Источник: сайт «Президент России» 24 декабря 2013 года, 16:30
Встреча с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым
Перед началом заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) состоялась встреча Владимира Путина с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.
По итогам переговоров в присутствии глав двух государств подписан пакет документов о сотрудничестве в различных областях. Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военно-техническом сотрудничестве.
Начало встречи с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым
В.ПУТИН: Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемые друзья! Добрый день.
Мы рады очередной встрече, и она уже совершенно точно не будет пустой. Наши коллеги активно поработали, подготовили ряд документов, и со времени последней встречи проделана большая работа по конкретным вопросам, связанным с углублением и расширением нашего сотрудничества в достаточно чувствительных областях, в том числе в энергетике, да и по Байконуру поработали.
Очень рад Вас видеть, Нурсултан Абишевич. Добро пожаловать.
Н.НАЗАРБАЕВ: Благодарю Вас, Владимир Владимирович, за встречу накануне нашей евразийской «тройки», нашей встречи.
2013 год заканчивается. Я считаю, это был очень хороший год для двусторонних отношений. Подписали Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, и я особо благодарю Вас и Ваших сотрудников, работников, Правительство, которые сняли вопросы, которые были между нами.
Хочу отметить, что сегодня будет подписано соглашение по военно-техническому сотрудничеству, «дорожная карта» совместной работы по Байконуру. Кстати, это соглашение даёт возможность привлечь наших украинских партнёров по «Южмашу», по ракетам. И эти вопросы решили, и по поставке нефтепродуктов в Казахстан. Все вопросы решены, у меня вопросов никаких нет.
И сегодня мы будем обсуждать важные вопросы создания Евразийского экономического союза. Соглашение летом следующего года мы должны подписать окончательно, с 1 января 2015 года наш союз должен работать. Казахстан абсолютно привержен этому процессу и будет его продвигать и поддерживать.
Приближается сочинская Олимпиада. Знаю, что сейчас проводится большая работа. Мы желаем, естественно, большого успеха и спортсменам, и в проведении этих мероприятий.
В.ПУТИН: Спасибо.
<…>
Российско-казахстанские документы, подписанные «на полях» заседания Высшего Евразийского экономического совета
1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военно-техническом сотрудничестве.
2. Дорожная карта по совместному использованию комплекса «Байконур» на 2014–2016 гг.
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области транспортировки российской нефти через территорию Республики Казахстан в Китайскую Народную Республику.
4. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о транзите нефти от 7 июня 2002 года.
5. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 года.
Начало заседания Высшего Евразийского экономического совета в узком составе
В.ПУТИН: Уважаемые коллеги, друзья!
За два месяца, прошедших с нашей последней встречи в Минске, удалось добиться новых результатов в деле углубления интеграционных процессов.
Правительствами государств «тройки» при участии Евразийской экономической комиссии разработан проект институциональной части договора о Евразийском экономическом союзе. В этом документе определяются международно-правовой статус, организационные рамки, цели и механизмы функционирования учреждаемого с 1 января 2015 года союза. Зафиксированы базовые принципы евразийского интеграционного проекта. Ключевой из этих принципов сводится к тому, что деятельность этой организации должна в полной мере отвечать национальным интересам всех её участников.
Мы создаём Евразийский союз для укрепления наших экономик, обеспечения их гармоничного развития и сближения друг с другом, для всестороннего процесса, связанного с модернизацией и повышением конкурентоспособности. Все эти задачи в конечном итоге направлены на повышение национального благосостояния наших народов, на повышение жизненного уровня наших граждан.
Теперь, когда подготовка первой части проекта договора практически завершена, нужно сосредоточить усилия на содержательном наполнении функциональной, или, как её ещё называют, отраслевой части. Такая работа уже ведётся.
К 1 марта 2014 года должен быть сформирован список остающихся в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства изъятий и ограничений и определены конкретные сроки их устранения. Это очень важная цель. Наибольшая интеграционная отдача достигается при полном охвате всех отраслей и максимально возможной глубине кооперации. Только в таком случае единая экономическая система начинает работать органично, самостоятельно, с высокой эффективностью.
Необходимо продолжить сближение норм регулирования экономик «тройки». Эксперты согласовали к нашей встрече проекты решений в области антимонопольного законодательства и стимулирования конкуренции. Это ещё один нужный шаг вперёд в процессе укрепления интеграционного взаимодействия между нашими государствами.
Основная роль в обеспечении контроля за соблюдением стандартов конкуренции на общем трансграничном рынке переходит к Евразийской экономической комиссии. При этом наши компании смогут инвестировать и развивать свой бизнес по единым антимонопольным правилам.
Государства «тройки» стремятся к расширению взаимовыгодного и равноправного, что хотел бы подчеркнуть особо, сотрудничества с другими странами и прежде всего – с соседями по региону.
Наш интеграционный проект в силу объективных экономических причин интересен и привлекателен для многих партнёров по СНГ. Как мы знаем, Армения и Киргизия не только выразили желание стать его участниками, но и уже проделали значительный объём работы в этом направлении. Сегодня на рассмотрение выносится «дорожная карта» дальнейших мероприятий по присоединению Армении; в стадии согласования находится аналогичный документ по Киргизии.
