Источник: сайт «Президент России» 24 октября 2013 года, 20:30
В Минске проходит заседание Высшего Евразийского экономического совета.
В заседании, посвящённом вопросам развития интеграции на евразийском пространстве, принимают участие Президент России Владимир Путин, Президент Белоруссии Александр Лукашенко, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко.
Позже встреча продолжилась с участием Президента Армении Сержа Саргсяна, Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, Президента Украины Виктора Януковича, Первого вице-премьер-министра Киргизии Джоомарта Оторбаева.
* * *
Выступление на заседании Высшего Евразийского экономического совета
В.ПУТИН: Уважаемые коллеги, друзья!
Со времени нашей последней встречи в Астане мы, считаю, продвинулись по ряду основных вопросов интеграционной повестки, определили дальнейшие шаги по реализации потенциала [Таможенного] союза и Единого экономического пространства .
Что практически делается. Ведётся кодификация нормативно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства. Отмечу, что это та основа, на которой будет строиться Евразийский экономический союз. Мы в принципе согласны с любым вариантом развития событий по ЕЭП, важно здесь ничего не потерять. Мы все знаем, и Нурсултан Абишевич об этом сказал: он является в значительной степени базой в нормативно-правовом смысле для Таможенного союза, и мы не можем его просто ликвидировать и ничего не добавить в Таможенный союз.
Считаю, много сделано с точки зрения кодификации и укрепления нормативно-правовой базы, и это должно быть всё положено в основу Евразийского экономического союза. Что касается ЕврАзЭС , то в принципе, я думаю, можно согласиться и нужно согласиться с Нурсултаном Абишевичем, нам только нельзя потерять тот нормативно-правовой фундамент, на котором в известной степени стоит и Таможенный союз, иначе мы выбьем из-под него нормативно-правовую опору. Тогда можно сделать так, как Нурсултан Абишевич предложил: взять часть этой нормативной базы или переподписать – с юристами надо посоветоваться – и включить в нормативно-правовую базу самого Таможенного союза. Мы не можем просто так ликвидировать, иначе мы подорвём правовую основу самого Таможенного союза. Но что-то с этим нужно сделать, я не могу здесь не согласиться с Нурсултаном Абишевичем. Надо подумать и найти это решение, которое не обременяло бы нас лишними структурами. И конечно, нельзя забывать про наших партнёров. Здесь тоже можно пойти по этому пути: пригласить их в качестве наблюдателей, чтобы они не терялись, чтобы они были всегда вместе с нами, чтобы понимали, что происходит, и отчасти пользовались бы этими инструментами, которые уже наработаны в ЕЭП. Над этим, конечно, нужно подумать.
Считаю важным, чтобы Договор о Евразийском экономическом союзе, ради обсуждения которого мы и собрались сегодня, включал в себя долгосрочные цели нашего взаимодействия. В нём необходимо отразить новое качество интеграции по сравнению с нынешними форматами – Таможенным союзом и Единым экономическим пространством. Должно быть чётко прописано, что мы будем вести согласованную политику в ключевых сферах экономического регулирования.
Евразийский экономический союз призван обеспечить максимальную реализацию свободы передвижения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. То, что мы пока не достигли по некоторым позициям того, о чём договаривались раньше, конечно, прискорбно. Здесь тоже согласен с коллегами: нужно в этом направлении двигаться и добиваться тех целей, которые мы перед собой поставили. Первое.
Второе. Как мы договаривались на встрече в Астане, нужно, конечно, работать над устранением всяческих изъятий и каких-то взаимных преференций. Нужно создавать равные условия. Это большая работа, мы понимаем, но эта работа тоже должна быть с двусторонним движением. Должен быть компромисс, который всех устраивает.
Нужно говорить о создании евразийских сетей в сфере энергетики, транспорта, телекоммуникаций. Такое сближение обеспечит самые благоприятные условия для развития потенциала наших экономик. Вряд ли у кого-то есть сомнения, что региональная интеграция, а весь мир идёт по этому пути, – наиболее действенное средство для максимального использования внутренних ресурсов роста, повышения конкурентоспособности на мировых рынках, и, безусловно, мы уже много раз об этом говорили, вместе мы сильнее, нам проще реагировать на глобальные вызовы.
