказал: мы заинтересованы в том, чтобы те, кто пресекает угрозы, создающие проблемы для России внутри Афганистана, эффективно выполняли свои задачи.
Вопрос: Не исключено, что третья мировая война уже началась, подтверждением чему служат не военные конфликты, а полномасштабные войны на Ближнем Востоке. Одна из главных тем сегодня – защита Россией и Китаем Сирийской Арабской Республики. Намерен ли МИД России в дальнейшем помогать Сирии, в том числе военными аргументами, которых в нашей стране большое количество? Считаете ли Вы необходимым противостоять США в Сирии и обеспечить в этой стране российское присутствие?
С. В. Лавров: Не стал бы характеризовать происходящее как начало третьей мировой войны. Россия поддерживает не режим или отдельных персоналий, а международное право, которое требует решать внутренние конфликты без вмешательства извне. Мы выполняем свои контрактные обязательства перед Сирией в том, что касается военно-технического сотрудничества. Оружие, которое мы продаем САР, необходимо для обеспечения национальной обороны и безопасности. Россия не поставляет в Сирию средства ведения боя, которые используются против демонстрантов, мирных граждан и способствуют, к сожалению, расширению конфликта. Мы этим не занимаемся. Повторю, Россия помогает Сирии обеспечить безопасность от внешних угроз.
Что касается Вашего тезиса о «противостоянии Соединенным Штатам в Сирии и обеспечении нашего военного присутствия», то в нем чувствуется подтекст относительно российского военного вхождения в Сирию для участия в боевых действий. Считаю, что это будет противоречить коренным интересам России.
Неверно ставить целью российской политики на Ближнем Востоке удар по авторитету США. Необходимо укреплять свой авторитет, а не «размазывать» чужой. Говоря об авторитете США, в данной ситуации ничего специально делать не надо. Авторитет Америки не укрепился после выхода из Ирака, где ситуация сейчас гораздо хуже, чем была до ввода американских войск. Авторитет США не укрепился и в результате событий в Ливии. Там нет никакого американского влияния. У США там есть, конечно, контакты с отдельными деятелями, но настроения в обществе не могут быть охарактеризованы как проамериканские. Возьмем, к примеру, Египет, где выдвигаются требования к американским представителям прекратить незаконное финансирование неправительственных организаций. Это тоже нельзя назвать проамериканскими действиями. В АРЕ формируется независимый режим, идут процессы, которые, в конечном итоге, будут отражать весь спектр политических сил. К власти в Египте приходят исламистские партии. Мы готовы работать со всеми, тем более, что у нас никогда не было противопоказаний против контактов с такими организациями, как ХАМАС. Я не согласен с Вашей концептуальной постановкой вопроса.
Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, итоги референдума по статусу русского языка в Латвии. Они еще раз напомнили всему миру, что в этой стране, являющейся членом ЕС, не все в порядке с избирательным правом. Большая часть населения Латвии остается вне избирательного процесса. При этом члены Европарламента регулярно отслеживают ситуацию с правами человека в России. Не считаете ли Вы, что Евросоюз проявляет двойные стандарты?
С. В. Лавров: Продвижение, поддержка и укрепление позиций русского языка за рубежом является одним из наших высочайших приоритетов. Русский язык имеет серьезные позиции в мире, является одним из шести официальных языков ООН и ОБСЕ. Деятельность таких структур, как Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, реализация программы «Русский язык», подготовка программы «Русская школа за рубежом», которая должна завершиться в ближайшее время, деятельность фонда «Русский мир» – все это направлено на укрепление позиций русского языка.
В Латвии более 270 тысяч человек проголосовало за то, чтобы русский язык стал вторым государственным языком. Еще столько же не могли проголосовать, т.к. не являются гражданами этой страны. Считаю, что это позор современной Европы и Европейского союза, который принял Латвию, Эстонию и Литву в свои ряды, несмотря на то, что они не проходили по критериям членства в ЕС, в том числе с точки зрения отношения к правам человека и обеспечения языковых прав национальных меньшинств.