Намерены и впредь оказывать Еревану и Бишкеку все необходимые меры поддержки. При этом должен быть соблюдён естественный баланс интересов стран Таможенного союза и государств-кандидатов на присоединение к этому интеграционному объединению.
Убеждён, расширение числа членов евразийского объединения пойдёт на пользу не только самим участникам, но и региону в целом. Разумеется, при соблюдении ими, как мы уже неоднократно говорили, всех требований нашей организации.
В условиях неустойчивой глобальной конъюнктуры единый евразийский рынок становится одним из основных источников роста экономик «тройки». Уже не столько внешний спрос, сколько спрос внутри Таможенного союза обеспечивает загрузку наших предприятий в самых разных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в сфере услуг. Ну а мы знаем, что каждая из наших стран в отдельности всегда стремилась к развитию внутреннего спроса. Собственно говоря, так делают и другие экономики мира, в том числе и наши соседи.
Для России Таможенный союз – Белоруссия и Казахстан – это третий по значимости рынок в мире после ЕС и Китая. За последние годы – с 2010-го по 2012-й – наш товарооборот со странами Таможенного союза возрос на 15 миллиардов, то есть практически на четверть, до 58 с лишним, на четверть, как я сказал.
Налицо положительный эффект и для наших партнёров. Увеличивается удельный вес Беларуси и Казахстана в торговле в рамках «тройки». Важная тенденция – сокращение доли сырьевых ресурсов во взаимной торговле с 40 до 33 процентов за время функционирования Таможенного союза. То есть у нас происходит улучшение структуры товарооборота, замещение сырьевых товаров, они замещаются технологичной продукцией, товарами высокой добавленной стоимости.
Всё это – объективные показатели. Они не оставляют сомнений в том, что нам по-настоящему выгодно углублять кооперацию друг с другом. Экономический союз открывает перед государствами-участниками новые возможности.
От нас с вами, от слаженных усилий наших правительств, министерств, ведомств зависит успех Евразийского экономического союза. Россия готова к тесному взаимодействию с партнёрами по Таможенному союзу и ЕЭП, равно как и с государствами, желающими подключиться к этому интеграционному процессу.
Мы сегодня на двусторонней встрече с Нурсултаном Абишевичем [Назарбаевым] говорили об углублении и на двусторонней основе. Мы многое сделали в том числе и благодаря тому, что созданы условия в рамках нашего интеграционного объединения.
Уважаемые коллеги, я вас сердечно приветствую в Москве и уверен, что наша сегодняшняя встреча пройдёт продуктивно, это будет ещё одним хорошим толчком для нашей совместной работы.
Пожалуйста, кто продолжит?
А.ЛУКАШЕНКО : Уважаемые коллеги!
Владимир Владимирович, благодарю Вас за хороший, дружеский, тёплый приём. Здесь, в Москве, в канун Нового года приятно побывать. Я ещё не президентом здесь бывал часто в Новый год, это особое время, когда и настроение у людей хорошее, и все готовятся к этому светлому празднику. Да и в этом зале ёлочка появилась, это подчёркивает торжественность этого мероприятия.
Что касается содержательной части нашего разговора, насколько я информирован, работа по институциональной части проекта договора в целом завершена. Вместе с тем несколько чувствительных позиций не были согласованы на экспертном уровне. Это нам мешает двигаться дальше. По ним белорусская сторона придерживается следующих подходов.
Первое. Будет наш Союз международной организацией или нет. Появилось мнение, что об организации говорить рано, поскольку непонятно, что у нас получится в итоге. Убеждён, что Союз должен быть именно международной организацией, которая будет наделена нами необходимой правосубъектностью. Такой статус необходим для эффективного функционирования нашего Совета. Он понятен мировому сообществу и нашим гражданам. Кстати, решение об этом мы уже принимали в декабре 2012 года, а шаткость в этом вопросе может вызвать нежелательные толки среди противников евразийской интеграции, каковых немало, особенно в мире за пределами Таможенного союза.
Второе. Белорусская сторона выступает за чёткое и предметное разграничение компетенций как самого Союза, так и государств-членов. Чем конкретнее мы пропишем, кто чем должен заниматься, тем меньше у нас потом будет споров, что кто-то лезет не в свои вопросы. Со сферами компетенций Союза согласились все, логично сделать и второй шаг – прописать, в каких сферах наши государства будут иметь компетенции, реализуемые в формате согласованной политики.
Третье. Необходимо чётко, на наш взгляд, определить юридическую силу и иерархию актов Союза. Принципиально, чтобы решения Высшего и Межправительственного советов были не просто политическими документами, а обязательными для всех сторон нормативными актами. Это позволит нам эффективно работать и должным образом контролировать деятельность Евразийской экономической комиссии, и наши главы государств не смогут отменить решение ЕЭК, а это нонсенс.
Четвёртое. В прошлую нашу встречу в Минске мы сошлись во мнениях, что директора департаментов ЕЭК и их заместители должны быть из разных государств. Было предложение Казахстана, все поддержали это предложение. Мы поручили проработать эту тему, в том числе и руководителю ЕЭК Виктору Борисовичу, но воз пока и ныне там, и это мешает нам в подготовке договора. Вообще, это ненормально, когда не исполняется решение уже трёх президентов.