За три года функционирования Таможенный союз доказал свою эффективность. Наши страны сформировали рынок на пространстве СНГ в 170 миллионов человек. Укрепляются кооперационные связи, прежде всего в промышленности и машиностроении. Уверенно расширяется наш экспорт, диверсифицируется его структура. Товарооборот Таможенного союза с внешними рынками постоянно растёт, за восемь месяцев текущего года составил 604 миллиарда долларов.
Только сейчас говорилось о том, что мы должны крайне аккуратно подходить к расширению нашего союза, полностью с этим согласен, и условия должны быть для всех одинаковыми. И тоже мы сейчас в совсем узком составе, втроём об этом говорили, согласились с этой позицией. Нурсултан Абишевич упомянул об интересе третьих стран к этому объединению, к Таможенному союзу, в том числе Турции. Хотел бы вас проинформировать, уважаемые коллеги, о том, что такой же интерес проявляет и другая крупная экономика, одна из самых крупных экономик в мире, – это Индия.
Только что у нас в гостях был наш большой друг, Премьер-министр Индии [Манмохан Сингх]. Он просил меня поставить вопрос на нашей сегодняшней встрече о том, что Индия хотела бы рассмотреть возможность подписания договора о зоне свободной торговли с Таможенным союзом. Я думаю, что, имея в виду объёмы, масштабы индийского рынка, перспективы развития Азии в целом, нам нужно самым серьёзным образом отнестись к этому предложению.
На фоне общего замедления темпов роста в мире макроэкономические показатели «тройки»: России, Белоруссии и Казахстана – выглядят вполне приемлемо, удовлетворительно. В первом полугодии 2013 года валовый внутренний продукт вырос на 1,7 процента. Взаимный товарооборот в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, без учёта топливно-энергетической продукции, в январе–августе прибавил 2 процента.
Кризисные явления в мировой экономике не обошли стороной, конечно, и наши государства, но, чтобы преодолеть их, необходимо и далее углублять интеграцию, совершенствовать наш общий рынок товаров и услуг, улучшать условия ведения бизнеса. Россия исходит именно из такой логики и готова к самому тесному взаимодействию, уважаемые коллеги.
Спасибо большое за внимание.
Пресс-конференция по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета
А.ЛУКАШЕНКО: Уважаемые друзья!
Сегодня здесь, в Минске состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.
В ходе Высшего совета в конструктивном ключе были рассмотрены актуальные вопросы, определяющие динамику и перспективы дальнейшего развития нашей интеграции. В частности, большой блок вопросов был посвящен работе над договором о Евразийском экономическом союзе. Мы с коллегами договорились о том, какие конкретные поручения будут даны правительствам наших стран по доработке проекта договора.
Были также рассмотрены вопросы, касающиеся модельного закона о конкуренции, порядка перемещения наркотических, психотропных веществ в Таможенном союзе, исполнения бюджета Евразийской экономической комиссии и ряд других.
При этом хочу подчеркнуть, при рассмотрении первого вопроса дискуссия была острой, но мы решили все вопросы по договору, которые были до этой дискуссии, мы пришли к единому мнению и приняли соответствующее решение. Оно не секретное, вы можете с ним ознакомиться.
Принятое решение продемонстрировало неуклонное стремление стран – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства к дальнейшему поступательному углублению интеграционных процессов. Помимо руководителей «тройки» в заседании Высшего экономического совета в качестве приглашенных также приняли участие президенты Армении, Украины, Таджикистана и представители Кыргызстана.
Мы рассмотрели вопросы по дальнейшему взаимодействию «тройки» с Арменией, которая выразила желание участвовать в Таможенном союзе и ЕЭП, и с Украиной, которая заявляет о намерении подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Все поставленные вопросы Армении и Украины, касающиеся Таможенного союза, ЕЭП и в перспективе Евразийского экономического союза, были рассмотрены на этих заседаниях, были даны исчерпывающие, честные, открытые ответы нашим коллегам. Мы приветствовали их желание вступить в Таможенный союз. Это очень важные вопросы, которые окажут серьезнейшее влияние на развитие торгово-экономических отношений во всем регионе.
Мы с самых ранних этапов интеграции последовательно придерживались позиции о том, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве, несомненно, являются благом для экономического развития их участников, а в конечном итоге – для простых людей, граждан этих государств.
