Валентин Катасонов , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 07.04.2020
Вирусно-экономический кризис захватил большую часть мира. Эксперты прогнозируют рост банкротств и нарастание безработицы. Не обошёл кризис и Россию. Согласно только что опубликованным оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), из-за карантинных мер, введённых в крупных городах, и массовой остановки бизнеса 15,5 миллиона россиян лишатся работы временно или навсегда.
Общая численность рабочей силы в России, по данным Росстата, составляет 74,5 млн. человек. Если ЦМАКП не ошибся, безработными могут стать более 20 процентов людей, составляющих рабочую силу. По официальным данным, безработица в РФ на начало марта составляла 3,4 млн. человек, или 4,6% рабочей силы. То есть в ближайшее время как минимум четверть работоспособных граждан России могут оказаться безработными. Масштабы безработицы могут оказаться и больше, поскольку ни прогноз ЦМАКП, ни статистика Росстата не учитывают многомиллионную армию самозанятых, которые работают без трудовых договоров и находятся в тени. По ним вирусно-экономический кризис ударил в первую очередь. По моим оценкам, как минимум треть населения страны, относящегося к категории «рабочая сила», может быть поражена безработицей; люди могут остаться без средств к существованию, возникнет риск массового голода.
Что делать в этой ситуации? Опыт спасения населения от голода – как отечественный, так и зарубежный – наработан. Этот опыт применялся в периоды войн, экономических кризисов.
В первую очередь речь идёт о карточной системе. Это государственная система снабжения населения продовольствием и другими жизненно важными товарами в условиях дефицита, один из способов рационирования. Карточная система стара как мир. Ещё в Древнем Риме существовала бесплатная раздача хлеба людям, которая осуществлялась по предъявлении ими специальных знаков, изготавливавшихся из разных материалов (глины, слоновой кости, металла), которые назывались тессерами.
Современная карточная система появилась в Европе во время Первой мировой войны, в частности в США и Германии. В 1916 году она была введена даже в нейтральной Швеции. В том же году карточная система стала вводиться в отдельных губерниях Российской империи. Пришедшее к власти в России Временное правительство 25 марта (7 апреля) 1917 года ввело хлебную монополию (весь хлеб, всё зерно становилось собственностью государства) и хлебные карточки. В советской России карточная система существовала в период военного коммунизма и была отменена при переходе к НЭПу в 1921 году. В 1929 году в связи с началом индустриализации[1] и необходимостью максимальной мобилизации всех ресурсов хлебные карточки были возобновлены. Появились двойные цены на продовольствие – обычные (на товары, отпускаемые по карточкам) и коммерческие (более высокие, использовавшиеся при купле-продаже без карточек). Постепенно карточки в 30-е годы стали исчезать, но осталось рационирование – ограничение на количество отпускаемого покупателю товара.
Карточные системы широко использовались в разных странах в годы Второй мировой войны, существовали некоторое время и после войны. В СССР такая система была введена в июле 1941 года и отменена в декабре 1947 года. А в Великобритании окончательная отмена карточек произошла лишь в 1954 году.
Особого внимания заслуживает изучение опыта карточного распределения в США. Во Вторую мировую войну Америка вступила в декабре 1941 года, а в январе 1942 года она ввела ограничения на покупку множества товаров, в частности сахара, мяса, шин, бензина, велосипедов и обуви. Нормы потребления сахара были установлены на уровне 0,5 фунта (227 г) на человека в неделю и к середине 1945 года были сокращены до 0,285 фунта (129 г) в неделю. Недельная норма бензина для владельцев частных автомашин колебалась от 11 до 15 литров. Сохранялись жёсткие ограничения на покупку автомобильных шин. Отменены карточки на большинство товаров были в 1945 году, на сахар – в 1947 году.
И вот что удивительно: США вводили нормированное потребление с помощью карточек не только в годы мировых войн. У них такая система стала применяться и в мирное время. Я имею в виду программу льготной покупки продуктов питания – SNAP (Supplemental Nutrition Assistance Program). Её ещё называют программой выдачи продуктовых талонов (food stamps). Эта программа была подготовлена в 30-е годы прошлого века министром сельского хозяйства Генри Уоллесом (Henry A. Wallace) и запущена в мае 1939 года. SNAP стала вынужденной реакцией правительства США на продолжавшуюся экономическую депрессию в стране. Число безработных в годы острой фазы кризиса (1929-1932 гг.) достигало 25%; в условиях последовавшей за кризисом депрессии[2] безработица всё равно оставалась очень высокой (колебалась около планки в 10%). Хроническая безработица порождала недоедание и даже голод. Согласно оценкам американских экспертов, в период кризиса и депрессии в стране скончалось от голода 5-6 миллионов человек. Страшные картины 1930-х годов в Америке показаны в романе американского писателя Джона Стейнбека «Гроздья гнева» (1939 г.) Пособия по безработице были мизерными. Не менее мизерными были заработные платы, получаемые миллионами американцев, участвовавших в программах общественных работ, которые запустил президент Франклин Рузвельт.
