| В издательстве «Проспект» вышла в свет монография С.Ю.Глазьева «За горизонтом конца истории» |
Глазьев для думающих людей , [19.07.2022]
Spydell дал сегодня статистику сброса американских долговых обязательств по странам и внутренним держателям. Процесс бегства от доллара пошел, как мы и предсказывали 20 лет назад. Умные учатся на чужих ошибках. О необходимости сброса облигаций западных стран я писал многократно в разных жанрах. Ниже воспроизвожу публикацию 4х летней давности в книге За горизонтом конца истории. Эти же рекомендации я давал лично руководителям ЦБ и Минфина, в официальных записках. Но они следовали рекомендациям из Вашингтона и, судя по попыткам возобновить Бюджетное правило и открыть новые каналы вывоза капитала, продолжают следовать до сих пор
Павел Рябов (Spydell_finance) , , [19.07.2022] [Альбом графиков t.me/spydell_finance/1468 ]
Китай продолжает активно сбрасывать трежерис согласно обновленным данным TIC от Казначейства США. С 28 февраля 2022 по 31 мая 2022 Китай реализовал на продажу 74 млрд трежерис или 7% от своей позиции. В денежном выражении это самый мощный выход из американского госдолга с 2016 года, когда Китай боролся с оттоком капитала через продажу трежерис.
Сейчас причины совсем другие: эрозия резервного статуса долга, рост токсичной репутации США, как неблагонадежного заемщика, усиление геополитической конфронтации Китай – США по линии внешнеторговой деятельности и по Тайваню. Поэтому вне корректировки оттоков по финсчету, сброс трежерис в 2022 является самым сильным для Китая.
Саудовская Аравия имеет самый значительный профицит нефтегазовых доходов с 2007-2008, но ситуация кардинально отличается от всего того, что было ранее. Всего 5 лет назад избыток нефтегазовых доходов Саудовская Аравия распределяла в трежерис.
Последние 2-3 года отношения США-Саудовская Аравия сильно деградируют. Активного сброса нет со стороны Саудитов, но идут медленные продажи примерно по 2-3 млрд долл в месяц. Однако, на фоне рекордного профицита нефтегазовых доходов, такая ситуация аномальная.
Активно сбрасывает трежерис Бразилия – теперь позиция на минимуме с 2011 года, почти 20% от своего портфеля утилизировала Индонезия. Турция и Россия обнулили вложения в трежерис. Мексика и ЮАР без изменения. Индия последние два года не наращивает.
В итоге, группа развивающихся стран агрессивно продает трежерис максимальными темпами за последние 10 лет, общая позиция по счету трежерис уверенно проломила минимумы 2011 года.
Нет больше надежды для американского Минфина на группу развивающихся стран – теперь они продавцы.
[Альбом графиков t.me/spydell_finance/1470 ]
Группа развивающихся стран агрессивно продает трежерис, но может есть те, кто выкупает со стороны нерезидентов? Нет.
Продажи идут фронтальные, по формальным признакам – это близко к капитуляции. За три месяца (от 28 февраля по 31 мая 2022) продажи трежерис со стороны нерезидентов составили почти 300 млрд долл – аналогов нет.
Предыдущие масштабные продажи были в мае 2020 (247 млрд за 3 месяца) и 240 млрд долл в ноябре 2016. В 2020 это было вызвано необходимостью крыть дефициты бюджета на фоне COVID локдаунов и экстренных планов правительств по спасению экономики, а в 2016 году был отток западного капитала с развивающихся рынков, и чтобы балансировать разрывы, центральные банки продавали трежерис, в особенности Китай.
В 2022 все иначе. Масштабного бегства с развивающихся рынков нет – продажи идут преимущественно по рынкам западных стран, а проблем с дефицитами бюджета нет так, как в 2020.
На этот раз фронтальные продажи идут из-за подрыва доверия к США, рекордно-отрицательных реальных ставок, дестабилизации долговых рынков, разрастания дефицита счета текущих операций основных поставщиков капитала в США (Европа и Япония) и по причине цивилизационного разлома.
Испытывают проблемы союзники США, которые ранее были основными поставщиками капитала в США. В основном они все чистые импортеры сырья, что формирует рекордный дефицит счета текущих операций. В условиях отключенного QE – это вызывает проблемы с выкупом трежерис.