Мы активно поддерживаем инициативу, призванную сделать русский язык языком Евросоюза. В практическом плане готовы и дальше координировать наши действия, использовать имеющиеся у нас каналы для продвижения соответствующей инициативы парламентариев и общественных организаций.
Согласен с тем, что Евросоюз проявляет двойные стандарты. Повторю: ситуация с безгражданством – позор ЕС. Россия не требует больше того, что настоятельно рекомендуют международные организации и структуры – Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, ОБСЕ, Совет Европы. Все они сформулировали конкретные предложения в адрес Латвии и Эстонии в том, что касается необходимости устранения безгражданства. Однако пока ничего не получается. На наши регулярные вопросы мы получаем ответы от ЕС, что эти страны соответствуют так называемым «копенгагенским критериям», что является неправдой. Участие в Евросоюзе никого не освобождает от выполнения решений универсальных организаций – ООН, ОБСЕ и Совета Европы. Будем продвигать такую линию и в дальнейшем. Это – тема номер один в нашем гуманитарном диалоге с Евросоюзом.
Вопрос: Как проходят безвизовый диалог и процесс восстановления дипломатических отношений с Грузией? Как Россия будет реагировать на одностороннее введение Тбилиси безвизового режима с Россией и грузинское предложение о восстановлении дипломатических отношений с нашей страной?
С. В. Лавров: Грузия не предлагала восстановить дипломатические отношения, она их разорвала по собственной инициативе после того, как напала на Южную Осетию и получила «отлуп». Совсем недавно Президент М. Саакашвили заявил, что в одностороннем порядке объявляет о безвизовом режиме въезда российских граждан на территорию Грузии. Это заявление стоит рассматривать в контексте всего того, что грузинская сторона делает на российском направлении.
Напомню, что в прошлом году Президент М. Саакашвили уже объявил о безвизовом режиме въезда россиян, проживающих на территории Северокавказских республик, что однозначно является дискриминацией. Теперь, когда он объявил, что все граждане Российской Федерации могут пользоваться этой «привилегией», то забыл сказать о действующем в Грузии «законе об оккупированных территориях». В соответствии с его положениями любой человек, который за последнее время после начатой М. Саакашвили войны посетил Южную Осетию или Абхазию, подлежит в Грузии уголовному преследованию, и ему грозит от 2 до 4 лет заключения. Двое наших соотечественников уже пострадали и отбывают срок. Мы пытаемся их вытащить оттуда с помощью Швейцарии, представляющей интересы России в Грузии.
Поэтому в ответ мы сказали, что готовы ввести безвизовый режим на взаимной основе, но сначала пусть будет отменен упомянутый закон. Иначе наши граждане должны понимать, куда они едут и что им там грозит. А предложение восстановить дипломатические отношения сделала Россия в ответ на решение М. Саакашвили о безвизовом режиме.
Вопрос: В своих выступлениях Вы неоднократно называли ОДКБ полноценной региональной организацией на постсоветском пространстве, давая ей позитивные оценки. Как Вы можете прокомментировать ее работу на данном этапе?
С. В. Лавров: Я подтверждаю свои позитивные оценки. Процесс укрепления этой Организации набирает силу. Подписаны важнейшие документы, позволяющие ей функционировать как полноценной международной структуре в области безопасности. Прежде всего, это создание Коллективных сил оперативного реагирования, решение, которое уже действует, о создании миротворческих сил ОДКБ для осуществления совместных операций, в том числе, по мандату ООН, а также недавно принятое решение о том, что мы как союзники должны решать вопрос о возможном размещении военных баз третьих государств на территории любой страны-члена ОДКБ только с общего согласия. Это очень серьезные договоренности, которые показывают зрелость этой Организации.
Безусловно, трудности роста еще проявляются, но они, смею заверить, есть у любой многосторонней структуры.
