Михаил Делягин , Газета "Завтра" – zavtra.ru 06.04.2022, 00:01
направление сверхдоходов бюджета на поддержку ключевых сфер и секторов российской экономики
Несмотря на тяжёлую финансовую ситуацию, правительство Мишустина проводит многоуровневую и комплексную политику поддержки экономики, направленную не только на расшивку многочисленных «узких мест», но и на недопущение возникновения «денежного сжатия» из-за массового разрыва хозяйственных связей и перевода расчетов на предоплату, скачка цен и фактического прекращения кредитования в условиях по-прежнему эффективного налогового администрирования.
Сжатие кредита вызвано далеко не только запретительно высокой процентной ставкой (брать кредит под 30% годовых может лишь небольшая часть неспекулятивного сектора), блокирующей активность заемщиков. Не менее серьезная проблема – неспособность банков оценить риски в новых условиях, что лишает их возможности выдавать кредиты вне зависимости от величины ставки Банка России.
Основными каналами поддержки экономики – и одновременно ликвидности стал в этих условиях перезапуск программ льготного кредитования (ибо денег банках более чем достаточно). Государство при помощи поручительств ВЭБа берет на себя не определимые банками кредитные риски, – по крайней мере, для системообразующих предприятий.
300 млрд.руб. были выделены для кредитования малого и среднего бизнеса под 9,5% годовых. Правда, пока банки направляют эти средства на рефинансирование ранее выданных кредитов, а не на выдачу новых (на первую цель направлено 150 млрд. – половина выделенной суммы, а на вторую – жалкие 0,5 млрд.руб.).
Около 100 млрд.руб. выделены на поддержку инвестиционных программ малого и среднего бизнеса: на прошлой неделе было использовано 60 млрд., и средства востребуются темпами примерно 10 млрд.руб. в неделю.
Ещё 300 млрд.руб. выделено правительством на дотирование наиболее насущных нужд экономики.
В целом же рассматриваемая правительством поддержка бизнеса оценивается в триллионы рублей (только московские власти подготовили пакет мер в 1,5 трлн.!)
Отдельным направлением стала поддержка региональных бюджетов: дорогие банковские кредиты, навязывавшиеся прошлым правительством, замещаются фактически бесплатными бюджетными, а казначейские кредиты предоставляются на покрытие кассовых разрывов (да и другие цели) практически в любой момент.
Безусловно, полное снятие угрозы коллапса экономики, вызванной искусственно созданным и форсированно обостренным бюджетным голодом, только бюджетными средствами невозможно, так как бюджет (за исключением отсутствующей сегодня ситуации покрытия дефицита Банком России) не создает недостающие экономике деньги, но лишь перераспределяет их.
Однако в кризисных ситуациях бюджетное стимулирование экономики сокращает общий дефицит денег за счет ускорения их оборота (как это ни странно, но бюрократия оборачивает деньги быстрее частного сектора, парализуемого взаимными неплатежами, пусть и частичными), а главное – в ходе коронакризиса правительство Мишустина уже научилось решать эту проблему хотя бы частично, в рамках наиболее значимых хозяйственных контуров.
В 2020 году именно благодаря масштабной программе льгот и субсидий ему удалось сократить спад ВВП почти вдвое по сравнению с первоначально ожидавшимся уровнем, – и это достижение так и осталось недооцененным.
Сейчас кризис несравненно более масштабен и глубок, чем два года назад. Стране, как воздух, нужен дешёвый кредит, – а значит, системное ограничение финансовых спекуляций, но оно находится в исключительном ведении Банка России.
Пока же эта проблема не решена, манёвр Мишустина – направление по-прежнему имеющихся сверхдоходов бюджета на поддержку ключевых сфер и секторов российской экономики (для обеспечения которого Госдума уже приняла специальный закон) – кардинально повышает ее жизнеспособность и весьма эффективно содействует развитию, несмотря на все имеющиеся трудности.