Перехватить их (Европу и Японию) могли бы основные бенефициары, т.е экспортеры сырья, но эти страны в оппозиции к США, поэтому образуется вакуум, который нечем заполнить.
Основные продавцы трежерис за три месяца: Япония – 93.5 млрд, Китай – 74 млрд, страны ЕС – 51.7 млрд, Гонконг – 19 млрд, Тайвань – 17.1 млрд, Израиль и Сингапур по 14 млрд. На эти страны пришлись практически все продажи. Выкупали офшоры на 30 млрд, Швейцария – 12.4 млрд, Бельгия – 9.9 млрд и Великобритания – 8.8 млрд.
Ситуация уникальная – идут рекордные продажи нерезидентов при отключенном QE от ФРС. Прям совсем жестко.
[Альбом графиков t.me/spydell_finance/1471 ]
Кто выкупает госдолг США? Когда начинаются проблемы с финансированием госдолга США, американский истеблишмент активизируется и начинает гадить и дурить. Зачастую хаотично и масштабно. Основные пострадавшие – незащищенные страны, ловцы «демократических импульсов».
Два главных держателя госдолга США направились к выходу. Нерезиденты сбрасывают трежерис так, как никогда ранее, а ФРС запустила программу сокращения баланса.
В структуре держателей американского госдолга (по рыночной оценке): иностранцы – 34%, ФРС – 26%, инвестфонды, брокеры и дилеры – 10%, домохозяйства – 3% напрямую и 7% косвенно через взаимные фонды, коммерческие банки – 7%, госфонды – 9%, страховые и пенсионные фонды – 4%.
С 2 кв 2008 (за 14 лет) госдолг США вырос на 18 трлн долл – основными покупателями были ФРС (5.4 трлн) и нерезиденты (5 трлн). Уходят со сцены те, кто обеспечил почти 60% всех покупок трежерей и векселей за последние 14 лет.
На третьем месте домохозяйства через прямые (580 млрд) и косвенные покупки (1.3 трлн), на четвертом месте – инвестфонды, брокеры и дилеры (около 2 трлн), далее коммерческие банки (около 1.5 трлн), госфонды – 1.3 трлн, а страховые и пенсионные фонды почти не выкупают – 630 млрд. Это все накопленные покупки за 14 лет.
После COVID бешенства, рыночная оценка госдолга выросла на 5.8 трлн. Домохозяйства были чистыми продавцами на 665 млрд, ФРС перехватила почти 60% от прироста госдолга, госфонды – 800 млрд, нерезиденты – 760 млрд, коммерческие банки – 775 млрд, инвестфонды, брокеры и дилеры – 658 млрд.
Инвестфонды и дилеры – это, по сути, тот же ФРС в другом измерении, поэтому в нынешних реалиях они тождественны. Есть ликвидность – есть покупки. Нет ликвидности – все начнет рассыпаться.
Задача частного сектора – крыть продажи ФРС и нерезидентов + финансировать дефицит бюджета. Задача невыполнимая, балансы не сходятся. Значит будет жарко.
Где-то должно рвануть, может в Европе? Европа – это прям как помойное ведро с инфантильными, отупевшими, безвольными политиками, полностью утратившие свой суверенитет.
https://t.me/glazieview/2093">Глазьев для думающих людей , [19.07.2022]
И теперь отрывок из моей книги 2018го года. Эти предложения я настойчиво обосновывал на всех уровнях с 2014го года, когда начались санкции. Но виновные в утрате 400 млрд.долл. резервов продолжают попустительствовать вывозу капитала из России
Для снижения зависимости российской экономики от санкций США и их союзников, обеспечения ее устойчивости в условиях гибридной войны должны быть приняты следующие незамедлительные меры по дедолларизации экономики.
1. Распродать из золотовалютных резервов (ЗВР) все долговые обязательства США, Канады, Великобритании, а также номинированные в валютах этих стран ценные бумаг с приобретением эквивалентного объема активов стран ШОС, БРИКС и золота. Долю золота в резервах увеличить с нынешних 20% до 55% (как у стран ЕС).
2. Выкупить в ЗВР за счет целевой кредитной эмиссии Банка России валютные активы контролируемых государством банков и корпораций (более 50 млрд долл.).
