26 февраля в минувший Год российского кино ореховозуевцы достойно отметили День рождения своего земляка – кинорежиссера, народного артиста России, сценариста, писателя, ученика великого Михаила Ромма, Леонида Георгиевича Марягина (1937-2003). В честь него была торжественно открыта мемориальная доска на здании его родной первой школы на Крутом, которую народный артист России окончил в 1954 г. В трогательном событии приняли участие друзья детства и юности Марягина. Позже в Центральной городской библиотеке Орехово-Зуева состоялся творческий вечер, где тепло вспоминали Леонида Марягина. Среди главных гостей вечера были многолетние друзья кинорежиссёра – ветеран отечественного кинематографа генерал-лейтенант Александр Данилов и народный артист России Александр Панкратов-Чёрный.
Нынешний 80-летний юбилей мастера в этом году совпал с вековым юбилеем Орехово-Зуева – города, который сформировал Леонида Марягина как Личность.
Думаю, отзывчие земляки, друзья, поклонники режиссёра ещё поразмышляют над будущим монументом Леониду Марягину. Скажем, между его родной школой № 1 и зданием Дворца культуры текстильщиков (нынешним культурно-развлекательным комплексом «Миллениум»), где он с друзьями любил смотреть кино. Было бы замечательно, когда гости города, сходя с платформы станции «Крутое», знакомились с Орехово-Зуевом через ещё одно яркое и творческое имя «Леонид Марягин»…
По месту рождения Леонид Марягин – москвич, сын профессионального литератора, очеркиста, фронтовика, друга писателя Бориса Горбатова, Георгия Александровича Марягина (1906-1972). В том же году, когда родился Леонид, его отца выслали из столицы. Так что по своей сути он – далеко не москвич, а ореховозуевец. Вырос и возмужал в городе на Клязьме. В одном интервью Леонид Георгиевич без натяжек назвал себя «провинциалом со 101-го километра».
Характер Марягина-младшего сформировался в послевоенные годы в весьма контрастном городе, где наряду с «революционной», «культурной» и «героической» историей сквозила и «криминальная».
Леонид Георгиевич был не только кинорежиссёром, но талантливым писателем, сценаристом, умелым рассказчиком. И, видимо, этот дар у него был от отца – Георгия Александровича.
О нём Леонид Марягин оставил трогательные воспоминания в книге «Изнанка экрана», а также напомнил о его драматической судьбе в нашумевшей автобиографической кинокартине «101-й километр».
Марягин-старший прошёл с боями всю Великую Отечественную. Был начальником штаба, затем командиром артдивизиона 2-й ударной армии Ленинградского фронта. Служил в звании майора. Являлся военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Вот характеристика, данная фронтовику начальством в ранге генерала: «Марягин был опытным артиллеристом, знал себе цену, в боевой обстановке разбирался быстро и точно, к опасности относился с презрением. В отношениях с людьми был прям… Марягин бывал грустным, но равнодушным – никогда».
С 1937 г. – с перерывом в годы Великой Отечественной войны и после демобилизации из действующей армии, в 1945 г. – Георгий Марягин проживал с родными (женой, сыном и матерью) в Орехово-Зуеве. Здесь Марягин-старший дружил со знаменитыми братьями-футболистами Тарасовыми, Петром и Николаем (будущим министром).
Супруга Георгия Александровича, Ревекка Яковлевна (Минкина) Марягина (1906-1985) – мать кинорежиссёра, в 1940-50-е гг. работала машинисткой в газете «Орехово-Зуевская правда». Бабушка кинорежиссёра Ульяна Никифоровна Марягина (1882-1965) одной из первых переехала в Орехово-Зуево и с 1937 г. занималась воспитанием маленького Лёни… В 1961 году Марягины вновь вернулись на постоянное местожительство в Москву.
Немало добрых страниц писатель-фронтовик Марягин посвятил текстильщикам Ореховского ХБК им. К.И. Николаевой. К примеру, он писал о многостаночнице-стахановке, лауреате Сталинской премии, депутате Верховного Совета РСФСР Марии Волковой. Книга Марягина «На высоких скоростях» (М.: Московский рабочий, 1949) посвящена опыту работы известной ореховской ткачихи Анны Колесаевой.