Мы ни перед кем не закрываем дверь в наше объединение, а если кто-нибудь ее перед собой захлопнет сам – это будет противоестественно. Наши народы слишком многое связывает, чтобы мы отгораживались друг от друга. Наше интеграционное объединение открыто для участия других государств, которые разделяют его цели и готовы принять на себя требуемые обязательства.
Единое экономическое пространство сегодня – это колоссальный рынок с огромным числом потребителей, это значительные возможности для промышленной кооперации, реализации инвестиционных проектов, инновационного развития.
Успешность интеграционного проекта пробудила интерес к установлению с Таможенным союзом режима свободной торговли у таких стран, как Вьетнам, Новая Зеландия, государства Ассоциации свободной торговли. И сегодня Президент России проинформировал о том интересе, который проявляют к нашему образованию Индия, Израиль, другие страны и экономические блоки.
Нурсултан Абишевич сказал о том, что и Турция очень внимательно изучает ситуацию в рамках Таможенного союза. Всем очевидно, что кризисные явления, которые имеют место в мировой экономике, гораздо легче пережить вместе.
Мы выступаем за активизацию интеграционных процессов на постсоветском пространстве, мы видим в интеграции мощный фактор, способствующий динамичному развитию наших государств.
Благодарю за внимание.
Владимир Владимирович, пожалуйста.
В.ПУТИН: Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, дамы и господа!
Сегодняшние переговоры были насыщенными и содержательными. Мы наметили новые ориентиры развития евразийской экономической интеграции, подтвердили стратегический курс на наращивание промышленной кооперации, торговых и инвестиционных связей.
Главы государств «тройки» договорились двигаться к тому, чтобы полностью ликвидировать действующие изъятия и ограничения из общего режима Таможенного союза и Единого экономического пространства. Это значит, что будут сняты все остающиеся барьеры на пути свободного обмена товарами, услугами, капиталом, технологиями и рабочей силой.
Завершается кодификация правовой базы Таможенного союза, Единого экономического пространства. В финальную стадию входит и процесс согласования текста Договора о Евразийском экономическом союзе.
У нас есть общее понимание, что Союз должен проводить сбалансированную макроэкономическую и бюджетную политику. Планируем также более плотно координироваться в вопросах занятости и развития инфраструктуры, включая создание евразийских транспортных и энергетических сетей.
Большое внимание страны «тройки» уделяют вопросам создания общего рынка высокотехнологичной продукции, улучшения инвестиционного и делового климата, что должно прямо способствовать повышению эффективности наших национальных экономик.
Устойчивый рост неразрывно связан с развитием конкуренции. В связи с этим мы одобрили соответствующий модельный закон. Он направлен на сближение правового регулирования в области конкурентной политики Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации.
Реальные достижения евразийской интеграции вызывают растущий интерес у наших партнеров по СНГ и в других странах мира. Об этом сейчас Президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко сказал.
Мы поддержали намерение Армении и Киргизии присоединиться к нашему интеграционному проекту. Договорились о создании рабочей группы, которой поставлена задача в кратчайшие сроки подготовить соответствующую «дорожную карту».
И в заключение хочу поблагодарить коллег за конструктивную дискуссию. Конечно, особые слова благодарности нашим хозяевам за организацию этой встречи и работы. И конечно, нам было очень приятно работать таких приспособленных для работы в такого рода и уровня интерьерах и помещениях. Мне кажется, что здесь очень удобно. Я хозяев с этим поздравляю.
Спасибо большое.
Н.НАЗАРБАЕВ: Мои коллеги вас проинформировали обо всем, о чем мы говорили.
Мы договорились, что мы идем на подписание соглашения о создании Евразийского экономического союза, который должен начинать работу с 1 января 2015 года. Для этого в мае следующего года мы должны увидеть проект документа и его подписать, с тем чтобы успеть за полгода ратифицировать его в своих парламентах. Это была главная задача. Первый документ, состоящий из двух частей, был главным обсуждаемым вопросом.
Мы подводили итоги работы Таможенного союза, отметили его успехи и издержки снижения товарооборота, взаимной торговли, связанные со снижением цен на товары мирового экспорта. Мы говорили очень серьезно о том, что наши подписанные соглашения в части изъятий общего рынка иногда не выполняются соответствующими региональными структурами. И наша комиссия во главе с Виктором Борисовичем Христенко должна поработать над этими проблемами.