3. Прекратить кредитование нефинансовых организаций в иностранной валюте со стороны российских банков. Законодательно запретить займы нефинансовых организаций, номинированные и предоставляемые в иностранной валюте.
4. Исключить использование доллара во внешнеторговых и инвестиционных операциях государственных корпораций и банков, рекомендовать то же самое сделать частным предприятиям. Постепенно перейти на оплату основных экспортных товаров в рублях. Это устранит риски конфискации валютной выручки российских экспортеров, снимет проблему ее репатриации, создаст условия для снижения объемов утечки капитала. При этом необходимо предусмотреть выделение связанных рублевых кредитов государствам-импортерам российской продукции для поддержания товарооборота, использовать в этих целях кредитно-валютные СВОПы. Банку России осуществлять целевое льготное рефинансирование коммерческих банков под рублевое кредитование экспортных операций по приемлемым ставкам на долгосрочной основе, а также учитывать в основных направлениях денежно-кредитной политики дополнительный спрос на рубли в связи с расширением внешнеторгового оборота в отечественной валюте и формированием зарубежных рублевых резервов иностранных государств и банков.
5. Кардинально расширить обслуживание расчетов в национальных валютах между предприятиями государств ЕАЭС и СНГ посредством Межгосбанка СНГ, с иными государствами – с использованием контролируемых Россией международных финансовых организаций (МБЭС, МИБ, ЕАБР и др.).
6. Лимитировать заимствования контролируемых государством корпораций в странах, применяющих санкции. Постепенно заместить инвалютные займы из этих стран рублевыми кредитами государственных коммерческих банков за счет их целевого рефинансирования со стороны ЦБ на тех же условиях.
7. Отозвать ценные бумаги российских эмитентов из депозитариев стран НАТО. Банку России прекратить принимать в обеспечение рефинансирования ценные бумаги, находящиеся в зарубежных депозитариях.
Наряду с изложенными выше срочными мерами по предотвращению ущерба от санкций для государства и России в целом необходимо принять меры по минимизации потерь частного российского капитала, уходящего в офшоры с преимущественно англосаксонской юрисдикцией. Должны быть созданы следующие условия для деофшоризации экономики.
1. Ввести предварительный валютный контроль по операциям с компаниями из стран НАТО и офшорных зон. Ввести лицензирование операций капитального характера с долларами, евро и валютами стран, присоединившихся к антироссийским санкциям.
2. Уточнить законодательное определение понятия «национальная компания», удовлетворяющее требованиям: регистрации, налогового резидентства и ведения основной деятельности в России, принадлежности российским резидентам, не имеющим аффилированности с иностранными лицами и юрисдикциями. Только национальным компаниям следует предоставлять доступ к недрам и другим природным ресурсам, госзаказам, госпрограммам, госсубсидиям, а также к другим стратегически важным для государства и чувствительным для общества видам деятельности.
3. Обязать конечных владельцев акций российских системообразующих предприятий зарегистрировать свои права собственности на них в российских регистраторах, выйдя из офшорной «тени».
4. Заключить соглашения об обмене налоговой информацией с офшорами, денонсировать имеющиеся соглашения с ними об избежании двойного налогообложения. Не допускать при этом имитации борьбы с офшоризацией путем внесения косметических правок, как это имело место в отношении соглашения с Кипром. Законодательно запретить перевод активов в офшорные юрисдикции, с которыми нет соглашения об обмене налоговой информацией, а также контролируемые США и другими странами, применяющими санкции.
5. Ввести в отношении офшорных компаний, принадлежащих российским резидентам, требования по соблюдению российского законодательства по предоставлению информации об участниках компании (акционеры, вкладчики, выгодоприобретатели), а также по раскрытию налоговой информации для целей налогообложения в России всех доходов, получаемых от российских источников под угрозой установления 30%-ого налога на любые операции по примеру США.
6. Установить разрешительный порядок офшорных операций для российских компаний с государственным участием, а также компаний, получающих субсидии, кредиты госбанков, участвующих в госзакупках.
7. Ввести ограничения на объемы забалансовых зарубежных активов и обязательств перед нерезидентами по деривативам российских организаций, запретить вложения российских предприятий в ценные бумаги и валютные инструменты стран, применяющих санкции.