После войны ветеран журналистики трудился в Совинформбюро заведующим отделом литературы, затем – в издательстве «Углетехиздат». Публиковался в журналах «Новый мир», «Звезда», «Москва», «Литературный Донбасс» и других изданиях. Он – автор книг «Исследователи недр Донбасса» (1951), «Горизонты, рубежи, искатели» (1960), роман о шахтерах «Озарённые» (1961), «Постышев» (серия ЖЗЛ, 1965) и др.
Лебединой песней Г.А. Марягина стал роман-хроника «Стратег и зодчий», изданной уже после смерти писателя в 1974 году. В романе рассказывается о деятельности Ленина, начиная с октября 1917 до сентября 1918 года.
Скончался писатель осенью 1972 года в возрасте 66 лет, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Так случилось, что и его сын-кинорежиссёр Леонид тоже умер осенью, так и не преодолев это трагическое число «66».
Семья Марягиных проживала в Кировском посёлке. А точнее – на улице Кирова, дом № 6. В четырёхэтажном кирпичном доме, недалеко от железной дороги и «Хладокомбината». По соседству жили десятки проблемных семей, бывших зеков. Здесь процветали воровство, картёжные игры, алкоголизм, наркомания, поножовщина. О тех временах Леонид Георгиевич вспоминал так: «Комнаты в Орехово-Зуеве отец добился при помощи военкомата – пришлось жать на то, что он боевой офицер, прошедший всю войну, что он блокадник Ленинграда, а не какой-то там корреспондент, как заявили ему в жилотделе. Комната плохая, в общей квартире на первом этаже, дом первой пятилетки – стены в полтора кирпича, промерзают, но в комнате есть сложенная кирпичная печка – труба выходит в окно…»
Кировский посёлок (до войны и после) был населён не только «тёмными» личностями. Жило в нём немало и светлых, творческих, интеллигентных семей – учителей, врачей, музыкантов… Поэтому ради справедливости упомяну о том, что в 1930-50-е в одном доме с Марягиными жила будущая известная певица, заслуженная артистка РСФСР (1969) Вивея Громова. Она родилась в Киеве в музыкальной семье, где все профессионально пели. В 1936 году её семья переехала из Москвы в Орехово-Зуево, поменяв одну столичную комнату на две в подмосковном городе. В тот год Вивее исполнилось восемь лет.
В 1957-1986 годах Громова была солисткой оперы Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. С 1980 года преподавала в ГМПИ им. Гнесиных. В конце 1960-х Вивея Витальевна приезжала в Орехово-Зуево вместе с виртуозом скрипки, народным артистом России Андреем Корсаковым. В декабре 1986 года В. Громова выступила в краеведческом музее города, а также посетила музей фарфора знаменитого Дулёвского завода.
Леонид Марягин окончил одну из старейших городских школ – первую, построенную ещё фабрикантами Морозовыми. Среди его учителей был талантливый поэт, фронтовик, бывший военнопленный, Георгий Матвеевич Звонилкин. Прожил он всего 35 лет (скончался в 1956-м). Фашистский плен и сталинский ГУЛАГ сделали своё дело. Среди воспитанников литературного кружка, которым руководил Георгий Матвеевич, – писатель Владислав Бахревский, театральный режиссёр Геннадий Каретников, краевед и писатель Владимир Лизунов.
У Г.М.Звонилкина есть сын – учёный, кандидат сельскохозяйственных наук, строитель и журналист Сергей Георгиевич Рождественский (он взял себе фамилию матери). В 1980-1990-е работал корреспондентом, заведующим промышленным отделом в «Орехово-Зуевской правде». Кстати, с этой, старейшей в Подмосковье, газетой ещё раньше плодотворно сотрудничал и дядя С. Рождественского, старший брат Георгия Сергей Матвеевич Звонилкин (1918-1998), известный в городе и районе фельетонист. Говорят, что его острого пера в 50-70-е побаивались даже местные торгаши.
Мир наш тесен. И случилось так, что будущий директор школ №№18 и 15, будущий депутат Московского областного Совета народных депутатов и легендарный «БАТЯ», Вениамин Михайлович Титов в начале 50-х преподавал в классе у юного Марягина русский язык и литературу. Титов только что окончил в ту пору педвуз и было ему около 22-24 лет. Молодого литератора Леонид запомнил на всю жизнь. По свидетельству дочери В.М.Титова Анны Вениаминовны (в замужестве – Пименова), на Мосфильме всю свою жизнь работала монтажницей мама её мужа Олега Антонина Васильевна. Леонид Георгиевич хорошо знал, кто отец супруги Олега Пименова… Классным руководителем у Леонида Марягина был историк Юрий Сергеевич Барышников (супруг известного краеведа М.Д. Барышниковой). С ним Леонид нередко совершал лыжные прогулки в сторону озера «Амазонка». Значительную часть своей жизни Ю.С. Барышников отдал преподавательской деятельности в ОЗПИ (ныне – ГГТУ).