Вопрос: Со стороны стран Балтии, где сконцентрирована мощнейшая группировка войск НАТО, исходит серьезная угроза России. По оценкам российских военных, потенциал этой группировки, в несколько раз превышающий наши возможности по защите, открыто наращивается. Предпринимаются ли какие-либо меры, чтобы остановить усиление присутствия войск НАТО на границе России с этими государствами или для их отвода?
С. В. Лавров: Это нас, естественно, тоже тревожит. В контексте расширения НАТО, вопреки всем заверениям, происходит приближение военной инфраструктуры вплотную к нашим границам. Кстати, страны Балтии не являлись членами Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Тот факт, что этот Договор грубо нарушался западными странами в том, что касается его адаптированной формы, которая уже была приспособлена под ситуацию, когда не стало Варшавского договора, вынудил нас законодательно объявить мораторий на участие в ДОВСЕ.
Для того, чтобы возобновить усилия по сбалансированному подходу к вооруженным силам в Европе, нужны новые переговоры. Надеюсь, они когда-нибудь начнутся. Это будет новый режим контроля над обычными вооружениями в Европе. Мы добиваемся того, чтобы в его основе лежала именно та задача, о которой Вы сказали, – обеспечить условия, при которых никто не имел бы превосходства и чтобы в таком будущем договоре не было каких-либо ограничений, которые в прежнем ДОВСЕ касались размещения вооруженных сил на своей территории, т. н. «фланговые ограничения». Такой подход составляет основу нашей позиции.
К сожалению, США пытаются обусловить начало переговоров неприемлемыми для нас требованиями. Во-первых, они говорят, что мы должны возобновить выполнение ДОВСЕ, хотя в России по закону это невозможно. Во-вторых, чтобы до начала переговоров было принято совместное заявление, в котором будет сказано, что все мы уважаем принцип согласия принимающей стороны на размещение иностранных войск на своей территории. Причем этот принцип должен быть провозглашен или, как они говорят, подтвержден в международнопризнанных границах 1999 г., а это означает, что территория Грузии включает Южную Осетию и Абхазию – что абсолютно исключено. Для нас они являются независимыми государствами, нашими союзниками; российские войска находятся там с согласия этих принимающих сторон на основе межгосударственных договоров. Если искусственные условия, блокирующие весь процесс, будут сняты, тогда будем добиваться решения задач, о которых мы говорим.
Вопрос: Министр обороны России в своем письме сообщает о том, что через транзитный пункт в Ульяновске будут перебрасываться не только имущество, но и людские ресурсы США и других их союзников по НАТО. Почему Вы не говорите об этом? У Вас нет информации или есть какая-то другая причина?
С. В. Лавров: Конечно, я знаю об этом. Когда я сказал о соглашениях между Россией и рядом стран-членов НАТО о военном транзите из Афганистана, то они включают в себя не только оборудование и технику, но и персонал. Уточню, что эти контингенты находятся в Афганистане по мандату СБ ООН, как я уже объяснил.
Что касается Ульяновска, то там не будут размещаться какие-то структуры, там не будут жить контингенты. Речь идет только о транзите нелетальных грузов, их перегрузке с одного транспорта на другой. Еще раз: проект договоренностей не одобрен, он еще будет рассматриваться Правительством, но он отвечает задаче активизации борьбы с теми угрозами, которые есть в Афганистане.
Вопрос: В 2014 г. в Великобритании пройдет референдум по вопросу отделения Шотландии, результаты которого, судя по всему, могут быть беспрецедентными. Учитывая этот факт и то, что в последнее время Великобритания ведет открыто недружественную политику в отношении нашей страны, не стоит ли нам определиться с позицией и начать выстраивать самостоятельные отношения с Шотландией?
С. В. Лавров: Об отношениях с Великобританией скажу, что некоторое время назад они по известной причине прошли через «низшую точку». Мы считаем требования о выдаче российских граждан абсолютно неприемлемыми и подтверждаем готовность рассматривать любые материалы, которые могут быть у британского правосудия. К сожалению, такие материалы в полном объемы нам никто никогда не передавал, но британцы продолжают настаивать на неприемлемом требовании, выполнение которого означало бы нарушение Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, за последние годы, особенно при правительстве Д. Кэмерона, с британской стороны проявляется понимание того, что нужно все-таки выправлять отношения. Мы к этому готовы, и в тех ситуациях, где наши интересы совпадают, мы работаем сообща. Это обусловлено тем, что Великобритания – один из наших крупнейших торговых партнеров, а по инвестициям вместе с Нидерландами прочно удерживает лидирующие позиции.
