То, насколько далеко отстоит апостольская парадигма мышления от, например, никейской, и тем более от нынешней, хорошо видно по некоторым словам апостолов о Христе:
«Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог сделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян.2.36).
«Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя» (Деян.5.30-31).
«Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, достигнув совершенства, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр.5.7-10).
После Никейского собора эти слова стали неудобными, от них стало попахивать арианством, теперь же они многим покажутся и вовсе дикими и, если не знать их авторов, вполне могут быть приняты за цитаты из «Сторожевой башни». Нынешняя парадигма стала настолько отличаться от библейской и античной, что тексты, написанные в них, становятся в лучшем случае малопонятными, а в худшем создают иллюзию понятности, что часто приводит к совершенно неверным выводам. Жертвами такой иллюзии стали многие ключевые для библейского богословия слова, например, «душа», «святость», «слово», «таинство», «завет», «церковь», «благословение» и др. Понятно, что библейскую парадигму не вернуть, но можно хотя бы кратко объяснять людям, как мыслили пророки и апостолы, как мыслили богословы эпохи вселенских соборов, иначе большинство древних текстов, столь употребительных в Церкви, так и останутся за стеной непонимания.
Библейской парадигме не интересны были вопросы, касающиеся природы вещей и лиц (что так волновало отцов вселенских соборов). Ее интересовала прежде всего их функция и назначение. Если говорить о Христе, то апостолам было не интересно, одинаковая ли у Него природа с Отцом, они вообще не мыслили такими категориями. Им было интересно, зачем Он пришел, что сделал и что сделает в будущем.
Потому и все имена Христа в Новом Завете - названия функций, даже "Сын Божий" (это древний ближневосточный царский титул, который был употребителен и в Израиле).
Ох Деяния, Деяния, в них есть такое, что затылок только почешешь... «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».
(Деян.17:30-31)
Вопрос вопросов: так Бог будет нас судить или предопределенный уполномоченный на это пусть и Великий, но всего навсего просто уполномоченный на сие Муж? А как же быть с божеством, нераздельностью, неразрывностью, равносильностью, равно-честностью Отцу Христа?
www.facebook.com/byzpsalt 28-29.01.2016
|