Дмитрий ТЫМЧУК, "Одна Родина" – odnarodyna.org 24.10.2013
Президент Беларуси на встрече с председателем Исполнительного комитета СНГ Сергеем Лебедевым заявил, что Украине предлагают присоединиться к Таможенному союзу. По словам белорусского президента, Высший Евразийский экономический совет на заседании в Минске 24 октября рассмотрит вопрос о присоединении Киргизии и Армении к Таможенному союзу. «Возможно, это тот путь, которым пойдут и другие государства СНГ, по крайней мере, мы предлагаем это бывшим советским республикам, особенно Украине», - отметил [1] он.
К мнению Беларуси украинской власти явно стоит прислушаться, учитывая настроенность Киева на сотрудничество, прежде всего, в оборонно-промышленной сфере. В начале октября во время визита премьер-министра Украины Николая Азарова в Республику Беларусь состоялась встреча с председателем Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Сергеем Гурулевым. Во время переговоров были определены основные направления дальнейшего сотрудничества между украинскими предприятиями «оборонки» и ВПК Беларуси. Стороны отметили, что, кроме определенных 20 направлений (авиация, электроника, производство боеприпасов, ударных систем и т.п.), которые будут отражены в готовящемся к подписанию договоре о военно-техническом сотрудничестве между двумя странами, есть необходимость развивать партнерство и по другим направлениям «оборонки».
* * *
Сегодня весьма перспективные проекты уже реализуются. В сентябре этого года на аэродроме Боровая Центрального аэроклуба ДОСААФ Беларуси состоялась презентация модернизированных вертолетов Ми-8 и Ми-2. В частности, были представлены машины Ми-8МСБ и МСБ-2, схему модернизации которых разработали специалисты украинского ПАО «Мотор Сич», а сами работы были произведены на белорусском ОАО «Оршанский авиаремонтный завод».
Как сообщили белорусские СМИ, в рамках презентации совершил дебютный полет [2] первый серийный вертолет Ми-8МСБ. При этом на борту машины находились официальные лица, в том числе глава администрации президента РБ Андрей Кобяков и председатель Госкомвоенпрома РБ Сергей Гурулев. Планируется, что уже в 2014 году на Оршанском авиаремонтном заводе выпустят порядка 20 таких вертолетов.
Ми-8МСБ является результатом ремоторизации самого массового в мире транспортно-боевого вертолета Ми-8Т с использованием двигателя украинской разработки. Ряд систем и агрегатов приобретаются у авиастроительных заводов России, украинское авиационное двигателестроение не может обходиться без материалов, поставляемых российскими научно-производственными центрами. В частности, старые двигатели ТВ2-117 на этой машине заменены на новые турбовальные двигатели повышенной мощности ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е, которые выпускает «Мотор Сич» (1 тыс. л.с. в крейсерском режиме). Редуктор с пропускной способностью 2,5 тыс. л.с. позволяет поднять взлетную массу вертолета до 15 т. По данным разработчиков, новый двигатель позволяет экономить до 20% топлива и обеспечивает дальность полета до 600 км без дополнительного топливного бака, его эксплуатационный ресурс продлен на 30%. Новый двигатель обеспечивает также высокую скороподъемность машины – рабочую высоту в 4 км Ми-8МСБ набирает за 7 минут против 40 минут у Ми-8Т. Как утверждают на «Мотор Сич», он особенно эффективен в эксплуатации в условиях горной местности и высоких температур.
Также стоит напомнить, что с момента первого полета Ми-8МСБ в ноябре 2010 года эта машина установила около 20 мировых рекордов по скороподъемности и высотности. Последний из них был установлен 15 августа 2013 года, когда впервые в истории вертолетной техники этот вертолет поднялся на высоту 9 150 метров (выше Эвереста) за 29 минут 30 секунд. В целом же заключительные испытания вертолета Ми-8МСБ были закончены год назад, в октябре 2012 года, после чего машина прошла сертификацию для серийного производства. Как сообщил тогда директор Государственного научно-испытательного центра Вооруженных сил Украины генерал-майор Юрий Тишков, испытания Ми-8МСБ в условиях высокогорья и высоких температур в самой жаркой точке СНГ – вблизи городка Шаартуз (Таджикистан) – засвидетельствовали высокую эффективность этой машины.
Международный дебют не заставил себя ждать: презентация опытного экземпляра машины потенциальным зарубежным покупателям состоялась в рамках прошедшей в ОАЭ международной выставки Dubai Helishow-2012. Тогда же в ПАО «Мотор Сич» заявили о том, что готовят продвижение Ми-8МСБ на рынки стран Ближнего Востока и Северной Африки. Правда, прошел год, но на сегодня производители пока не раскрывают информацию по осуществлению этих планов. В «Мотор Сич» лишь сообщают, что, по оценкам компании, потенциальная емкость рынка услуг по ремоторизации вертолетов Ми-8 оценивается более чем в 2 тыс. ед. при стоимости работ по ремоторизации в $3-4 млн.
