В обществах, достигших современного уровня развития производства,
вся жизнь проявляется как огромное нагромождение спектаклей.
Всё что раньше переживалось непосредственно,
отныне оттеснено в представление.
Ги Эрнест Дебор "Общество спектакля".
Мы живем в эпоху тотального проникновения во все сферы Mass media, компьютерных технологий, изощренных манипуляций с индивидуальным и общественным сознанием. Пожалуй, будет не слишком большим преувеличением, если сказать, что мы уже существуем отчасти не в реальном мире, а в некоем наведенном, искусственно - и искусно - сконструированном симулякре.
Выражение "Если события нет в "ящике", значит, его нет вообще" давно уже стало банальностью, общим местом. Это главное правило "новостников" и в целом медийщиков. Но в данной заметке речь пойдет не только и не столько о СМИ, не о "ящике", этом все еще важнейшем - уже наряду с Интернетом - инструменте архитекторов формирующегося у нас на глазах Мирового порядка. Массмедиа - повторяю - это орудие, это набор инструментов от тончайшего лазерного скальпеля до ножовки, от микрозонда для лапароскопии до увесистого остро заточенного долота для лоботомии.
Но давайте приподнимемся над нашим виртуальным многогрешным миром. Вдруг удастся рассмотреть сквозь дымовую завесу, поставленную СМИ, что-нибудь важное, интересное, настоящее. Вдруг получится увидеть если и не целиком всю реальную картину, то фрагмент или очертания того, о чем мы все знаем или догадываемся, но и в то же время как бы не замечаем, находясь в плену навязываемых представлений.
Как бы это пафосно и даже банально ни звучало, нам следует прежде всего осознать, в каком именно мире мы живем. Тогда мы поймем, кто и зачем устраивает такие акции, как теракт в Америке 11 сентября 2001-го, или взрывы в Мадриде (2004), или в Лондоне (2005). Не говоря уже о череде кровавых терактов в России.
При всей - кажущейся - несхожести этих событий, этих преступных акций, их обьединяет, как минимум, одно свойство. Все они носят выраженно постановочный характер, все они осуществлены по одному шаблону в рамках "Общества спектакля" с целью изменения (унификации) самой реальности.
Для тех, кто впервые слышит о термине, который я вынес в заголовок, советую поискать информацию по запросу «Общество спектакля» Ги Дебора.
Одним из самых показательных примеров масштабного виртуального переворота в рамках существующего "общества спектаклей", является так называемая "Террористическая атака на Америку 11 сентября 2001 года". Это, если угодно, настоящая "классика жанра".
Об этом событии, перевернувшем десятилетие назад существовавший тогда порядок вещей (прежде всего - в самой Америке), много написано. Я тоже высказывал свою точку зрения; причем, так случилось, что моя книга "Террорист №1", сам сюжет которой строился вокруг угрозы - гипотетической тогда - масштабных терактов в США и их возможных последствий, вышла в аккурат в сентябре 2001-го. С тех пор увидели свет десятки, если не сотни книг и статей, посвященных детальному разбору этого "постановочного акта". После постановки "9/11" мы стали жить в другом мире: в эпоху подавления человеческих прав и свобод, в эпоху тотальной "борьбы с международными терроризмом".
Зачем нам возвращаться к неким - пусть и громким - событиям, от которых нас отделяет уже целое десятилетие? - этот вопрос, думается, крутится на языке у тех, кто читает эти строки. Ответ прост: ключ к разгадке текущих процессов лежит там, где-то среди обрушившихся - обрушенных - башен WTC. Постановщики те же, сценарий у них прописан давно, роли заранее распределены. 11 сентября - это ключ ко всем последующим событиям. Если угодно, это отправная точка, откуда переродившиеся американские и союзные им элиты шагнули на нынешний скользкий путь. Поэтому нельзя забывать ни самой этой даты, ни жертв, ни тех, кто стоит за кулисами этой поставленной на глобальных подмостках кровавой драмы.
В событиях, имевших место в Афганистане, в Ираке, в Ливии, наряду с собственно боевыми действиями, весьма и весьма существенна медийная - информационная - компонента. Штурм ливийской столицы, как стало известно, записывался специалистами информационных технологий в декорациях одной из стран Ближнего Востока. Для инспирации конфликтов наряду с апробированными методами используются сетевые и вирусные технологии. Мы видели, как это сработало в Сирии. И мы уже длительное время наблюдаем, как это работает на Украине.
Человечество ожидает - с большой долей вероятности - цепь жестоких и страшных судорог "нового порядка": локальные войны, революции, мятежи. В ходе этих событий наверняка будет использоваться технология постановок, рассчитанная на массовое поражение миллионов простых смертных. Прежде всего, речь о жертвах "медиократии", живущих уже в не совсем реальном мире, но в мире "общества спектакля".
Тема, которой я коснулся здесь лишь пунктиром, очень важна. Она требует в век глобальных постановок и медийных войн нашего общего пристальнейшего внимания, друзья, и новых скрупулезных исследований. И мы обязательно к ней вернемся.
Сергей Соболев для ПРАВДИНФОРМ
|