8. Организовать Московский клуб кредиторов и инвесторов для координации кредитно-инвестиционной политики российских банков и фондов за рубежом, процедур по возвращению проблемных кредитов, выработки единой позиции по отношению к дефолтным странам-заемщикам.
В кратчайшие сроки необходимо создать платежную системув национальных валютах государств-членов ЕАЭС на базе Межгосбанка со своей системой обмена банковской информацией, оценки кредитных рисков, котировки курсов обмена валют. Перевести коммерческие банки на использование недавно созданной системы передачи электронных финансовых сообщений Банка России, предложить ее использование для международных расчетов в ЕАЭС, ШОС и БРИКС, что устранит критическую зависимость от подконтрольной США системы SWIFT.
Прежде всего, это необходимо сделать во взаимной торговле с КНР, на которую ложится главная нагрузка по замещению импорта из стран, реализующих антироссийские санкции. Российские банки также могут подключаться к Системе международных расчетов Народного банка КНР и обмениваться через нее информацией с китайскими партнерами, совершая платежи и расчеты. Между крупными российскими и китайскими банками можно установить специальный канал конфиденциальной связи для тех же целей. НСПК «Мир» должна обеспечить кобейджинг карт с китайской системой «UnionPay», для чего также необходимо активизировать работу в этом направлении Сбербанка и др. российских банков, эмитирующих карту «Мир». Целесообразно создать сеть специализированных кредитных и финансовых организаций, работающих исключительно в рублях и юанях, неуязвимых от внешних санкций. Запустить торгово-платежную систему «Владекс», использующую специальный цифровой инструмент с твердым курсом обмена на долларовый эквивалент. Эта система может взять на себя обслуживание взаимной торговли чувствительными в отношении санкций товарами.
Эти меры могут быть применены и во взаимоотношениях с нашими другими традиционными партнерами, для чего необходимо будет создать соответствующие системы клиринга расчетов в национальных валютах и договориться о валютно-кредитных свопах между центральными банками. Очевидна необходимость формирования такой системы в ЕАЭС, для чего потребуется соответствующее расширение функционала ЕЭК.
В целях стимулирования процессов евразийской экономической интеграции, совместного прохождения и последующего выхода из кризисных режимов, вызванных глобальной пандемией и негативными процессами на единых рынках ЕАЭС необходимо принятие следующих мер[1].
1. Для обеспечения ценовой стабильности во взаимной торговле товарами отечественного производства государств-членов ЕАЭС рекомендовать центральным (национальным) банкам принять срочные меры по стабилизации соотношений обменных курсов национальных валют. Для создания необходимых условий перехода к использованию национальных валют во взаимной торговле и финансировании совместных инвестиций подписать в рамках ЕАЭС соглашения о границах взаимных колебаний национальных валют («валютная змея» по типу существовавшей в ЕС до введения евро) и о механизме демпфирования колебаний (через свопы и механизм ЕФСР, размер которого необходимо увеличить до 1,5–2 трлн рублей). Для обеспечения долгосрочной стабильности и финансовой устойчивости государства ЕАЭС могли бы создать платежный союз с использованием специально учрежденного в свое время для его обслуживания Межгосбанка СНГ.
2. В целях сокращения издержек во взаимной торговле целесообразно отменить валютный контроль за текущими трансграничными операциями, совершаемыми в рублях. Этой мере должна предшествовать определенная гармонизация национальных систем валютного регулирования во избежание утечки капитала.
3. Во избежание негативного влияния конъюнктуры мировых цен на взаимную торговлю рекомендовать правительствам принять меры по переводу расчетов за топливно-энергетические товары (природный газ, нефть и нефтепродукты), а также другие биржевые товары в национальные валюты государств – членов ЕАЭС в рамках формирования общего энергетического рынка[2]. Необходимым условием для этого является стабилизация обменного курса рубля, а также развертывание полноценного механизма биржевой торговли с рублевыми индикаторами ценообразования. Для снижения внешних шоков колебаний нефтяных цен целесообразно перейти к долгосрочным контрактам на экспорт нефти и газа в Китай по ценам, номинированным в юанях и рублях, согласованными с другими критически значимыми экспортерами газа.
В условиях нарастающего хаоса и турбулентности на мировых рынках необходимо предусмотреть создание системы защиты от угроз экономической безопасности, которая, наряду с охарактеризованными выше инструментами валютного контроля, должна располагать защитными контурами финансовой, распределительной и имущественных систем[3].