Организация очень серьезная, мы подходим к ней очень серьезно. Это самая глубокая интеграция на постсоветском пространстве. Каждое государство в интеграционное объединение идет потому, что оно само не может решить эти вопросы, а решаются они вместе. И там оно хочет иметь равноправные отношения и взаимную выгоду. Только в этом случае интеграционное объединение выживет.
Поэтому мы очень осторожно подходим к приему новых членов. Сначала рабочая группа должна изучить, каков уровень экономики этой страны, каков уровень реформированности, подходят ли наши экономики друг другу для интеграции. Поэтому для Кыргызстана и Армении создана рабочая группа и будет создана «дорожная карта», по которой мы будем принимать.
И третье. Для Казахстана важно завершить свои переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию, возникли отдельные проблемы. Это было предметом обсуждения. В результате мы приняли согласованные решения по всем важным вопросам и будем двигаться дальше. Спасибо.
А.ЛУКАШЕНКО: Уважаемые друзья, мы сделали заявления.
Хочу вас проинформировать, мы также приняли решение о наших заключительных переговорах в подобном формате. Эта встреча пройдет в декабре в Москве, об этом было условлено ранее. Это будет третья встреча в этом формате, поэтому мы всех журналистов приглашаем на эту встречу.
Хочу от имени президентов поблагодарить всех экспертов, представителей правительств всех стран Таможенного союза и ЕврАзЭС, которые так или иначе принимали участие в подготовке этой встречи и наработке тех материалов, которые сегодня были положены в основу принятия решений. Большое вам спасибо.
И чтобы было совсем демократично, может, мы что-то не сказали или не досказали, если будут какие-то вопросы, мы так договорились, мы на них ответим. Хотя бы по одному от государства.
ВОПРОС: Вопрос президентам России и Беларуси.
Россия неоднократно заявляла, и Владимир Владимирович также сегодня это подтвердил, что она готова строить Евразийский экономический союз без изъятий и ограничений. Возьмем, допустим, такую позицию, как нефть и нефтепродукты: да, мы готовы, но если партнеры также пойдут на уступки по чувствительным позициям. И вот сейчас в российской прессе активно обсуждают возможность отмены экспортной пошлины на нефтепродукты, но при одновременном соразмерном увеличении налогов на добычу нефти. Не получится ли в таком случае, что уступки России менее весомые, чем уступки, на которые пойдут или пошли Белоруссия и Казахстан? Спасибо.
В.ПУТИН: А почему мы с Вами здесь говорим о каких-то уступках? Мы говорим о поиске баланса интересов. А баланс интересов предполагает, что если изъятия, о которых Вы сказали, а это очень важный вопрос, мы из наших таможенных правил в рамках Таможенного союза будем убирать, то они должны быть убраны все. Во всяком случае, мы должны, если двигаться по этому пути, то сбалансированно и учитывая интересы друг друга.
Мы понимаем, что для наших партнеров важно исключить это изъятие, связанное с нефтепродуктами, с нефтью и так далее. Мы готовы. Для нас это потеря бюджета, но мы готовы это сделать. Но мы рассчитываем на то, что и партнеры пойдут нам навстречу, убирая те изъятия, которые для них, как они считают, важны. Это требует определенного времени.
Нурсултан Абишевич Назарбаев сегодня предложил формулу, казахстанские наши партнеры предложили, что мы к какому-то времени согласуем сроки и движение по направлению этих изъятий. Мы согласились, мы считаем, что это здравый, профессиональный подход.
А.ЛУКАШЕНКО: Да, действительно, Владимир Владимирович когда-то в закрытом режиме, но это не секрет был, а стало достоянием средств массовой информации, когда был поставлен вопрос об изъятиях и ограничениях – потому что: что это за Единое экономическое пространство, а тем более Евразийский экономический союз, если там куча изъятий и ограничений, – когда был поставлен вопрос и дошло до обсуждения, Владимир Владимирович, выступая, сказал: да, как и вы, мы готовы к изъятию и работать без ограничений, если на это пойдут и партнеры. Равноправная постановка вопроса.