Что касается Шотландии, то мы ее никогда и не забывали. У нас в Эдинбурге действует Генеральное консульство, которое проводит очень активную работу, включая целый ряд культурных мероприятий. Наши корабли заходят в Шотландию с дружественными визитами и т.д. Это делается, и такая линия будет продолжена.
Референдум мы воспринимаем как к внутреннее дело Великобритании. Исходим из того, что здесь, как и в любых других подобных случаях, должны свято уважаться принципы Хельсинкского Заключительного акта (тогда еще Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе), один из которых гласит, что границы в Европе нерушимы, если только об ином не договорятся заинтересованные стороны. Как я понимаю, референдум проводится с согласия правительства Великобритании.
Вопрос: 27 февраля была опубликована статья В. В. Путина «Россия и меняющийся мир» – своеобразная программа внешнеполитической и дипломатической деятельности России на обозримый период. Однако, эта программа требует детализации, конкретизации задач со стороны МИД и его подразделений внутри страны и за рубежом. Что в этом плане предпринимается руководством Министерства?
С. В. Лавров: Сейчас мы работаем на основе действующей Концепции внешней политики России, одобренной Президентом Д. А. Медведевым в 2008 г. Когда в свои полномочия вступает новый Президент, концепция внешней политики, естественно, рассматривается на предмет целесообразности уточнения тех или иных ее параметров. В статье В. В. Путина содержится концептуальное видение дальнейших действий России на международной арене. Они в значительной степени идут в русле уже действующих доктринальных установок, тем более, что Концепция 2008 г. стала, по сути, правопреемницей аналогичного документа 2000 г., принимавшегося в год начала первого срока работы В. В. Путина на посту Президента России.
Уверен, и на этот раз будет обязательно обеспечена преемственность, но появятся и определенные нюансы и корректирующие моменты, поскольку международная жизнь не стоит на месте, она меняется и, безусловно, требует повышенного внимания и маневрирования. Думаю, в свете последних событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке мы уделим особое внимание еще более настойчивому отстаиванию принципа верховенства права на международной арене. Наши партнеры все время говорят нам, что Россия и другие государства должны обеспечить у себя это верховенство, когда же мы предлагаем записать то же самое в международном контексте, их энтузиазм пропадает.
Вопрос: Как известно, вопрос усыновления иностранными гражданами российских детей приобретает возрастающую актуальность и волнует все большее число наших граждан. В настоящее время Россия подписала соглашения в области усыновления с Италией, Францией и США. Скажите, ведется ли работа по выходу на аналогичные договоренности с другими государствами? Если да, то с какими, и когда ориентировочно их можно ожидать?
С. В. Лавров: Соглашение с Италией вступило в силу. Документ с Соединенными Штатами уже вышел из Правительства и направляется в Государственную Думу. Соглашение с Францией находится в Правительстве и, думаю, в течение марта тоже будет передано на рассмотрение в Госдуму. Из других государств, с которыми ведутся переговоры, отмечу Испанию, Израиль, Ирландию, Великобританию, а также Австралию и Новую Зеландию, где я был недавно с визитами, и где мы почувствовали интерес к подобным договоренностям.
К сожалению, не все страны такую потребность проявляют и, к еще большему сожалению, в этой группе государств находится наш близкий и добрый сосед — Финляндия. Думаю, вы и сами знаете о периодически возникающих в этой стране проблемах с детьми. Например, только на днях удалось урегулировать ситуацию, которая возникла с еще не родившимся ребенком. Поэтому мы будем заниматься, этим комплексом вопросов.