* * *
Зато модернизированная машина сразу оказалась востребованной на пространстве СНГ. В самой Украине интерес к Ми-8МСБ сразу же высказали военные. Летом этого года по результатам госиспытаний опытного образца комиссия Минобороны Украины рекомендовала принять этот вертолет на вооружение украинской армии. Как заявил [3] Юрий Тишков, «Вооруженные силы Украины получили возможность принять на вооружение вертолет, который по своим характеристикам практически не уступает вертолету Ми-8МТВ, а по стоимости – в несколько раз ниже».
Не меньший интерес машина вызвала и в самой Белоруссии. Так, в начале октября этого года председатель совета директоров российско-украинского совместного предприятия «Двигатели “Владимир Климов - Мотор Сич”» Анатолий Ситнов заявил о том, что Ми-8МСБ успешно завершил сертификацию и получил сертификат летной годности Республики Беларусь. «Работа на Оршанском авиаремонтном заводе по ремоторизации Ми-8Т в вариант Ми-8МСБ будет продолжена не только на внутренний рынок Белоруссии, но и по линии ремоторизации вертолетов Ми-8Т, эксплуатирующихся за рубежом», - отметил [4] он. По словам Анатолия Ситнова, Оршанский авиаремонтный завод планирует в дальнейшем также приступить к ремоторизации вертолетов типа Ми-24 и Ми-35 с установкой на них современных двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1В мощностью свыше 2500 л.с.
Правда, в настоящее время остается нерешенным вопрос валидации авиационными властями России дополнительного сертификата (ДСТ) на вертолет Ми-8МСБ, выданного Государственной авиационной службой Украины. В Авиационных правилах АП-21 не предусмотрена процедура взаимного признания ДСТ авиационными администрациями стран СНГ. Однако, согласно заявлениям украинских разработчиков, прозвучавшим в ходе российского авиасалона МАКС-2013 в начале сентября этого года, они намерены решить этот вопрос с российской стороной в ближайшее время. К слову, на сегодня двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В прошел испытания в российском ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» и получил положительные заключения российских специалистов.
В конце 2012 г. глава совета директоров ПАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев рассказал и об интересе к этой машине в самой России. С «крупной вертолетной компанией с Ямала», а также с «ДОСААФ России» был подписан протокол о намерениях по модернизации по схеме Ми-8МСБ. «Переоснащение будет проводиться на Московском вертолетно-ремонтном заводе», - заявил он. По словам Богуслаева, планы по модернизации другого вертолета – Ми-2 – также предусматривают тесную кооперацию с российскими производителями. «Подписан меморандум о взаимодействии с белорусской компанией, занимающейся вертолетами типа Ми-2. Их интересуют не нынешние вертолеты, а наша будущая разработка на основе вертолета летной массой 4 тонны. Он будет называться МСБ-2. Совместно с российскими разработчиками из ОКБ им. Миля договорились о дальнейших шагах по ремоторизации существующего парка Ми-2», - уточнил [5] он.
В мае 2013 года Вячеслав Богуслаев заявил о том, что Министерство обороны России проявило заинтересованность в ремоторизации вертолетов Ми-8Т украинскими двигателями нового поколения ТВ3-117ВМА-СБМ1В.
* * *
Вместе с тем, как известно, российское руководство ставит перед своими двигателестроителями задачу – обеспечить российскую вертолетостроительную отрасль двигателями собственного производства. Согласно российской целевой программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2007–2010 годы и на период до 2015 года», на организацию серийного производства вертолётных двигателей в России было заложено 1,5 млрд. рублей. И вот к началу 2013 года в российском ОАО «Климов» отчитались о запуске типовых испытаний первого вертолётного двигателя ВК-2500 (как и украинский мотор – это модификация двигателя ТВ3-117), собранного на 100% из российских комплектующих. В 2013 году должно быть выпущено 50 таких двигателей, а на проектную мощность в 450 двигателей в год намечено выйти к 2015 году.
Но означают ли эти планы сворачивание трехстороннего проекта по модернизации вертолетов Ми-8, как о том успели заявить многие эксперты? Едва ли. Суть в том, что российская Объединённая двигателестроительная корпорация и «Вертолёты России» делают ставку на создание новых машин и серийный выпуск нового модернизированного варианта Ми-172А2 с двигателями ВК-2500. А ниша модернизации вертолетов Ми-8 (как и более ранних Ми-2) остается открытой. Притом, что Ми-8Т - самый массовый вертолет в мире. Ведь Казанский и Улан-Удэнский вертолетные заводы произвели свыше 11 тысяч таких машин, около 2 800 из них экспортировано более чем в 40 стран мира. В плане модернизации этих машин открывается широкое поле для российско-украинско-белорусского сотрудничества.
Ссылки
|