Пятое. Место расположения органов Союза в очередной раз становится камнем преткновения. Вполне понятно желание каждой из наших стран иметь на своей территории интеграционную структуру. Однако и суд, и Комиссия работают уже давно, вроде бы решены организационные вопросы. Поэтому стоит ли нам поднимать сегодня вопрос и перевозить сегодня и Комиссию, и людей, и прочее имущество с места на место? Впрочем, вопрос открытый, и я считаю, что сегодня мы должны поставить точку в этой дискуссии.
И последнее. Не могу согласиться с мнением, что обязательства по договору не будут затрагивать обязательств государств Союза в соглашениях с третьими странами. Если мы заложим такую норму в договор, то поставим под угрозу сам процесс интеграции. Вместе с тем есть ещё двусторонние соглашения внутри самой «тройки», например между Белоруссией и Россией. В некоторых из них прописаны более благоприятные условия торгово-экономического сотрудничества, чем это будет предусмотрено даже в нашем договоре о Союзе. Считаю важнейшим, очень важным сохранить их действие, и это чётко указать в самом договоре, который мы готовим. Убеждён, что такой подход будет способствовать дальнейшему развитию интеграционных процессов.
Теперь несколько слов о функциональной части договора. Как меня информировали, она готова процентов на 30, конечно, цифра условная, но целый ряд разделов ещё не проработан. Эта ситуация настораживает. Анализ совместимости содержания институциональной и функциональной частей проекта договора не проводился и не планируется, а это ведь серьёзные вопросы. Я бы предложил, чтобы мы дали поручение нашей Комиссии усилить работу по этим направлениям.
Уважаемые Владимир Владимирович и Нурсултан Абишевич!
Хочу обратить Ваше внимание ещё на один, на мой взгляд, очень важный вопрос. Мы создаём Евразийский экономический союз, в котором будет функционировать Единое экономическое пространство. Так записано в нашем решении, принятом в Астане в мае этого года. Там же подчёркнуто: как правило, без изъятия ограничений. И потом Владимир Владимирович, прежде всего, дополнил это тем, что с 1 января, я думал, 2014 года, но приняли решение, что 2015-го, никаких изъятий, ограничений быть не должно. Правда, Президент России подчеркнул, что с нашей стороны мы убираем эти изъятия и ограничения, но и со стороны партнёров тоже их не будет.
В вопросе обеспечения свободы передвижения товаров мы продвинулись гораздо дальше, чем в сферах услуг, капитала и рабочей силы. Это логично, ведь Таможенный союз мы начинали создавать раньше, чем ЕЭП, однако даже по товарам мы не завершили работу. Несмотря на достигнутые в «тройке» договорённости, остаются изъятия, включая алкогольную, табачную продукцию, лекарственные средства, медицинские изделия, газ, нефть, нефтепродукты, автомобили, рыбу и так далее. Уверен, что идти в экономический союз, не закончив формирование Таможенного, весьма рискованно и вообще неправильно.
Свобода передвижения товаров должна стать своего рода примером для обеспечения всех других свобод. В противном случае даже не экономистам ясно, что вся идея создания союза и его экономический смысл могут быть поставлены под сомнение. Поэтому предлагаю зафиксировать, что мы признаём национальный характер и режим в отношении торговли товарами, то есть рассматриваем товары друг друга как свои собственные, выводим их из-под всяких изъятий, будь то экспортные или иные пошлины и сборы, количественные ограничения или что-то другое, в том числе всякие препятствия, и одновременно целенаправленно работаем над реализацией тех договорённостей, которые закреплены в базовых соглашениях Единого экономического пространства.
Благодарю за внимание.
В.ПУТИН: Спасибо большое.
Нурсултан Абишевич, прошу.
Н.НАЗАРБАЕВ : Уважаемый Владимир Владимирович! Александр Григорьевич!
Я рад встретиться с вами сегодня, накануне Нового года, спасибо за приглашение и организацию этой встречи.
Уважаемые коллеги, уже через неделю мы с вами встретим новый, 2014 год, очень важный для нас, поскольку мы поставили задачу именно в 2014 году подписать договор о Евразийском экономическом союзе и целенаправленно к этому двигаемся. Сегодня нам должны доложить о работе над проектом этого договора, а также о «дорожных картах» по Киргизии и Армении.
Как мне докладывали, несмотря на наши октябрьские договорённости, всё ещё сохраняются некоторые разногласия как по институциональной, так и по функциональной частям нашего договора. К сожалению, имели место факты изменения текстов отдельных статей договора. И поскольку, конечно, времени мало, работы много, есть и авральный режим рассмотрения экспертами, всё это может затянуть сроки подготовки договора к подписанию. Надо приложить максимум усилий для завершения работы над документом.
Теперь по содержанию проектов договора. До сих пор эксперты не выработали единый терминологический словарь, нет общего понимания ключевых терминов договора: единая, согласованная и скоординированная политика. Пока эксперты не могут договориться по терминам, какой разговор может быть о самом договоре? Я думаю, можно преодолеть это, поработав. Не согласованы положения договора в части правосубъектности и компетенций, статуса, видов решений органов будущего союза, соотношения договора с нашими международными обязательствами.