Хотел бы добавить, что мы поддерживаем инициативу соответствующего Комитета Госдумы о внесении уточнения в Семейный кодекс, зафиксировав, что вопросы усыновления могут решаться с нашими зарубежными партнерами только в случае наличия с соответствующим государством действующего международного договора. Считаю, что это будет очень правильно.
Вопрос: Не могли бы Вы пояснить, на каком этапе находятся переговоры с Японией о совместном использовании Южных Курил, а также с Китаем и Кореей о долгосрочной аренде территорий?
С. В. Лавров: Переговоры по поводу совместного использования Южных Курил не ведутся. Наши японские коллеги несколько лет назад, еще при одном из предыдущих правительств, предложили создать некую совместную административную структуру для регулирования инвестиций в развитие островов. На это мы ответили, что у России есть собственные законы, которые разъясняют правила инвестиционной и прочей экономической деятельности, предложив японской стороне работать на основе нашего законодательства. Эта позиция не претерпела изменений. Японские коллеги взяли паузу, периодически упоминают об этом вопросе в каких-то выступлениях и в контактах с нами, но никакого реального, практического движения навстречу нашему предложению так и не сделали.
Я не слышал о проектах аренды территорий с Китаем и Кореей. Может быть, речь о высказываниях отдельных ученых и политологов. Я перепроверю и направлю Вам соответствующую информацию.
Вопрос: Вы, вероятно, знаете, что, по данным ООН, за время пребывания НАТО в Афганистане производство наркотиков в разы увеличилось. Россия же идет на уступки: предоставляет перевалочную базу в Ульяновске, транзит без досмотра и возможность вывоза военной техники. Какова же позиция России по этой проблеме?
С. В. Лавров: Нарастание потока наркотиков из Афганистана – очень серьезная проблема, от них гибнут наши люди, наши дети. Мы требуем, чтобы коалиционные силы, которые находятся в ИРА по мандату ООН, прежде всего занимались уничтожением посевов. Нам говорят, что бедные афганские крестьяне эти аргументы не воспринимают. Афганские крестьяне, наверное, бедные, но в Колумбии посевы коки просто ликвидируются, и это считается главным методом борьбы с наркотиком, от которого страдают США. Мы хотим аналогичного подхода к борьбе с афганским наркопроизводством, от которого страдают граждане России, стран Центральной Азии и Европы. Требуем, чтобы Североатлантический альянс занимался этим, поскольку именно НАТО возглавляет находящиеся в Афганистане силы.
Пока реакция, признаюсь, слабая, но бороться с блокированием маршрутов бесполезно, если сам источник остается нетронутым.
Что касается транзита, то досмотр предусмотрен во всех соглашениях. По требованию российской стороны он осуществляется согласно всем действующим соглашениям. В документах, которые еще могут быть приняты, данное положение тоже будет присутствовать.
Вопрос: При ратификации ДСНВ, Президент Б. Обама заявил, что США не будут передавать России информацию об испытательных пусках своих противоракет и продолжат разработку и развертывание американской системы ПРО. Какова позиция России?
С. В. Лавров: Договор о СНВ справедливый. В нем ясно сказано, что документ заключается, исходя из неразрывной взаимосвязи между наступательными и оборонительными вооружениями. Поэтому, когда Президент Д. А. Медведев 23 ноября 2011 г. выступал с заявлением, он сказал, что если развитие системы американской ПРО в Европе достигнет уровней, которые, по оценке наших военных экспертов и Генерального штаба России, будут создавать риски для нашего стратегического ядерного арсенала, мы будем предпринимать контрмеры.
Вопрос: Через два года в России пройдут Зимние Олимпийские игры. Внимание всего мира приковано к этому региону, а в 30 км от Сочи расположена Абхазия, которую сегодня признали только Россия, Никарагуа, Венесуэла, Тувалу. Очевидно, что хаотичная грузинская политика, включая визовую сферу, будет продолжена. Показательно, что войну Тбилиси развязал как раз в день начала летней Олимпиады в Пекине. Поэтому вопрос оперативного признания независимости Сухума и Цхинвала как никогда актуален – это вопрос стабильности.