Неспокойная атмосфера юности отражена Марягиным в автобиографической книге «Изнанка экрана» (2003) и в киноленте мастера «101-й километр» (2001).
Своевременный отъезд 17-летнего Лёни Марягина из Орехово-Зуева в столицу помог ему выбраться из сложной ситуации.
Позже режиссёр признался: «На пригородном дизеле из Орехово-Зуева я ехал в Москву завоевывать кинорежиссуру, а для начала – ВГИК…» Родители и бабушка Леонида переехали в Москву только в 1961 г.
В 17 лет выпускник Орехово-Зуевской школы приехал поступать во ВГИК, но из-за «тройки» по сочинению не прошел по конкурсу, и Михаил Ромм взял его на свой курс вольнослушателем. Одновременно Марягин работал лаборантом во ВГИКе, был ассистентом у Ромма на съемках фильма «Убийство на улице Данте». После ухода Ромма из ВГИКа Марягин оставил институт, а позже, в 1966-ом, окончил режиссерский факультет ЛГИТМиКа. Отслужив на военно-морском флоте, Леонид Марягин трудился в 1959-1960 годах на разных студиях, в 1960-1962 годах был режиссером Новосибирского телевидения, в 1962-1964 годах – ассистент режиссера киностудии имени М. Горького, с 1964 года – ассистент режиссера, второй режиссер, режиссер киностудии «Мосфильм», режиссер дубляжа.
Первой ласточкой в кино у Леонида Марягина стал «Арбузный рейс» на «Мосфильме», в 1965-м. Потом – «Ожидания», «Про Клаву Иванову» (1969), «Моя улица» (1970), «Двое в пути» (1973), «Вылет задерживается» (1974), «Мое дело» (1976), «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978), «Незваный друг» (1981), «День рождения» (1982), «Город невест» (1985), «Дорогое удовольствие» (1988). В 1990-е Марягиным были созданы два исторических полотна – «Враг народа Бухарин» и «Троцкий».
В октябре 1985 г. в Москве состоялась премьера художественного фильма «Город невест». И режиссёром и сценаристом в одном лице предстал Марягин. А финансовая поддержка кинокартине получена от земляка – министра лёгкой промышленности СССР Николая Тарасова. Съёмки фильма проходили в Орехово-Зуеве, на городских улицах, в цехах, кабинетах дважды орденоносного Ореховского текстильного комбината имени К.И. Николаевой и даже на квартире самого генерального директора Б.А. Молодцова. Время съёмок и премьеры совпало со 100-летием Морозовской стачки, торжественно и широко отмеченное ореховозуевцами. В массовке фильма снялось немало жителей города. Наверно, не случайно и то, что сценарий фильма связан с биографиями Николая Тарасова и Бориса Молодцова…
В основе фильма конфликт между директором текстильного комбината (Олег Табаков) и главным инженером (Георгий Жжёнов), расценивающим инициативу директора по автоматизации предприятия как прожектерство. Благодаря молодым специалистам директор добивается реализации своих планов, решив и демографическую проблему текстильного городка, обеспечив рабочими местами мужчин. «Производственная» линия соприкасается в фильме с личной жизнью директора, с его непростыми взаимоотношениями с женой (Наталия Белохвостикова) и сыном (Антон Табаков). Интересно смотрятся сцены ухаживания директорского сына за одной из молодых фабричных работниц (Ирина Чериченко, ставшая в 22 года знаменитой на весь Советский Союз)… Музыку к фильму написал друг Леонида Марягина, известный композитор Ян Френкель – он же автор музыки к песне Михаила Танича «Текстильный городок» (1961) об Орехово-Зуеве.
Как-то поделилась своими воспоминаниями одноклассница Леонида Марягина, ветеран педагогического труда, бывший преподаватель текстильного техникума (ныне – текстильного колледжа имени Саввы Морозова) Римма Петровна Агапова (Тарасова). Племянница министра Н.Н.Тарасова. Она поведала, что одноклассники во время встреч в первой школе не раз просили Леонида Георгиевича снять фильм о родном городе. Однажды он это пообещал и слово своё сдержал. Римма Петровна подсказала ему обратиться за помощью «к дяде Коле».