Чтобы не уходить в детализацию и полемику по этим вопросам, поскольку работа интенсивно ведётся в Комиссии и нашими экспертами, надо поручить нашим правительствам, совету и внешнеполитическим ведомствам обеспечить согласование договора ещё раз для встречи в марте следующего года. Как, Александр Григорьевич? Ещё три месяца до мая, ещё раз нам надо все эти дела подбить. В свою очередь, хотел бы ещё раз изложить принципы, на которые опираются наши переговорщики в проводимой работе.
Во-первых, как мы договорились в октябре в Минске, мы исходим из принципа поэтапности. Необходимо вначале подготовить фундамент для интеграции, а уже потом переходить на более глубокие формы взаимодействия. В этой связи на текущем этапе было бы более полезным сконцентрироваться на скоординированной, согласованной политике, на формировании общего рынка по тем сферам, которые интересны всем участникам, о чём говорил только что Александр Григорьевич. В сферах, где мы достигли уровня единой политики, например торговая политика в отношении третьей стороны, это должно, безусловно, сохраняться. Но в других сферах считаю излишним фиксировать всеобъемлющий характер применения понятий «единая политика», «единый рынок».
Во-вторых, мы с вами говорили, не хотелось бы повторять, но политизация создаваемого союза недопустима. Мы видим, что происходит вокруг. Давайте создадим экономический союз, всё придёт в своё время. Мы строим экономический союз, поэтому задача Комиссии не включать в договор положения, выходящие за пределы экономической интеграции. Я думаю, мы чётко говорили на эту тему.
Такие направления, как охрана границ, миграционная политика, система обороны и безопасности, а также вопросы здравоохранения, образования, науки, культуры, правовой помощи по гражданским, уголовным, административным делам, не относятся к экономической интеграции и не могут быть перенесены в формат экономического союза. Я хочу напомнить вам, все перечисленные мной вопросы уже решены в формате наших многосторонних соглашений, соглашений по ОДКБ, СНГ и в двустороннем формате, не надо их сюда загонять сейчас. Поднимается вопрос об унификации ответственности по уголовным, административным нарушениям, однако эти сферы являются сугубо национальными и предметами внутренней политики государств и должны быть исключены из квалификационного договора.
Кроме того, такие предложения, как наделение Высшего совета на уровне глав государств и правительств наднациональными полномочиями, обязательными для всех государств, неприемлемы. Комиссия у нас и есть наднациональный орган, наделённый полномочиями. Мы это сделали и пошли, чтобы продвинуться к интеграции. Её полномочия чётко регулируются подписанными договорами и соглашениями, относятся исключительно к экономической сфере. Мы с вами как главы государств назначаем членов Комиссии, наши решения носят стратегически организующий характер. Поручаем что-то сделать, одобряем действия Комиссии, подписываем договоры, а Комиссия их выполняет, так как это поручение высшего органа. Надо сохранить такую структуру.
Также считаю, что договор о Союзе не должен затрагивать международные договоры государств-членов с другими странами и организациями. Как суверенные государства мы активно сотрудничаем с различными странами, международными организациями, не ущемляя взаимных интересов. Союз не должен мешать нам в этом направлении. Да и в России, и у нас их тысячи в связи с инвестициями, в связи с тысячами зарубежных компаний, которые уже работают в наших странах.
В-третьих, в Минске мы опять же договорились, чтобы не было недоверия между нами, наладить эффективную работу нашей Комиссии, решить вопрос о равной представленности наших граждан в департаментах ЕЭК. Не хочу повторяться, Александр Григорьевич сейчас подробно на этом остановился. Мы говорили: директор, два заместителя, договорились. 23 департамента, по семь возглавляют Казахстан и Белоруссия, девять – граждане России. И везде принцип, что там все три государства будут [представлены]. В некоторых департаментах уже работают три-четыре заместителя, и все – российские граждане. Зачем такое распыление средств? Я думаю, наоборот, нам надо их до двух сократить и сэкономить деньги. По остальным сотрудникам департаментов предлагается норма с учётом долевого участия государств-членов. При этом с этим согласиться можно, но Казахстан предлагал: чтобы свою долю поднять, готов увеличить финансирование других чиновников нашей Комиссии.
Ещё один вопрос, который постоянно обсуждается, – это наделение Комиссии новыми полномочиями. Считаю, что сейчас нет необходимости чрезмерно расширять полномочия ЕЭК. Их достаточно, давайте будем работать. Об этом мы говорили и в Астане, и в октябре в Минске. Вместе с тем в процессе работы над проектом договора прослеживается множество моментов, где Комиссия пытается взять на себя дополнительные полномочия. Может быть, они нужны, эти полномочия, но это надо здесь обсудить и наделить такими полномочиями, а не стараться взять себе то, чего нет.
Думаю, было бы более полезным поставить вопрос о механизмах оценки деятельности Комиссии. В Белоруссии не знаю, а в России и Казахстане у нас есть уже система оценки работы чиновников. Это надо распространить и на нашу Комиссию. Не лишним будет закрепить персональную ответственность членов Коллегии за принимаемые решения. У нас есть решение наделить членов Коллегии привилегиями, иммунитетами, широкими полномочиями, надо возложить на них также и ответственность за это. Это заставит наших международных чиновников взвешивать каждый свой шаг, объективно, трезво, мудро подходить к любым решениям (тогда не будет аврала) или уже сейчас поручить правительствам совместно разработать отдельный документ, представить к нашему очередному заседанию.