Понятно, что переговоры ведут внешнеполитические ведомства Абхазии и Южной Осетии. Но мы же им помогаем. За оставшееся до Олимпиады-2014 время какие еще страны могут признать Абхазию и Южную Осетию? Как Россия увязывает этот вопрос в переговорах со своими партнерами?
С. В. Лавров: Мы таких переговоров не ведем. Этим занимаются наши независимые союзники – Абхазия и Южная Осетия. У них есть свой план внешнеполитической деятельности, они общаются с целым рядом зарубежных государств – не только с теми, кто признал эти две страны, но и с другими странами, в частности в Латинской Америке. Представители Сухума и Цхинвала регулярно наносят визиты в этот регион и, конечно же, такие вопросы обсуждают.
Мы в наших контактах активно поддерживаем их усилия по расширению международной деятельности и связей. Сами же мы ни за кем не бегаем, никаких подачек не даем и никого не уговариваем признавать Абхазию и Южную Осетию. О достижении соответствующих договоренностей, например, с рядом малых стран Тихоокеанского региона – Тувалу, Науру, Вануату – мы узнавали, когда соглашения уже были подписаны.
Естественно, друзей наших друзей мы будем поддерживать и в политическом плане, потому что у них есть немало интересов, в частности, на переговорах по вопросам противодействия изменению климата. Малые островные государства, страдающие от повышения уровня вод Мирового океана, нуждаются в том, чтобы их позиция была отражена и интересы защищены. Мы будем им в этом помогать. Также содействуем им в преодолении последствий стихийных бедствий, которые они все более интенсивно испытывают. Направляем соответствующую помощь по линии МЧС в рамках Всемирной продовольственной программы ООН. Мы поддерживаем эти процессы, но не можем за суверенные государства принимать решения, тем более что они являются нашими близкими союзниками. При обращениях о поддержке мы ее всегда им оказываем.
Однако не стоит полагать, что количество стран, признавших Абхазию и Южную Осетию, будет как-то влиять на воспаленный мозг Президента Грузии и удерживать его от новых авантюр. Начав войну в августе 2008 г., М. Саакашвили напал на российских миротворцев, которые находились под защитой международного соглашения, подписанного Грузией. Но даже это его не остановило. Поэтому надо понимать, что это человек неуравновешенный.
Когда не так давно он был в Вашингтоне, то вышел после переговоров с Президентом Б. Обамой и заявил, что все в порядке, США восстанавливают в полном объеме военное сотрудничество с Грузией и процесс ее движения к членству в НАТО. Я поинтересовался у Госсекретаря Х. Клинтон, с которой на днях встречался в Нью-Йорке, так ли это. Но оказалось, что, как минимум, у грузинского руководителя несколько завышенные ощущения от того, что он услышал, хотя разговор шел по-английски, а он английский язык знает.
Второй вопрос, который я поставил перед Госсекретарем США, серьезнее. Сегодня начинаются и продлятся десять дней американо-грузинские военные учения США-Грузия, причем с сухопутным компонентом – там участвуют, если не ошибаюсь, до 300 американских военнослужащих. «Легенда» учений – подавление некоего восстания. Я привлек внимание Х. Клинтон к тому, что все это выглядит несколько провокационно, и мы надеемся, что подобного рода шаги будут рассматриваться не только в смысле поощрения Тбилиси за сохранение в Афганистане 1,5 тыс. грузинских военнослужащих, но и с точки зрения обеспечения стабильности в этом очень хрупком регионе Южного Кавказа.
Вопрос: В последнее время в ряде западных стран стало модно формировать «черные списки» российских должностных лиц на основании судебных и неправовых оценок. Эти действия можно рассматривать и как попытку вмешательства во внутренние дела России, и как противоправный нажим на российское правосудие. Какие меры может и должна выработать наша страна для того, чтобы поставить на место заморских любителей «охоты на ведьм»?