Должен сказать, что Нурсултан Абишевич предложил некий промежуток времени в этом процессе. Беларусь, и я тоже об этом сегодня сказал, готова работать сегодня без изъятий и ограничений. Да, это конкуренция, да, это усиление конкуренции в отдельных секторах. Но если мы от своих партнеров требуем и просим, чтобы этих изъятий не было, то мы должны делать соответствующие шаги. Мы слово в слово подтвердили свою позицию, и в данном случае мы не будем требовать того, чтобы был некий промежуток времени, адаптация по тем или иным вопросам. Поэтому мы в самые сжатые сроки примем решения, которые будут устраивать и Российскую Федерацию, и наших друзей в Казахстане, и Беларусь.
ВОПРОС: Нурсултан Абишевич, мы с коллегами внимательно слушали, о чем говорили президенты трех стран на заседании в узком составе – о торговых барьерах, о проблемах доступа товаров на рынки стран Таможенного союза. И сейчас Владимир Владимирович и Нурсултан Абишевич говорят о решении. И все-таки нам хотелось узнать о конкретных поручениях. С чего в первую очередь начнет Евразийская экономическая комиссии устранение данных проблем?
Н.НАЗАРБАЕВ: Я уже говорил в своем выступлении, что мы приняли документы: соглашения и договоры – и хотим, чтобы эти соглашения выполнялись. Вы сейчас слышали, что вопрос нефти, нефтепродуктов, газопроводов и нефтепроводов. Конечно, Россия среди нас самое большое государство и у нее самые большие издержки. Но несмотря на это, мы вместе работаем. Есть экономические вопросы, на пути движения товаров продолжают причинять препоны фитосанитария, лабораторные исследования под всякими предлогами, наши бизнесмены жалуются на это дело, и мы поручили в этом во всем разобраться. Это, во-первых.
Во-вторых, есть такой вопрос. В последнее время Казахстан и Беларусь экспортируют в Россию в три-четыре раза меньше, чем Россия экспортирует к нам, то есть торговый дисбаланс. Это тоже есть во всем мире, ничего страшного нет. Здесь надо создавать совместную работу, совместные предприятия увеличивать. Опять же это случилось из-за того, что снизилась стоимость энергетических ресурсов, минеральных ресурсов, которые мы взаимно поставляли. Эти вопросы должны решаться.
«Мы решим все вопросы, – Россия говорит. – И вы тоже решите вопросы». Если раскрыть эту тайну, о чем идет речь: речь идет о том, что вы раскроете нам услуги, то есть позволите огромным российским банкам прийти на территорию Казахстана работать, откроете небо, чтобы самолеты летали, откроете другие вопросы, которые есть. Но дело в том, что финансовые системы разных государств разные. Я считаю, в Казахстане продвинутая финансовая система, но система пенсионного обеспечения, система страховая, финансовая, поэтому наша Европейская комиссия должна избрать лучший пример. Если это лучший белорусский, лучший российский, мы должны по этому пути идти, а не тянуть реформированные государства назад, а для этого нужен поэтапный переход. Мы сегодня в Соглашение записали: поэтапный переход к услугам. Сначала решаем основные вопросы, услуги будем постепенно решать.
ВОПРОС: Вопрос к Президенту Путину. Владимир Владимирович, ответьте, пожалуйста, максимально конкретно: Вы за или против подписания Украиной соглашения об ассоциации с Европейским союзом?
В.ПУТИН: Мы не за и не против. Это вообще не наше дело. Это суверенное право украинского народа, украинского руководства в лице Президента, парламента и правительства.
ВОПРОС: Тогда скажите, пожалуйста, прямо. После подписания этого соглашения об ассоциации возможно ли присоединение Украины к странам таможенной «тройки»? И если нет, то почему?
В.ПУТИН: Нет, невозможно. Невозможно это потому, что в рамках этой ассоциации предполагается создание зоны свободной торговли между Евросоюзом и Украиной. В рамках этой зоны Украина берет на себя обязательство внедрить на своей территории торговые правила, торговые режимы торговой политики Евросоюза.
Из 10,5 тысячи импортных таможенных тарифов (примерно, я сейчас могу ошибиться) 7666 тарифов обнулить с момента вступления этого соглашения в силу, а оно может вступить в силу уже в начале следующего года, где-то в феврале. Еще через три года раскрытие рынка будет где-то на 85,5 процентов, а еще через несколько лет – на 98,5 процента. Мы считаем, что такое раскрытие рынка для нас очень опасно, неприемлемо на сегодняшнем этапе развития нашей экономики.