В целом ещё раз подтверждаю абсолютную приверженность Казахстана к построению союза крепкого, сильного, при этом гибкого к различным изменениям конъюнктуры в мире и в нашем Экономическом союзе. Такой союз может быть сформирован только на основе учёта интересов всех участников. Экспертами проделана значительная работа. То, что мы говорим в своих замечаниях, – для того, чтобы в дальнейшей работе вы учли и мы быстрее продвигались. И не надо нам каждый раз возвращаться к одним и тем же вопросам.
Что касается расширения нашего союза – мы за это, мы не замкнутая организация, и не против кого-то эта организация создаётся. Доложили, что разработаны проекты «дорожных карт» присоединения к Таможенному союзу Кыргызстана и Армении. По Кыргызстану позиция в целом понятна, Совет Комиссии одобрил проект «дорожной карты» без учёта тех предложений, которые они сказали. Сегодня мы ещё раз говорили, что мы должны принимать без каких-либо изъятий. Есть соглашение, стопроцентно должны вступающие их принять. Конечно, если у них какие-то проблемы, давайте потом рассмотрим, если это нужно, но никакого присоединения к Таможенному союзу с сохранением особых режимов мы не должны позволять. Половинчатого вступления не должно быть. Поэтому я предлагаю вместе с коллегами принять «дорожную карту» по Кыргызстану.
По Армении. Страна, как докладывал ещё в Минске Виктор Борисович, более подготовлена к присоединению к Таможенному союзу. «Дорожная карта» по Армении в целом согласована, полагаю возможным её принять. Вместе с тем вопрос о границе Таможенного союза, где она будет проходить в Армении, в связи с Нагорно-Карабахским конфликтом остаётся открытым. Поэтому мы будем вместе с коллегами подписывать «карту», но с особым мнением, которое будет приложено. Думаю, что в ходе обсуждения наши эксперты придут к согласованию этих вопросов. Они теперь уже несложные, большую часть дороги мы уже прошли. Если мы ещё раз встретимся в марте и ещё раз посмотрим, сколько работы сделано, тогда назначим срок – лето (май-июнь, я думаю). Мы подойдём к завершению переговорного процесса для подписания договора и запуска нашего совета с 1 января 2015 года.
Благодарю.
<...>
Вступительное слово на заседании Высшего Евразийского экономического совета с участием руководителей Армении, Киргизии и Украины
В.ПУТИН: Уважаемые друзья!
Позвольте искренне поприветствовать президентов Армении и Киргизии, Премьер-министра Украины на заседании Высшего Евразийского экономического совета.
Только что мы с Александром Григорьевичем Лукашенко и Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым обсудили основные направления дальнейшего развития евразийской интеграции. Хотел бы в этой связи отметить, что главы государств «тройки» практически одобрили институциональную часть проекта договора о Евразийском экономическом союзе.
Определены, в частности, ключевые принципы деятельности Союза: сотрудничество на взаимовыгодной основе для сближения наших экономик, их гармоничного развития и укрепления конкурентоспособности. Реализация этих принципов подчинена главной и основной цели – повышению благосостояния граждан наших государств.
Следующий этап – согласование функциональной, или отраслевой, части договора. Сроки крайне сжатые, текст должен быть готов к подписанию 1 мая 2014 года. Затем договор будет передан на ратификацию в парламенты наших стран, с тем чтобы Евразийский экономический союз начал работать в полном формате с 1 января 2015 года. Важно выдержать установленный график. Для этого необходимо нарастить взаимодействие по линии наших министерств и ведомств, а также экспертных групп.
Отмечу, отраслевую часть договора нужно максимально насытить конкретными обязательствами в сфере единой экономической политики. Требуется завершить кодификацию всей договорно-правовой базы Таможенного союза и ЕЭП, устранить остающиеся изъятия из общего торгового и инвестиционного режима, обеспечить свободу передвижения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов. Нужно улучшить обмен данными по внешней и взаимной торговле. Для этого создаётся специальная интегрированная информационная система. Продолжить гармонизацию законодательств в сфере антимонопольной политики. В целях формирования системы защиты честной и добросовестной конкуренции подготовлен ряд новых решений, которые примем по итогам этого заседания. В соответствии с ними Евразийская экономическая комиссия получает полномочия по контролю за соблюдением единых правил конкуренции. Для рассмотрения дел, касающихся возможных нарушений этих правил, создаётся специальный орган в рамках Суда ЕврАзЭС.
Уважаемые коллеги, евразийская экономическая интеграция обеспечивает условия для динамичного развития наших стран. Несмотря на негативную глобальную конъюнктуру, общий рынок «тройки» расширяется. В 2010–2012 годах товарооборот между нашими странами – странами Таможенного союза увеличился почти на треть и достиг 67,8 миллиарда долларов США. В экспортно-импортных операциях сокращается удельный вес сырьевых товаров, и на это мы сегодня особо обратили внимание и с Нурсултаном Абишевичем, и с Александром Григорьевичем. Это очень важная часть нашей совместной работы, я хочу это подчеркнуть. У нас сокращается объём взаимной торговли сырьевыми товарами и увеличивается – высокотехнологичными.