С. Лавров: Вы абсолютно правы в том, что касается неприемлемости с правовой точки зрения каких-то мер наказания лиц в период рассмотрения соответствующего уголовного дела, да еще до вынесения приговора. Но это не главное. Основное же то, что мы сами должны разбираться со своими делами, и вмешательство такого рода, конечно же, создает серьезные проблемы в отношениях с нашими партнерами. И мы об этом им говорим.
Сейчас, когда в США пытаются отменить поправку Джексона-Вэника – речь о сугубо американской проблеме. Когда Госдума ратифицирует пакет документов о присоединении России к ВТО страдать от сохранения этой поправки будет уже американский бизнес. Американцы пытаются компенсировать предстоящую отмену поправки принятием какого-то нового закона об ограничениях, которые могут вводиться в качестве наказания России за политику в области прав человека. Это неприемлемо, и может отбросить наши отношения с США далеко назад. Конечно же, об этом не говорят представители Администрации США, эти задумки вынашивают в Сенате и Палате представителей. Но Вашингтон должна понимать, что результат все равно серьезно негативно повлияет на двусторонние межгосударственные отношения.
И последний комментарий в связи с темой «черных списков». В принципе, по международному праву любая страна может отказать в выдаче визы любому гражданину иностранного государства без объяснения причин. Поэтому все подобные действия, по большому счету, – чистый «пиар», стремление показать, какие мы крутые: списки составляем, не пустим никого. Не пускайте, это ваше право. Мы тоже этим правом пользуемся.
Вопрос: Вопрос от российских граждан, проживающих либо работающих за рубежом. Вопрос из Шри-Ланки. Не действует норма Федерального закона № 114 «О порядке въезда из Российской Федерации и выезда в Российскую Федерацию», о возможности выдачи виз для въезда членам семьи гражданина России, которые не являются гражданами на основании его заявления, поданного в консульство по месту пребывания.
Еще вопрос от жителей блокадного Ленинграда, проживающих в Латвии. Они полагают, что необходимо заключить договор с Латвией об упрощенном порядке выдачи виз для посещения захоронений.
Пожалуйста, ответьте на эти обращения.
С. В. Лавров: Соглашениям о захоронениях мы придаем большое значение. У нас подобные соглашения подписаны с целым рядом стран. В отношении Латвии соглашение либо на стадии завершения, либо уже подписано. Я обязательно уточню.
Что касается первого вопроса. Руководитель загранучреждения обладает полномочиями в случаях, о которых Вы сказали, выдавать визы. Если гражданин России – не важно, постоянно проживающий или временно находящийся за рубежом, – обращается с заявлением, в котором поименованы его родственники, то виза выдается в посольстве или консульском учреждении. Если кто-то (я не исключаю, что такие случаи могут быть) уходит от своих обязанностей, пожалуйста, направьте мне конкретную информацию, когда такой отказ поступил.
Вопрос: Работает ли МИД на предупреждение военных конфликтов на Ближнем Востоке и во всем мире? Какие меры предпринимаются для недопущения военных действий вблизи российских границ?
С. В. Лавров: МИД России предпринимает определенные меры. Важно, чтобы они находили понимание, в данном случае у той стороны сирийского конфликта, на которую мы имеем влияние, а именно – у правительства Б. Асада. К сожалению, далеко не все наши советы и далеко не всегда своевременно находили практическое отражение в его деятельности. Да, Президент Сирии принял полезные законы, которые обновляют политическую систему и делают ее более плюралистичной, чем существовавшая ранее однопартийная система. Но это делается с большим опозданием, равно как и предложения о начале диалога. А тем временем вооруженное противостояние приобретает собственную динамику. Эта инерция может захватить и поглотить всех. Кто следующий? Надеюсь, что в случае с Сирией российской стороне удастся что-то сделать. Главное, не нарушить многоэтнический и многоконфессиональный характер хрупкого сирийского государства, сделанный в свое время, как говорится, «на живую нитку». Если там убрать существующую конструкцию, то рухнет вся пирамида. События в Сирии связаны также с процессами, проходящими внутри исламского мира, где напряжение между суннитами и шиитами предельно нарастает. Все это может «рвануть» так, что мало не покажется.