Я уже многократно говорил, мы стремимся к тому, чтобы создать единое евразийское экономическое пространство: от Лиссабона до Владивостока. Но для того, чтобы это было на равноценной, равноправной основе, чтобы мы не несли экономических потерь и, как производное, в социальной сфере не имели проблем, это должно быть согласовано постепенно.
И возникает следующий вопрос: как нам известно, Украина обязуется внедрить на своей территории, в своей экономике технические регламенты Евросоюза. Это очень важный вопрос. Что это такое для людей, которые не посвящены в эти дела. Это значит, что почти все товары или многие товары, производимые на Украине, должны подчиняться техническим правилам Евросоюза. Это хорошие технические регламенты, даже очень хорошие. Но для того, чтобы по ним выпускать товары, нужна модернизация экономики и различных отраслей производства. Это требует больших инвестиций. По нашим экспертным оценкам, в районе сотни миллиардов евро. Есть эти источники?
Ведь когда страна присоединяется в полноформатном масштабе к Евросоюзу, она получает кредиты, льготы какие-то и так далее. Но Украина не присоединяется полномасштабно, и никаких кредитов, по-моему, особых и льгот не предусматривается.
К чему это может привести, по нашему мнению, – к вытеснению собственно украинских товаров на другие рынки, прежде всего на рынок Таможенного союза. А если иметь в виду, что у нас есть зона свободной торговли, и Украина, и Россия являются членами этой зоны, то, безусловно, это приведет к вытеснению на наш рынок. Поэтому мы оставляем за собой право использовать протокол №6 договора о зоне свободной торговли, для того чтобы свой рынок защитить.
Это не значит, что мы будем запрещать ввоз на российский рынок украинских товаров. Но это значит, что эти товары не будут пользоваться льготным режимом в рамках зоны свободной торговли, а на них будет распространено правило так называемого режима наибольшего благоприятствования. То есть в такое же положение будут поставлены товары украинского производства, как и всех других стран мира – членов ВТО.
Мы обратили внимание еще на один момент. Я сегодня проинформировал своих коллег. Одно из положений гласит, что при конечной сборке на территории Украины товар будет считаться украинского происхождения, даже если он произведен из комплектующих стран ЕС. Это что такое? Это «отвертка» называется, «отверточная сборка». А мы не хотим отверточную сборку иметь на своей территории в массовом масштабе. Мы добиваемся от наших партнеров и практически добились уже, если, скажем, в сфере машиностроения мы осуществляем общие проекты, чтобы это были проекты с глубокой степенью локализации – 60-70 процентов. И мы об этом договорились. Скажем, в области автомобильной промышленности работают все наши основные мировые партнеры, мировые бренды. Мы не хотим, чтобы с заднего крыльца мы получили какой-то «подарок» в виде «отвертки». Об этом тоже надо подумать. И это, кстати говоря, может существенно осложнить наше сотрудничество в таких высокотехнологичных сферах, как авиация, космос, судостроение – машиностроение в целом.
И, наконец, по сельскому хозяйству. Украина согласилась, по сути, открыть полностью, либерализовать рынок сельскохозяйственной продукции. Это и в сфере животноводства, и что касается завоза живого скота, и мясопродукции. Это касается и растениеводства, потому что, кроме этого, как мы видим из проектов документов, Украина согласилась полностью перейти на санитарно-ветеринарные правила Евросоюза. Это все предметы очень сложных, предметных переговоров. Мы не являемся участниками этих переговоров и не можем вот так, в явочном порядке все это принять на свой счет и перенести на российскую почву.
Поэтому мы сегодня договорились с Виктором Федоровичем, мы проведем, конечно, консультации с украинскими партнерами в соответствии с правилами, изложенными в договоре о зоне свободной торговли, но оставляем за собой право применить те меры защиты, о которых я уже сказал.
А.ЛУКАШЕНКО: Спасибо.
Уважаемые друзья, большое спасибо вам всем. Приятного ужина. До завтра. Благодарю вас.
Встреча с Президентом Белоруссии Александром Лукашенко
Владимир Путин и Президент Белоруссии Александр Лукашенко обсудили итоги заседания Высшего Евразийского экономического совета.