По словам Риммы Петровны Агаповой, несколько аудиторий текстильного техникума с разрешения администрации съёмочная группа использовала под гримёрки и реквизит. Здесь же прошла и встреча популярных артистов со студентами. Естественно, были и автографы и редкие по тем временам фотографии с советскими звёздами.
Однажды артисты из Орехово-Зуевского народного театра рассказали, как в 1981-м в «Зимний театр» (тогда просто Орехово-Зуевский ГДК) вместе с коллегами приезжал Борис Андреев. Они привозили с собой какой-то спектакль… Борис Фёдорович выкроил несколько минут и добежал до ближайшего продуктового магазина «У космоса». Когда продавцы увидели у прилавка живьём народного артиста – остолбенели. А он с присущей ему деликатностью попросил любимой «селёдочки», которую дома артисту запрещали жена Галина Васильевна и врачи. Леонид Георгиевич позже вспоминал: «Популярность артиста была огромна – люди, увидев его на улице, начинали улыбаться. Для Бориса Федоровича не было вопроса, как распорядиться популярностью. Он любил помогать людям. Только по моей просьбе он делал это не раз и не два – ездил в райисполком, в милицию, пробивал обмен жилья. Все это без личной выгоды – для низовых работников студии, от которых он не зависел… Однажды я спросил Андреева, почему он так безотказно отзывается на просьбы. Борис Федорович ответил: «Бог мне многое дал; если я не буду помогать людям, он от меня отвернется!»
Несколько последних лет жизни Марягин посвятил созданию автобиографической черно-белой киноленты о юности, прошедшей в Орехово-Зуеве, о своей первой любви… Съёмки нескольких эпизодов картины проходили в Орехово-Зуеве … Премьера «101 километра» в орехово-зуевском кинотеатре «Родина» (в 2001 году) вызвала бурную и весьма неоднозначную реакцию ореховозуевцев – от восторга до жёсткой критики, особенно со стороны ветеранов, старожилов.
Л.Г. Марягин создал около двух десятков полнометражных художественных лент, сам несколько раз, как актёр, снялся в кино, был автором более тридцати сюжетов для киножурнала «Фитиль». За снятую по собственному сценарию картину «101-й километр», посвященную его юности, получил вторую премию в конкурсе «Реванш» кинофестиваля «Окно в Европу-2001» в Выборге. Блестяще владея искусством рассказчика и литературным слогом, он много публиковался в периодических изданиях, был автором ряда книг: «Не только о кино», «Был такой случай», «Были-небыли», «Иду на Вы»…
Один из потомков меценатов и промышленников Морозовых (ветвь Викуловичей) – актриса Татьяна Лаврова (Андриканис) была удостоена в 1975 г. в Монте-Карло приза «Серебряная нимфа» за женскую роль в фильме Леонида Марягина «Вылет задерживается».
За телефильмы «Моя улица» и «Двое в пути» сам Л. Марягин получил призы Интервидения (МТФ в Праге, 1971 и 1974).
В 2003 г. Марягин успел снять свою последнюю автобиографическую игровую картину «Здравствуй, столица!», но премьера фильма прошла уже без него… Художником по костюмам в фильмах «101-й километр» и «Здравствуй, столица!» работала дочь Леонида Марягина Татьяна…
Леонид Георгиевич ушёл из жизни 16 сентября 2003 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Случилось так, что с Орехово-Зуевом более десяти лет связан москвич, старовер Игорь Пименов, работавший с 1987 по 1991 на киностудии «МОСФИЛЬМ» и ещё 15 лет на первом канале ЦТ. Дипломную работу он готовил под руководством Леонида Марягина, участвуя ассистентом в его исторической киноленте «Враг народа Бухарин» (1990 г.). В 2015 – 2016 гг. 45-летний Игорь Владиславович Пименов стал директором Международного фестиваля игровых и документальных фильмов имени Саввы Морозова в Москве. Заметим, что ещё в 2014 г. фестиваль готовился именно для Орехово-Зуева – малой родины знаменитых русских промышленников и благотворителей, староверов Морозовых. Сегодня Игорь Владиславович занят подготовкой уже третьего по счёту Кинофестиваля. Президентом Морозовского Кинофестиваля является известный кинорежиссёр, народный артист России Николай Досталь.
Евгений Голоднов
Фото из архива школьного друга кинорежиссёра Игоря Александровича Каретникова и автора.
|