При этом мы не отгораживаемся от других рынков, напротив, стремимся к гармоничному взаимодействию со всеми заинтересованными странами. Армения и Киргизия уже начали активную работу по подключению к Таможенному союзу. Отмечаем высокую степень готовности армянских партнёров к принятию обязательств в рамках нашего интеграционного объединения. Думаю, мы вполне можем утвердить сегодня план мероприятий по присоединению Армении – так называемую «дорожную карту».
Практически завершена работа и над «дорожной картой» для Киргизии, остаётся решить несколько вопросов, поставленных Бишкеком. Убеждён, вместе с киргизскими друзьями нам удастся найти взаимоприемлемые развязки.
И в заключение особо подчеркну: будущее нашего масштабного интеграционного проекта во многом зависит именно от слаженности действий партнёров на всех направлениях нашего взаимодействия. Россия, безусловно, готова к такой совместной работе, уважаемые коллеги.
Благодарю вас за внимание.
Заседание Высшего Евразийского экономического совета
В Кремле проходит заседание Высшего Евразийского экономического совета.
В ходе встречи в узком составе Владимир Путин, Президент Белоруссии
Александр Лукашенко и Президент Казахстана
Нурсултан Назарбаев обсудили основные направления интеграционного взаимодействия трёх стран, ход работы по формированию Евразийского экономического союза.
Позднее заседание продолжилось с участием Президента Киргизии
Алмазбека Атамбаева , Президента Армении
Сержа Саргсяна и Премьер-министра Украины Николая Азарова. Обсуждались вопросы присоединения Киргизии и Армении к евразийскому интеграционному проекту.
Документы, подписанные на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств
1. Решение «О ходе работы над проектом Договора о Евразийском экономическом союзе с учетом положений, направленных на дальнейшее развитие интеграции».
2. Решение «О бюджете Евразийской экономической комиссии на 2014 год».
3. Решение «О плане мероприятий («дорожной карте») по присоединению Республики Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
4. Заявление о плане мероприятий («дорожной карте») по присоединению Республики Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
5. Решение «О формировании в рамках Суда Евразийского экономического сообщества состава по рассмотрению дел о нарушениях правил конкуренции».
6. Решение «О передаче Евразийской экономической комиссии полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства».
7. Решение «О внесении изменений в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом Евразийской экономической комиссии».
8. Решение «О результатах работы по реализации Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий от 9 декабря 2010 года».
9. Решение «Об итоговом отчете по исполнению Поэтапного плана формирования Единого экономического пространства в отношении сфер естественных монополий (в секторальном (отраслевом) разрезе)».
10. Решение «О перечне нормативных правовых актов государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий, которые подлежат сближению, с определением последовательности осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательства в этой сфере».
Заявления для прессы по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета
В.ПУТИН: Уважаемые коллеги! Дамы и господа!
Заседание Высшего Евразийского экономического совета прошло в деловой и конструктивной атмосфере. Вместе с президентами Беларуси и Казахстана мы обсудили актуальные вопросы развития евразийской экономической интеграции, подвели итоги значительной, большой совместной работы, проделанной после нашей октябрьской встречи в Минске.
Прежде всего, удалось существенно продвинуться в подготовке проекта договора о Евразийском экономическом союзе. Наши эксперты в целом согласовали основную – институциональную часть договора. В ней определён международно-правовой статус, задачи, механизмы деятельности будущего союза, отражены базовые принципы евразийского интеграционного процесса. В их числе – приверженность справедливому и взаимовыгодному сотрудничеству на равноправной, я хочу это подчеркнуть, основе, стремление к всемерному развитию экономик стран-участниц, укреплению их конкурентоспособности и самое главное – нацеленность на повышение благосостояния наших граждан.
Следующий шаг – разработка функциональной, или отраслевой, части проекта договора о Евразийском экономическом союзе. В этой части должны быть зафиксированы конкретные обязательства стран «тройки» по обеспечению свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Активизирована работа по остающейся части изъятий из общего торгово-инвестиционного режима. Мы договорились о том, что мы будем сокращать их и сведём их в конце концов к минимуму или к нулю.
Экспертам поручено активизировать усилия и завершить работу над отраслевой частью договора к марту будущего года. Подчеркну, государства Таможенного союза намерены чётко выдерживать установленный график, чтобы подписать договор не позднее мая 2014 года и затем передать его на ратификацию в парламенты наших стран. Таким образом, у законодателей будет достаточно времени, чтобы до конца следующего года провести все необходимые ратификационные процедуры. И Евразийский экономический союз, как мы и планировали, может уже начать работу в полномасштабном формате с 1 января 2015 года. Во всяком случае, мы будем к этому стремиться.
Важное направление совместной работы стран «тройки» – улучшение условий для ведения бизнеса на всём интеграционном пространстве. В целях оптимизации обмена данными по внешней и взаимной торговле создаётся специализированная информационная система.
Сегодня приняты решения, направленные на защиту честной и добросовестной конкуренции. Контролирующие полномочия в этой области передаются наднациональному органу – Евразийской экономической комиссии, а нарушения единых правил конкуренции будут рассматриваться отдельным составом Суда ЕврАзЭС.
Подчеркну, наш интеграционный проект приносит конкретные практические результаты. За последние три года товарооборот Таможенного союза вырос более чем на 30 процентов (21 миллиард). Вместе Казахстан и Белоруссия вышли на третье место во внешнеторговом балансе России после ЕС – в целом ЕС – и Китая.
