Александр Собко на www.odnako.org 30 марта 2013
Плавучими установками по приему и регазификации (т.е. переводу из сжиженного в газообразное состояние) СПГ уже никого не удивишь. Таких установок в настоящее время используется 14. Такой подход к своим терминалам по приему СПГ планируют использовать Литва и даже Украина – если, конечно, последней Турция разрешит проход СПГ-танкеров через проливы.
На очереди новая «мода» – на плавучие заводы по сжижению газа (FLNG). Разница между плавучей установкой по разжижению и плавучим заводом по сжижению – колоссальна. В первую очередь потому, что сжижение газа значительно сложнее, чем обратный процесс. Поэтому, если плавучий терминал по приему СПГ это, грубо говоря, СПГ-танкер с установленной на борту установкой по регазификации плюс подводный газопровод до берега, то плавучий завод по сжижению – это огромная плавучая платформа, на которой размещается сам завод, лишь немногим отличающейся от того, что мог бы быть построен на суше.
Разумеется, стоимость строительства плавучего завода СПГ выше: фактически это цена «сухопутного завода», плюс цена огромной платформы, размером как минимум с авианосец, плюс плата за компактность размещения. Почему же это оказывается выгодно?
С истощением традиционных месторождений нефти и газа всё большее значение приобретают трунодоступные запасы. Среди них – морские месторождения. Традиционно газ с таких месторождений направлялся по подводному трубопроводу на берег, где он сжижается или попадает в трубопроводную систему страны. Но чем дальше новые месторождения становятся от берега (а также чем глубже уровень океана в районе газовых запасов), тем выгоднее становится отказ от транспортировки на берег в пользу плавучего завода по сжижению. Месторождения, которые уже сейчас планируется разрабатывать подобным способом, находятся примерно в 200 км от берега. Есть и другие плюсы. Например, подобный завод можно перебазировать с одного месторождения на другое по мере исчерпания. А малотоннажные плавучие заводы позволят разрабатывать небольшие морские месторождения, где традиционная доставка газа на берег вообще никогда не стала бы рентабельной. Впрочем, пока всё это планы.
Ни одного работающего плавучего СПГ-завода пока нет, хотя строительство «пионера» для Shell уже идет. Несколько лет назад Shell анонсировала свой первый (и единственный в мире) проект по созданию плавучего завода по сжижению газа для австралийского морского месторождения Prelude. Тогда казалось, что все участники рынка намерены дождаться реализации проекта и только после этого принять решение о возможном повторении технологии.
Но сейчас становится понятно, что интерес к новому подходу растет значительно быстрей, чем ожидалось. О готовности построить подобный завод для своего оффшорного месторождения уже заявила малазийская Petronas. Необходимые договоренности уже достигнуты, и если все пойдет по плану, то завод для Малайзии будет готов к 2015 году, то есть Petronas даже обгонит Shell. Правда и мощности Petronas LNG будут в три раза меньше – 1,2 млн тонн СПГ в год против 3,6 млн тонн для Prelude. (Для сравнения – «стандартная» линия наземного завода СПГ – около 5 млн тонн).
Еще несколько проектов находятся на стадии рассмотрения. В частности, таким образом планируется транспортировать газ с израильского месторождения Tamar. Правда, сейчас судьба газового экспорта с месторождения под вопросом. Этот СПГ, кстати, планировал покупать «Газпром» для перепродажи на азиатский рынок. Но уже после подписания соглашения, руководство Израиля запретило экспорт с месторождения Tamar, чтобы сохранить его для внутреннего рынка.
Но и без израильских запасов у России у самой есть где применить подобную технологию. В первую очередь это Штокмановское месторождение, разработка которого откладывается уже многие годы не в последнюю очередь из-за дороговизны подводного газопровода от месторождения на сушу – ведь месторождение находится в 600 км от Мурманска! Это в три раза дальше от берега, чем австралийское и малазийское месторождения, для которых сейчас готовятся плавучие заводы.
На очереди – многочисленные месторождения арктического шельфа, которые, как считается, преимущественно газовые. Собственно, «Совкомфлот» уже предлагает Shell обсудить подобные варианты. Правда, работа в Арктике подразумевает серьезную модификацию текущих проектов, разработанных для теплых морей и океанов.
В то же время тут у России появляется окно возможностей. За последние годы наши компании по различным причинам отстали во многих технологиях добычи и переработки нефтегазового топлива. Сейчас, чтобы получить доступ к подобным технологиям, им приходится создавать совместные предприятия с западными крупными нефтегазовыми корпорациями, вероятно – в чём-то уступая. Но другого пути уже нет. Ясно, что, начав разрабатывать уже сделанное на Западе «с нуля», мы еще больше увеличим отставание.
В случае же плавучих СПГ-заводов технология только зарождается, поэтому она будет совершенствоваться, приспосабливаться под различные климатические условия, будет варьироваться мощность таких заводов. Ставить знак равенства между «плавучим заводом» и «сухопутным заводом на плавучей платформе» было бы неверным, хоть идея и заключается именно в этом. И если российские компании начнут сотрудничество в области плавучих СПГ-заводов с компаниями иностранными, то здесь у них появляется шанс оказаться не младшими партнерами (если говорить не о запасах, а о технологическом заделе), а в той или иной степени равными.
|