Защитный контур финансовой системы должен гарантировать платежи и кредиты реальному сектору при аварийной ситуации в банковской системе. ЦБ должен быть готов «подхватить» систему расчетов через расчетно-кассовые центры и госбанки в случае цепной реакции банкротств коммерческих банков. Программы поддержки системообразующих предприятий, регионов и отраслей в условиях возможного паралича банковской системы должны производиться через казначейство, которое может также принять на себя функции обслуживания госпредприятий. Банк России мог бы также создать систему обращения оцифрованных рублей на основе технологии распределенного реестра (блокчейн), открывая счета у себя и обеспечивая их обслуживание без участия коммерческих банков.
Для защиты стратегических активов в экономике и обеспечения выпуска продукции жизнеобеспечения (продовольствие, оборонная промышленность, энергия, транспорт и др.) государство должно быть готово к национализации соответствующих системообразующих предприятий и узлов инфраструктуры (электростанции, элеваторы, порты, склады) в случае их перехода под контроль противника.
Это уже случилось с компанией «Русский алюминий», которая посредством угроз применения санкций была фактически экспроприирована и поставлена под контроль правительства США. Девять алюминиевых заводов общей производительностью 4 млн тонн алюминия в год, четыре крупнейших гидроэлектростанции совокупной мощностью около 15 тыс. МВт, обеспечивающих электроэнергией 15 млн человек, а также другие активы En+ Group перешли под контроль Управления по контролю над иностранными активами Минфина США, которое назначает 8 из 12 членов Совета директоров компании.
Предприятия из списка системообразующих должны получать финансовую помощь только под соответствующие бизнес-планы и передачу пакетов акций (активов) государству в качестве обеспечения своих обязательств по выпуску продукции и возврату средств. При этом не должна допускаться покупка стратегических активов иностранным капиталом (или конверсия долгов в собственность), за исключением случаев создания совместных предприятий или объединения активов на паритетных началах в целях повышения конкурентоспособности и технического уровня.
Защита систем воспроизводства «человеческого капитала» должна гарантироваться переводом соответствующих статей бюджета в режим защищенных вне зависимости от величины бюджетных доходов. При нехватке доходов финансирование этих расходов должно вестись за счет размещения долговых обязательств государства в контролируемых им банках по символической доходности с их соответствующим рефинансированием со стороны ЦБ. Необходимо также создание стратегических резервов основных сырьевых товаров, продовольствия и лекарств в целях поддержания производства и импорта критически значимых товаров в достаточных для стабилизации цен объемах.
Ссылка: aurora.network/images/za-gorizontom-kontsa-istorii-monografiya.pdf
[1] Некоторые из этих мер были одобрены 8 апреля 2020 г. Распоряжением Совета ЕЭК «О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции COVID-19».
[2] Еще в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. В. В. Путин предложил организовать биржевую торговлю нефтью и газом с расчетами в рублях. «Рубль должен стать более универсальным средством для международных расчетов и должен постепенно расширить зону своего влияния», – заявил в своем обращении Президент Российской Федерации. После этого Послания поручения по переводу торговли энергоносителями в национальную валюту давались им неоднократно, в том числе в контексте гармонизации валютно-финансовых отношений с партнерами по ЕАЭС.
[3] Глазьев С. Ю., Локосов В. В. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием // Вестник РАН. 2012. Т. 82. № 7.
И, в завершение - оценка макроэкономического эффекта проводившейся с 2014го года денежно-кредитной политики на 6й полосе ARGUMENTY_28-823
Почти весь постсоветский период, за исключением короткого срока работы В. Геращенко во главе Банка России, последний строго придерживался рекомендаций МВФ по денежно-кредитной политике. За последовательное бездумное выполнение этих рекомендаций руководители российских денежных властей неоднократно удостаивались званий лучших в мире со стороны рупоров Вашингтонского консенсуса. В соответствии с его ключевыми установками главной функцией Центрального банка должны быть обеспечение свободного трансграничного движения капитала, конвертируемости национальной валюты по рыночному курсу, ограничение денежной эмиссии объёмом валютных резервов. Именно этого требует от национальных денежных властей международный капитал, интересы которого де-факто обслуживает Банк России.
|