Прошло уже больше трех месяцев с тех пор, как на Ливию упали первые натовские бомбы, однако президент Обама так и не направил в Конгресс запрос на одобрение военной операции, как того требует закон 1973 года о полномочиях в условиях военного времени. Те правовые махинации, на которые пошел Обама, чтобы оправдать войну без согласия Конгресса, создает тревожный прецедент, который может позволить будущим администрациям вести войны, когда им вздумается, в отсутствие правовых сдержек и противовесов.
Объявив об участии США в ливийской кампании, Обама уведомил об этом Конгресс в течение 48 часов, как предписано законом о полномочиях в условиях военного времени. После этого начался 60-дневный период, в течение которого он должен был получить одобрение Конгресса; в противном случае, по закону он был обязан прекратить все "боевые действия" в течение 30 дней.
Прошлое воскресенье стало девяностым днем авиаударов по Ливии, но Обама, опираясь на сомнительные юридические заключения, отказывается прекратить американское военное вмешательство. Юридический советник Белого дома Роберт Бауэр (Robert F. Bauer) объявил, что президент может, невзирая на требования закона о полномочиях в условиях военного времени, продолжать кампанию в Ливии без одобрения законодателей сколько ему заблагорассудится. Это заключение лишено прочной правовой базы. Действуя на его основе, Белый дом разрушил традиционный правовой процесс, разработанный исполнительной ветвью власти за последние 75 лет для поддержания верховенства закона.
Начиная с 1930-х годов высшим авторитетом в области юридического толкования было элитное подразделение министерства юстиции — юридический совет. Его сотрудники — порядка 25 юристов — составляют юридические заключения, выслушав аргументы Белого дома и других министерств.
Но не на этот раз. После того как Кэролайн Красс (Caroline D. Krass), исполняющая обязанности главы юридического совета, заявила президенту, что он должен действовать в соответствии с требованиями закона, советник Белого дома решил упредить традиционное заключение министерства юстиции. По мере приближения крайнего срока, прописанного в законе, Бауэр провел ряд встреч в Белом доме, в ходе которых оспорил интерпретацию юридического совета и предложил ведущим юристам государственного департамента и Пентагона совместно подготовить альтернативное юридическое заключение для президента.
Этот превентивный шаг не был беспрецедентным. При администрации Джорджа Буша, вскоре после терактов 11 сентября, юрист Белого дома Альберто Гонсалес (Alberto R. Gonzales) провел экстренную встречу с чиновниками, в том числе из государственного департамента и министерства обороны. Именно в этих гиперполитизированных обстоятельствах Джон Ю (John Yoo), представлявший юридический совет, подготовил свои злосчастные "пыточные меморандумы", представленные на одобрение президенту Бушу.
На этот раз игроки иные, но динамика осталась прежней. Обама создает радикальный и опасный прецедент для следующего верховного главнокомандующего, у которого в резюме вряд ли будет фигурировать Harvard Law Review [юридический журнал Гарвардского университета — прим. пер.].
С моральной точки зрения имеется существенное отличие между санкционированием пыток и продолжением кампании авиаударов, призванной спасти тысячи ливийцев от резни, которую готовит им полковник Муаммар Каддафи. Но с правовой точки зрения Обама создает еще худший прецедент.
Хотя меморандумы Ю представляли собой насмешку над действующим законодательством, они, по крайней мере, были одобрены юридическим советом. В отличие от них, решение Обамы проигнорировать мнение совета и принять мнение юриста Белого дома подрывает систему сдерживания президентской власти.
В Вашингтоне такие вещи имеют огромное значение. Назначение юридического советника Белого дома, в отличие от главы юридического совета, не требует одобрения Сената, что означает, что президент может назначить, кого пожелает. Одни президенты выбирали юристов высшего класса — как, например, Ллойда Катлера (Lloyd N. Cutler), который работал в администрациях Джимми Картера и Билла Клинтона. Но другие ставили на эту должность своих друзей. В таких случаях советнику Белого дома особенно трудно сказать "нет" инициативе, важной для президента, только потому, что это запрещено законом.
Бауэр — не единственный юрист администрации, утверждающий, что авиаудары по Ливии, обходящиеся стране в миллиарды долларов, не соответствуют критериям "боевых действий", изложенным в законе о полномочиях в условиях военного времени. Такую же позицию занял Гарольд Коу (Harold H. Koh), юридический советник государственного департамента и бывший декан школы права Йельского университета. Это удивительно, ведь как ученый Коу долгие годы крайне критически относился к превышению президентских полномочий в вопросах национальной безопасности, подчеркивая важность конституционной роли Конгресса в делах войны и мира.
Если прецедент, созданный Обамой, останется в силе, будущие президенты, которым не понравится то, что им говорит министерство юстиции, могут просто сослаться на пример войны Обамы в Ливии и поручить юридическому советнику Белого дома организовать "коалицию добровольцев", состоящую из ведущих юристов администрации. Если бы согласились даже один или двое, этого было бы достаточно, чтобы протолкнуть инициативу президента и заявить, что закон на его стороне.
Если к закону о полномочиях в условиях военного времени будут и впредь относиться столь же несерьезно, это проложит путь к еще более вопиющим нарушениям норм ведения войны Белым домом в грядущие десятилетия. Конгресс должен дать отпор все более политизированным методам, используемым юристами Белого дома для обхода действующего права, и не допустить их превращения в безвольный инструмент президентской власти.
Если Конгресс не предпримет действий, конституционное требование — "он [президент] заботится о том, чтобы законы добросовестно исполнялись" — станет не более чем неисполненной надеждой на старом куске пергамента.
Брюс Аккерман — профессор права и политологии в Йельском университете, автор книге "Закат и падение Американской республики" (The Decline and Fall of the American Republic)
http://rus.ruvr.ru/2011/06/22/52226148.html
|