В процессе публикации данных о массовых нарушениях международного права в ВСНЛАД мне поневоле пришлось столкнуться с изрядным количеством вопросов. Суть, которых неизменно сводилась к одному «Существует только право Силы, отброшены все документы от Венской до Женевской конвенции. А что делать собственно в этой ситуации?
Вот на этот излюбленный русский вопрос я и попытаюсь в меру сил и способностей ответить.
Начнем с того, что в 1946 году мы делегировали защиту Права ООН. Сегодня это 198 государств Мира. Однако фактически ООН постепенно стала подконтрольна или если говорить более точно, зависима от США. Причин множество – начиная от исчезновения противовеса в лице Союза ССР и заканчивая географическим местоположением штаб-квартиры ООН в США.
Любые попытки поменять ее местоположение заведомо обречены на провал.
Надо понимать и на чем строит свою политику Госдепартамент США.
Это совсем секретом не является – об этом часто говорится с трибуны конгресса США и ретранслируется Государственным Департаментом этой страны.
Внешнеполитическая система США постулирует напрямую
1. «США являются единственной подлинно суверенной страной современного мира»
2. «Все остальные страны ограниченны в своем суверенитете постольку, поскольку не отражают демократических ценностей»
3. «США допускает систему подсуверенитетов для наиболее влиятельных региональных стран, их граница это демократия»
Нет нужды пояснять – ООН фактически следует уже 20 лет в фарватере Доктрины Госдепа США.
Однако не стоит забывать ООН – это не некий абсолютный носитель права, а только, согласно 1 ст. Устава Добровольный Союз государств.
То есть каждая страна должна самостоятельно решать, необходимо ей находится в ООН или нет. ООН не может по Уставу наделять ту или иную страну суверенитетом, что на практике зачастую происходит. ООН – вправе только принимать или не принимать ту или иную страну в состав Организации.
Так это выглядит де-юре, а как де-факто ясно на примере Югославии и ВСНЛАД.
Решение проблемы состоит не в том, чтобы изменить нормы права. Они, в сущности, вполне справедливы. А в том, чтобы создать многополярную систему защиты международного права от Декларации Монтевидео до Женевской конвенции.
Самое интересное заключается в том, что существуют другие альтернативные ООН организации. С 1978 года существует Межправительственный Парламент – За мир и Безопасность, (не путаете с Советом Безопасности ООН). В его состав входят не только РФ и США, но преимущественно страны третьего мира. Всего 130 стран. Существует «Движение Неприсоединения».
Мне представляется выход в том, чтобы наращивать влияние третьих стран и РФ в этих организациях. К примеру, участие РФ в работе Парламента За Мир и Безопасность – формальное.
Суверенные страны должны иметь выбор! Состоять в ООН или нет. Должно быть несколько Межправительственных Организаций. Собственно, как я уже отметил, они в наличии есть. Просто необходимо повышать их роль и значение. С участием России, – активным, а не формально-пассивным, такая возможность есть. Важно просто ее использовать.
Кроме того, активизация «полуспящих» межправительственных объединений – это в любом случае подрыв монополии ООН. А точнее, подрыв монополии США в ООН. Со всеми вытекающими с возникновением конкурентной защиты норм международного права.
Как в свое время, верно, заметил В. И. Ленин «всякая монополия это загнивание».
Сегодня международное право при смерти именно по причине монополии ООН на его трактовку, на дисциплинированное исполнение основополагающих документов.
Выход – только в одном, в развитии и укреплении иных межправительственных организаций, в уходе от монополии ООН, в создании нескольких центров права. Которые порой будут дополнять ООН, а порой выступать от лица страны, пораженной в правах, как Ливия или Сирия сегодня. Но выступать мощным международным оркестром от имени 80-130 стран. Разумеется, это изменит ситуацию.
И других крупных игроков, кроме РФ и КНР на этом поле, способных поднять престиж иных (не связанных с ООН) организаций – не появится.
Именно об этом и нужно сегодня думать.
В этом, на мой взгляд, выход из того правового тупика в каком мы оказались.
Илья Пахомов Международный Дипломатический эксперт Кандидат наук
|