А.ЛУКАШЕНКО: Уважаемый Владимир Владимирович!
Прежде всего хочу еще раз поблагодарить Вас, Ваших коллег за этот визит и ту поддержку, которая оказана Вами в процессе работы сегодняшнего дня в рамках Евразийского экономического совета.
Мы только что с Вами об этом говорили, это был удачный день. Нам удалось не просто обсудить массу вопросов. Наверное, нам еще предстоит осмыслить тот большой шаг, я не скажу прорыв, но большой шаг, который мы сделали в результате нашей сегодняшней работы, нашего общения.
Все-таки мы по всем принципиальным вопросам формирования нашего союза, самое главное, подготовки основного договора Евразийского экономического союза значительно продвинулись, определили его контуры.
Конечно, работа еще предстоит немалая, но сделано столь велико, что накануне ни Вы, ни я, наверное, не думали, что нам удастся продвинуться по принципиальным вопросам. Поэтому я очень рад, что и Вы, и все наши коллеги положительно оценили сегодняшнюю работу.
Думаю, наши переговоры долго не затянутся, потому что в контексте сегодняшнего дня, наверное, три-четыре вопроса, которые у нас есть, я хотел бы с Вами и Вашими товарищами обсудить, чтобы видеть перспективу и принять конкретное решение уже сегодняшнего дня.
В.ПУТИН: Согласен с Вашей оценкой результатов нашей сегодняшней работы.
Действительно, до этой встречи на уровне экспертов многие вопросы были согласованы, но часть из них фактически была оставлена на наше решение. И я очень Вам благодарен за то, что Вы как председатель смогли так интеллигентно разрулить все эти компромиссные развязки, и мы смогли в результате выйти на общее, согласованное и приемлемое решение практически по всем вопросам.
Действительно, работа сегодня была результативной в значительной степени благодаря тому, как она была организована. Так что большое Вам спасибо.
Я очень рад возможности поговорить и о двусторонних отношениях.
<…>
Заседание Совета глав государств СНГ
Владимир Путин принял участие в заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств в Минске.
Обсуждались перспективы расширения торгово-экономического взаимодействия, сотрудничество в правоохранительной сфере, дальнейшее развитие культурно-гуманитарных связей.
В заседании также приняли участие Президент Азербайджана
Ильхам Алиев , Президент Армении
Серж Саргсян , Президент Белоруссии
Александр Лукашенко , Президент Казахстана
Нурсултан Назарбаев , Президент Молдовы
Николай Тимофти , Президент Таджикистана
Эмомали Рахмон , Президент Узбекистана
Ислам Каримов , Президент Украины
Виктор Янукович , Первый вице-премьер-министр Киргизии Джоомарт Оторбаев, Заместитель Председателя Кабинета министров Туркменистана Аннамахаммет Гочыев, Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев.
По итогам встречи подписан пакет документов.
Выступление на заседании Совета глав государств СНГ в узком составе
В.ПУТИН: Белорусские коллеги очень многое сделали для подготовки сегодняшней встречи, подготовлен целый ряд важных документов по ключевым направлениям нашего взаимодействия.
Мне кажется, приоритетное значение нужно придать сегодня состоянию дел в экономической сфере. Тем более что рост экономик государств Содружества в 2012 году составлял 3,4 процента, а в этом году будет лишь 1,8 процента. То же самое можно сказать и об инвестициях, которые значительным образом сократились. Это серьёзный элемент нашего сегодняшнего дня, который нужно иметь в виду, так же как и сокращение внутреннего товарооборота между странами СНГ.
Разумеется, эти тенденции нельзя рассматривать в отрыве от ситуации в мировой экономике, а она оставляет желать лучшего. Однако нашим странам вполне по силам формировать собственную повестку развития, генерировать крупные инвестпроекты, совершенствовать деловой климат, не дожидаясь улучшения внешней конъюнктуры.
Для эффективного противодействия влиянию глобального кризиса необходимо развивать и наши интеграционные связи. Значимым шагом в этой связи можно считать подписание в 2011 году Договора о зоне свободной торговли в СНГ. Надеюсь, что она будет развиваться и окажет своё положительное влияние на торгово-экономические связи.