Улучшается структура взаимной торговли за счёт повышения доли товаров с высокой добавленной стоимостью. Я сегодня уже пару раз упоминал об этом. Мы считаем, что это очень серьёзный показатель качества наших отношений. При этом мы не отгораживаемся от других рынков, наоборот – стремимся к развитию многопланового сотрудничества как с отдельными государствами, так и с интеграционными объединениями, в том числе и с Евросоюзом. Исходим из того, что европейская и евразийская интеграции способны эффективно дополнять друг друга. Кстати говоря, у нас намечается саммит Россия – ЕС в ближайшее время в новом году. Надеюсь, что и на эту тему нам с коллегами удастся поговорить, с европейскими коллегами.
В заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном формате приняли участие президенты Армении и Кыргызстана, а также Премьер-министр Украины. Мы приветствуем их стремление к более тесному сотрудничеству. Утверждена «дорожная карта» по присоединению Армении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Практически готов и проект аналогичного документа для Киргизии. Мы договорились, что на экспертном уровне продолжим над ним работу прямо сейчас, не откладывая это дело в долгий ящик.
В заключение повторю: Россия настроена на дальнейшее слаженное взаимодействие с белорусской и казахстанской сторонами в развитии масштабного евразийского экономического проекта. Мы договорились с Александром Григорьевичем Лукашенко и Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым продолжить практику ежегодного проведения не менее трёх заседаний Высшего Евразийского экономического совета. Таким образом, мы сохраним набранный высокий темп интеграционной работы и в следующем году.
Благодарю вас за внимание.
А.ЛУКАШЕНКО : Уважаемые друзья!
Как уже сказал председатель, состоялся действительно конструктивный и полезный обмен мнениями по самым актуальным темам дальнейшего развития евразийской интеграции, и не только этой интеграции. Мы обсудили очень многие вопросы, которые сейчас актуальны для развития наших государств.
Важнейшая задача на этом пути – конечно же, подготовка договора о Евразийском экономическом союзе. Владимир Владимирович тоже сказал, что он должен заработать и заработает с первого января 2015 года, и добавил, что мы к этому будем, по крайней мере, стремиться. Я скажу больше, выразив позицию Беларуси: если мы не добьёмся того, чтобы этот экономический союз заработал в определённые нами сроки, это будет позором для нас троих и наших государств. Мы об этом также говорили, и это говорит о том, что мы полны решимости за этот короткий промежуток времени создать и подписать очень сложный документ.
Беларусь исходит из того, что новый документ должен также стать значимым шагом вперёд в интеграционном строительстве. При этом необходимо в полном объёме реализовать договорённости, которые уже были достигнуты при формировании Единого экономического пространства, взять из Таможенного союза и ЕЭП всё лучшее, создать такую правовую систему и структуру будущего союза, которая обеспечит его высокую эффективность.
Хотел бы отметить, что договор в целом приобретает конкретные очертания, однако работа, и мы это констатировали единогласно, предстоит огромная. Ряд наиболее чувствительных позиций требует уточнений. В частности, речь идёт о разграничении компетенции союза и государств – членов этого союза, иерархии актов будущего объединения и так далее. Обсуждая вопрос соотношения договора с иными международными документами, мы заявили, что он не должен препятствовать заключению или применению ранее принятых соглашений, не противоречащих целям договора или создающих более благоприятные условия для сотрудничества.
Необходимо сохранить действия наших соглашений, к примеру, в рамках Союзного государства с Россией, наших договоров – Беларуси и России – с Казахстаном. Это, безусловно, будет способствовать дальнейшему развитию интеграции.
Мы рассмотрели подготовку и функциональной части договора. Здесь Евразийской экономической комиссии совместно со сторонами предстоит сделать ещё достаточно много в весьма сжатые сроки. Надо честно сказать, что примерно только треть этого договора, функциональной его части, на сегодняшний день готова. Некоторые разделы требуют тщательной проработки. Речь идёт о санитарных, ветеринарных, фитосанитарных мерах, торговле услугами и инвестициях, конкретной политике и государственных закупках.
По нашему мнению, важнейшим вопросом, связанным с дальнейшим развитием интеграции, является создание нового объединения на базе Таможенного союза, в котором нет никаких изъятий и ограничений в торговле товарами между странами-участницами, ведь именно в свободе движения товаров мы шагнули сегодня максимально далеко.
Исходя из этого, белорусская сторона предложила зафиксировать национальный режим в отношении перемещения всех товаров, то есть рассматривать товары друг друга как свои собственные. Для этого необходимо в первую очередь устранить изъятие из режима свободной торговли по таким, к примеру, проблемным позициям, как алкогольная и табачная продукция, лекарственные средства, автомобили, медицинские изделия, газ, нефть, нефтепродукты и прочее. Ведь принципиальная договорённость об этом уже была достигнута и подтверждена сегодня в процессе заседания совета.
Полноценная свобода движения товаров должна стать примером для реализации остальных свобод в сфере услуг, капитала, рабочей силы, зафиксированных в базовых соглашениях ЕЭП. Именно такой подход, по мнению белорусской стороны, позволит в кратчайшие сроки решить амбициозную задачу по созданию Евразийского экономического союза.