***
С. В. Лавров: Хочу сделать дополнение. Когда я говорил о продвижении русского языка и культуры, среди тех структур, которые этим занимаются, непростительно не упомянул Россотрудничество. Думаю, будет уместно сказать об этом сейчас, тем более, что К. И. Косачев приступил к работе на новом месте. Нам очень приятно, что эта работа продолжится в новых формах.
***
С. В. Лавров: В заключение хочу выразить искреннюю признательность всем участникам заседания, особенно тем, кто задавал вопросы и выступил от имени фракций с комментариями.
Полностью согласен с тем, что прогнозированию нужно уделять больше внимания. Мы в этом заинтересованы.
Признателен В. Н. Лихачеву за то, что он прокомментировал наши кадровые проблемы. Действительно, помимо дефицита дипломатов, для того, чтобы создавать новые загранточки, а это требуется – у нас в Анталии на 2,5 млн. туристов приходится 3 человека работают; в Шарм-аль-Шейхе и Хургаде вообще нет консульского присутствия. Мы сейчас вносим предложение открыть там генеральные консульства. Есть необходимость сделать то же самое в Донецке (Украина), в Усть-Каменогорске (Казахстан). В Гватемале тоже нет дипломатов, а там ежегодно отдыхают десятки тысяч туристов.
Не хватает нескольких сотен должностей для нормального обеспечения безопасности загранучреждений, что связано и с их сохранностью. У нас балансодержателями выступают МИД и Управление делами Президента. Что касается мидовской собственности – Посольств, Генеральных консульств, научно-культурных центров – возможно, было бы интересно установить их стоимость и просто ее знать. Но главное, чтобы эти помещения содержались в достойном виде. Их сохранность также связана со своевременным и достаточным страхованием. Могу заверить, что все эти объекты страхуются российскими компаниями на основе конкурсного отбора, и это обеспечивает бережное отношение к тому, что мы имеем.
В. В. Жириновский затронул тему работы парламентариев за рубежом. Не могу сказать, что мы вправе давать оценки работы наших парламентариев. Вместе с тем, заинтересованы тесно сотрудничать с парламентскими делегациями, направляющимися на различные мероприятия по линии ОБСЕ, Совета Европы, Парламентской ассамблеи НАТО. Готовы это сотрудничество и дальше всячески укреплять путем проведения накануне поездок совместных встреч, подготовки материалов с учетом обновленного состава Государственной Думы.
В этом же ключе, безусловно, поддерживаю идею о более активном развитии общественной дипломатии. Партии могут, наверное, сами решать, какие фонды для международной деятельности им следует создавать. Что касается МИД, мы прошли весь этот путь. Президент России одобрил наши предложения. Второй год работает Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова, а с 1 января 2012 г. – Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. На текущий год по линии первого Фонда запланировано порядка 50 мероприятий, в которых хотели бы участвовать российские неправительственные организации. Фонд будет распределять гранты с тем, чтобы наши НПО могли чаще появляться на международных площадках, участвовать в различных форумах, где в отсутствие представителей правительств часто рождаются и обкатываются идеи, которые потом овладевают умами действующих политиков.
Поддерживаю идею А. А. Климова, который до начала сегодняшнего заседания предложил подготовить и провести слушания на тему «Права человека в странах Евросоюза». Считаю, что это верная идея. Мы никогда не считали права человека закрытой темой. Готовы обсуждать и свои проблемы в данной сфере. Это не является нарушением суверенитета, если все делается взаимоуважительно, и при опоре на обязательства, принятые всеми в рамках Всеобщей декларации прав человека и других универсальных инструментов, в которых, повторю, страны добровольно участвуют. Будет очень полезно в дополнение к слушаниям по этой тематике в Европарламенте, провести и наше встречное мероприятие.
Благодарю всех за заинтересованное участие в «Правительственном часе».
|