Публикация: ИА Аврора
aurora.network/articles/183-sobytija/100736-manevr-mishustina
Михаил Делягин. Маневр Мишустина (События) | Информационное агентство «АВРОРА»
05.04.2022, 09:30
Михаил Делягин
Комментарии еа Газета "Завтра"
Александр Трифонов
Начну ка я свои рассуждения немного издалека от темы. Что мы получили после Крыма (кроме того, что Крым наш)? Мы получили санкции и проседание (фиг с вам – не экономики) уровня жизни населения. Про "скифское золото" кто-нибудь сегодня помнит? Нет – отдали и забыли. На сегодня, как выясняется, у нас за границей тоже всякого добра и предметов искусства было, и тоже заблокировано (читай отнято). Но так получилось, "случайно". Только вот принятие решения о начале действий от нас исходило, а не было внезапным нападением. Значит было просчитано, что наши ценности останутся там за границей. Пошли далее. Я уже отмечал, что награды "наши" очень напоминают награды третьего рейха. То есть, на наших глазах вершится тот самый пересмотр итогов Великой Отечественной, с вывозом культурных ценностей – репатриацией.
Теперь к финансам. Статья в частности указывает нам на то, что текущие "сверхдоходы" будут направляться в ключевые сферы рос. экономики. Она (статья) как бы отсекает все те средства, которые у нас копились до этого момента, и были так же выведены под благовидным предлогом за рубеж (даже в январе текущего года). На что это похоже?
А похоже это на обнуление всех договоров и фиксации прибылей. То есть эта "операция" зафиксировала прибыли западных выгодополучателей за наш счёт. Зашибись!
Теперь же мы, в очередной раз провалившись экономически и просев по уровню жизни, начинаем всё "с нуля". Только нули наши, как регулярны, так и всё ниже и ниже.
Вывод. Под эту военную операцию осуществили репатриацию культурных ценностей и фиксацию прибылей западными банками (наших денег). Умойтесь...
Посмотрим теперь ещё и на "победу".
Говорено и не раз, что капитализм свои кризисы, которые заложены в него изначально, решает через войны. Но и... в войне просто определяется, за счёт кого этот кризис будет разрешён.
Виктор Степанов
"Несмотря на тяжёлую финансовую ситуацию" и эта тяжесть от наличия сверхдоходов бюджета. Золото карманы оттягивает?
Мишустин на воздушном шаре маневрирует. Кто его запустил?
Про войну Делягин забыл? А здесь тоже рыночные отношения. В Армии за каждую таблетку аспирина отчитываются в бухгалтерии. К чему здесь сравнения с 2020 годом? Ура-Ему тогда удалось сократить спад ВВП. Леща начальнику, но ведь война и Мишустину нужно в мундир облачиться.
Комментарии на aurora.network
Дмитрий Казаков
(На форуме: 10 место, уровень общественной поддержки 90.7%)
Стране сейчас нужны не авралы имени Мишустина и иже с ним. Не затыкание дыр в срочном порядке. Нужна планомерная работа по устранению дисбалансов и прочих проблем во внутреннем регулировании. Она нужна ещё вчера и одновременно с тем, что делает правительство Мишустина (пусть делает пока, как умеет). Но её нет. Что неприятно.
Деньги в современной экономике – вещь важная. Спору нет. Но даже если завалить сейчас Россию дешёвыми кредитами, от этого не появятся свои стратегически важные предприятия и для бизнеса мало, что изменится. Деньги – малая часть проблем. И тут есть известные решения. Довольно просто всё с деньгами.
Я уже приводил пример с ОСАГО. Страховые сейчас наверняка не в состоянии как-то рассчитать стоимость полиса. По той простой причине, что невозможно рассчитать стоимость ремонта. А если стоимость полиса ОСАГО вырастет сейчас в несколько раз, то кто его покупать станет? Да и страховые, которые и так саботируют ОСАГО, будут палки в колёса вставлять. То есть, этот закон надо отменять. Проблемы ведь будут! А они нужны сейчас?