Сегодняшнее совместное обсуждение в очередной раз подтвердило нашу готовность к продолжению интеграции. Нам под силу прийти к консенсусу по всем, даже самым чувствительным, вопросам. Существующие между сторонами доверительные партнёрские отношения являются залогом дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества.
Благодарю вас.
Н.НАЗАРБАЕВ : Уважаемые коллеги, представители средств массовой информации!
До Нового года остаётся неделя. 2013 год был очень важным для нашего интеграционного объединения. Как мы договаривались, мы провели три встречи: в мае – в Астане, в октябре – в Минске и сегодня – в Москве. Главная задача – чтобы с 1 января 2015 года заработал Евразийский экономический союз.
Главной темой сегодня была работа над этим договором. Главы государств подробно доложили о разработке отраслевых и учредительных документов. Хотел бы отметить положительный сдвиг в этой не большой, а огромной работе, которую проводят наши эксперты. Каждая из сторон прилагает максимум усилий, чтобы к маю 2014 года проект договора был у нас на столе.
Очень важно при таком интенсивном режиме всё же подготовить документ высокого класса. Также следует реформировать Евразийскую экономическую комиссию, мы об этом говорили, она должна в полной мере соответствовать новому уровню интеграции, обеспечивать баланс интересов всех участников.
Сегодня на нас внимательно смотрят все страны, мы это знаем. Без преувеличения, за круглым столом Евразийского экономического союза делается история для наших государств. Эту ответственность мы понимаем.
Создание Евразийского экономического союза – это в подлинном смысле инновационный проект современности, и он не является попыткой реставрации распавшегося СССР, как нам хотят это навязать. Возврата в прошлое нет и не будет. Это наша общая, однозначная позиция всех государств. Мы идём не назад, а вперёд, туда, куда ведут сегодня весь мир доминирующие интеграционные тренды.
Сегодня глобализация и регионализация – это мейнстрим XXI века. Но мы не плывём по течению, и наше объединение не является повторением ни ЕС, ни каких-то других. Мы строим на базе своих традиций, своей истории своё объединение.
Интеграция, в то же время хочу сказать, никому бесплатных конфет не даёт, как некоторые думают, и ничего не выделяет. Мы идём туда добровольно, в интересах наших государств. Страны-участницы стремятся на полную катушку использовать консолидированную энергию этого взаимодействия. Спортсмены знают: тройка сильных гребцов всегда опережает одиночек, правильно? А если будет восьмёрка – ведь наши двери открыты, – была бы вообще скорость большая.
Если серьёзно, то в мире уже действует немало таких объединений, и вы это знаете. Это Евросоюз, это НАФТА, это МЕРКОСУР, Африканский союз, АСЕАН, АТЭС и другие. И ещё раз хочу отметить: в нашем объединении политический суверенитет государств прочен и незыблем, это аксиома. Более того, экономические интеграции развиваются именно для того, чтобы укрепить национальную государственность, сделать её более устойчивой через устойчивую экономику.
Вот посмотрите: чтобы любой продукт, не только инновационный, который создаётся в какой-то стране, чтобы он развился и стал действительно такой продукцией, нужно, чтобы было 200 миллионов покупателей. Мы к этому и приближаемся. И никакое государство в закрытых границах развивать экономику не может. Да мы уже и сегодня знаем, ни у кого не должно быть сомнений, беспокойств: суверенная субъективность стран, участвующих в этом союзе, сохраняется, укрепляется в полной мере и во внутриполитическом, и во внешнеполитическом, международном планах.
Глобальный опыт интеграции показывает: объединение усилий, во-первых, приносит долгосрочные экономические дивиденды всем государствам, обеспечивает более прочную безопасность (это видно невооружённым глазом) и повышает благосостояние народов, которые работают в этом объединении. Из-за этих трёх пунктов все государства добровольно участвуют [в интеграционных процессах], именно поэтому мы создаём Евразийский экономический союз.
В его основе – понятные всем принципы. Первое – экономический прагматизм; второе – уважение суверенитета; третье – добровольность интеграции; четвёртое – равноправие при принятии всех решений; пятое – эволюционность развития, открытость евразийского пространства. При этом евразийская интеграция не направлена против каких-либо стран или других объединений и интересов. Мы создаём экономический союз не для того, чтобы отгородиться от глобального мира, а наоборот – чтобы максимально успешно сотрудничать с ним. Интерес к евразийскому интеграционному процессу в мире и регионе повышается.
И в заключение хочу подчеркнуть: Казахстан, Россия, Беларусь ведут работу по созданию Евразийского экономического союза в духе стратегического партнёрства, доверия и дружбы. Убеждён, экономическая интеграция существенно усилит возможности каждого из наших государств.
Как вы знаете, именно Казахстан является инициатором экономической интеграции на евразийском пространстве. В марте следующего года исполнится ровно 20 лет, как я в стенах Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова выступил с модельным проектом Евразийского экономического союза. И вот это двадцатилетие, надеюсь, мы отметим. 20 лет – хороший возраст для принятия очень ответственных решений. Все эти годы мы последовательно продвигали инициативу евразийской интеграции, и сегодня можно сказать определённо: интеграционная «тройка» наших стран уверенно идёт вперёд.
Благодарю за внимание.
|