Не менее важно способствовать формированию в наших странах предсказуемой и безопасной деловой среды, как я уже сказал. На решение этой задачи направлена деятельность создаваемого сегодня Межгосударственного совета по противодействию коррупции.
Необходимо наращивать взаимодействие в правоохранительной сфере в целом. К нынешнему заседанию удалось согласовать целый ряд среднесрочных программ, предусматривающих конкретные меры по противодействию оргпреступности, терроризму, незаконному обороту наркотиков. Подготовлена Концепция сотрудничества в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий.
В рамках Содружества хорошо зарекомендовала себя практика объявления тематических годов. Нынешний год посвящён вопросам охраны окружающей среды. Следующий планируется объявить Годом туризма. В качестве одной из приоритетных задач рассматриваем разработку Стратегии развития сотрудничества в области туризма на период до 2020 года. Страны СНГ располагают уникальным многообразием культурно-исторических и природных достопримечательностей. Необходимо повышать их доступность, развивать региональную транспортную инфраструктуру, инвестировать в создание совместных объектов.
Например, у нас с Белоруссией есть хороший проект, функционирующий с 2012 года, формируется крупнейший в Содружестве проект протяжённостью 220 километров – водный туристический маршрут «По Днепру: по пути из варяг в греки». Схожие проекты прорабатываются нами с Украиной и Азербайджаном. Я недавно был в Азербайджане, сам с удовольствием посмотрел, как развивается Баку, мы походили по центральной части города, просто замечательно. Уверен, если люди будут знать о том, что происходит в наших странах, интерес будет постоянно возрастать.
Реализация Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» также, на наш взгляд, будет способствовать развитию туристических обменов. Поддерживаем предложение об объявлении в 2014 году культурными столицами СНГ городов Алма-Ата и Ош.
Разумеется, необходимо продолжать работу по сохранению и укреплению общего гуманитарного пространства Содружества. Месяц назад в Минске с большим успехом прошёл уже восьмой по счёту форум творческой и научной интеллигенции СНГ. Уверен, что проведение таких мероприятий будет и впредь способствовать развитию контактов в культуре, науке и образовании.
И в заключение хотел бы особо отметить важность совместной подготовки к празднованию 70-й годовщины окончания Великой Отечественной войны. Наш общий долг перед поколением победителей – достойно отметить этот юбилей. Первые шаги мы делаем уже сегодня, принимаем решение об объявлении 2015 года в СНГ Годом ветеранов Великой Отечественной войны. Проработку юбилейных мероприятий нужно начинать заблаговременно. Многое предстоит сделать будущему председателю Содружества – Украине. 1 января 2014 года она принимает на себя эту работу. Мы готовы оказывать украинским друзьям всестороннюю помощь и поддержку.
Благодарю вас за внимание.
Документы, подписанные по итогам заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств
1. Решение «Об объявлении 2014 года Годом туризма в Содружестве Независимых Государств»
2. Решение «Об объявлении 2015 года в Содружестве Независимых Государств Годом ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов»
3. Решение «О единой юбилейной награде, учреждённой к 70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»
4. Решение «О деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств по реализации решений высших уставных органов СНГ»
5.1 Решение «О Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2014–2018 годы»
5.2. Решение «О Программе сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014–2016 годы»
5.3 Решение «О Программе сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании на 2014–2018 годы»
5.4 Решение «О Программе сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2014–2018 годы»
6. Решение «О реализации в 2014 году Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в Республике Казахстан и Кыргызской Республике»
7. Решение «О Концепции сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий»
8.1. Решение «О Соглашении о защите секретной информации в рамках Содружества Независимых Государств и Правилах обращения с секретной информацией в органах Содружества Независимых Государств»
8.2. Соглашение о защите секретной информации в рамках Содружества Независимых Государств
9. Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции
10.1. Решение «Об упразднении Межгосударственного валютного комитета и дальнейшем сотрудничестве государств – участников СНГ в области финансовых, валютно-платежных и кредитных отношений»
10.2. Протокол о прекращении действия Соглашения о создании Межгосударственного валютного комитета от 26 мая 1995 года
11. Решение «О заместителе Председателя Экономического Суда Содружества Независимых Государств»
12. Протокольное решение «О награждении Грамотой Содружества Независимых Государств»
13. Решение «О председательстве в Содружестве Независимых Государств»
14. Протокольное решение «О проведении очередного заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств»
|