Я уже сейчас наблюдаю победные реляции на тему того, что предприниматели с будущего года повысят работникам зарплату вдвое. А знаете, как этого хотят добиться? Дык, просто! Собрались увеличить МРОТ. А с него, между прочим, предприниматель (ну, или работник, скорее) заплатит более 42% налогов и сборов! Нехилая, надо сказать, поддержка бизнеса. То есть, это сейчас точно не надо трогать, поскольку приведёт сие действо к разорению части бизнеса, уменьшению дохода оставшейся части и к уводу в тень ещё большей доли заработной платы у тех, кто может увести. Ну и зачем всё это надо сейчас?
Я сейчас говорил о мелких проблемах, которые надо разруливать, чтобы в новых условиях государство не утонуло в них через некоторое время. Но есть и другие вещи. Срочно нужно вырабатывать стратегию и тактику, надо создавать программу действий. И в рамках этой программы надо заниматься стимулированием развития экономики в целом, глядя, что лучше для достижения главных целей. Нужно осторожно и вручную предпринимать кучу всяких действий. Нужно удешевлять коммуникации, поскольку это двигатель прогресса. Для этого следует убрать платные дороги и всякие Платоны. Ещё вчера. Для этого следует убрать хотя бы половину налогов на топливо. Для этого следует отменить утилизационные сборы на всю технику и вернуть старый порядок получения ОТТС. Для этого надо дать волю самодельщикам, как, кстати, это было в СССР. Для этого нужно полностью отменить техосмотры для некоммерческого транспорта. Для этого нужно вернуть старый порядок установки газового оборудования, когда документа от лицензированной конторы хватало для изменений в ПТС и СТС. Да и вообще, полагаю, изменять ничего не надо. Просто устанавливать газ у лицензированных установщиков. А то и за лицензию – плати (установщики включат это в стоимость), и ещё потом за кучу бумаг, да ещё побегай.
В области налогового регулирования надо снижать нагрузку на те предприятия, где требуется развитие и увеличивать нагрузку на всяких паразитов и нежелательные для страны вещи типа фастфудов, которые следует просто изживать. Надо хотя бы заменить НДС налогом с продаж и т.д.
Это тонкое ручное управление, на которое не способно нынешнее правительство. И не будет способно. И Дума – тоже. Поэтому следует создавать даже не параллельную структуру, а структуру, которая будет работать вместе с правительством и Думой. Но эта структура должна выработать стратегию, тактику и создать программу действий. Также, должен быть изобретён механизм претворения её в жизнь. С инструментами контроля, разумеется. В идеале такая штука должна быть частью какой-то партии. Но там тоже трёп один.
В общем, на дворе уже реальные трудности, а управление страной, что бы там кто ни говорил, происходит точно так же, как и происходило. Это совершенно недопустимая ситуация. И уже нет времени. Надо срочно начинать ту работу, о которой я говорил. Уже не будет рекомендаций МВФ. Надо самим как-то начинать о себе думать. А впечатление такое, что власти предержащие просто хотят сменить одних "партнёров" на других. США и МВФ – на Китай и какой-то китайский орган вместо МВФ. Вот и весь орган – до копейки! А я не хочу так.
Юрий Николаенко
Главное, что надо было запускать – существенное уменьшение налогового пресса на малые производственные предприятия. Малый бизнес сможет закрыть дыры по ТНП. А вместо этого Мишустин обслуживает олигархат, путем формирования потока товаров с Востока и Азии. Однако этот поток будет обслуживать олигархат со своими сверхнаценками, а импортозамещение, как было в заднице, так там и останется.
Владимир Яковлев
Прежде всего Мишустин должен потребовать от Путина отмены ндс и ни в коем случае не вводить новые налоги. Чем больше налогов – тем больше коррупция.
Evel Spirit
Существующая власть не вывезет страну в условиях войны, прибитой гвоздями импортозависимости к кресту сырьевой экономики, тупой финансовой и налоговой политики, отсутствия безкорыстных союзников во внешнем контуре.
Короче, Мишустин и вся их возня с имитацией бурной деятельности ничего не изменят к лучшему.
Не их это тема. Распил, воровство – это их конёк, но не более того.
|