И родилась программа SNAP, которая должна была обеспечить выживание миллионов простых американцев в условиях кризиса. Первый руководитель программы Мило Перкинс (Milo Perkins), чиновник министерства сельского хозяйства, так описал её смысл: «Страну разделяет пропасть. На одной её стороне фермеры, у которых избыток продуктов, на другой – недоедающие городские жители, ходящие с протянутой рукой». В 1939 году в рамках Минсельхоза была создана Федеральная корпорация по управлению товарными излишками (Federal Surplus Commodities Corporation, FSCC). Программа SNAP предоставляла самым неимущим денежные пособия, к ним прилагались бумажные продуктовые талоны (food stamps), которые позволяли приобретать продовольствие со скидкой в 50% от цены. Таким образом потребление продовольственных товаров за счёт государственной субсидии удваивалось. Первоначально получателями помощи в виде продуктовых талонов стало 4 миллиона человек. Потом количество получателей увеличилось. Из бюджета в 1939 году на программу было выделено 262 млн. долл. Программа действовала до весны 1943 года.
Возобновлена программа была через 18 лет – в мае 1961 года. Поначалу она действовала в пилотном режиме. С 1964 года SNAP получила статус постоянной, а с 1974 года – общенациональной программы. SNAP функционирует и по сей день. Если отсчитывать от мая 1939 года, скоро ей исполнится 81 год. Условия программы менялись, наиболее существенные изменения вносились в 1977, 1993, 1996 и 2002 годах.
Сегодня программа финансируется из федерального бюджета через Службу по продовольствию и питанию (Food and Nutrition Service) в Министерстве сельского хозяйства США. Ежемесячный доход претендующего на пособия должен составлять не более 130 процентов от официального прожиточного минимума. Сегодня это означает, что любая семья из четырёх человек с общим доходом не более 2,5 тыс. долларов в месяц имеет право на продуктовые талоны. Американец-одиночка может претендовать на помощь по линии SNAP, если его доход не превышает 1,2 тыс. долларов в месяц.
Программа обрела второе дыхание после финансового кризиса 2008-2009 гг. В 2013 году был установлен исторический рекорд: 47,6 миллиона американцев получили талонов на сумму в 76,1 миллиарда долларов. То есть в 2013 году примерно 15% жителей США были получателями помощи по линии SNAP. Наиболее высокий процент населения, охваченного программой (более 20%), был зафиксирован[3] в таких штатах, как Джорджия, Кентукки, Луизиана, Нью-Мексико, Орегон и Теннесси. Рекордно высокий процент был отмечен в округе Колумбия (там, где находится город Вашингтон): помощь получали 23% жителей округа.
Американские экономисты отмечают, что программа SNAP не только спасает десятки миллионов человек от недоедания и голода, но и способствует оживлению экономики (сельского хозяйства и смежных отраслей). Каждый доллар, израсходованный из бюджета через продуктовые карточки, в конечном итоге даёт прирост ВНП страны на 1,7-1,8 доллара.
Талоны предназначены для приобретения чётко регламентированного набора продовольственных товаров: молочных продуктов, мяса, птицы, рыбы, фруктов и овощей, выпечки, прохладительных напитков, а также семян растений для выращивания фруктов, овощей и ягод в домашних условиях. С помощью талонов нельзя приобрести хозяйственные товары, алкогольные напитки, табачные изделия, медикаменты. В XXI веке на смену привычным бумажным талонам пришли пластиковые дебетовые карты.
После пиковых показателей 2013 года программа SNAP несколько сократилась. В 2018 году число получателей помощи составило[4] 40,8 млн. человек, а бюджетное финансирование программы – 65,5 млрд. долл. В 2019 году число получателей помощи снизилось до 35,7 млн. человек, а бюджетное финансирование – до 60,4 млрд. долл..
Разгорающийся в США вирусно-экономический кризис вызвал резкий рост безработицы[5]. В марте было зафиксировано значительное увеличение заявок американцев на продуктовые талоны. За период с начала года по 23 марта на получение продовольственной помощи получили право новые миллионы американцев. Число получателей такой помощи увеличилось на 15%; следовательно, в конце марта программой SNAP было охвачено около 41 миллиона человек. Если дело пойдет такими темпами, то до конца года число получателей помощи по программе SNAP может значительно превысить[6] рекордный показатель 2013 года.
В России на сегодня нет аналога американской программы SNAP, но есть богатый собственный опыт использования продовольственных карточек в критические моменты истории. Есть смысл обратиться и к собственному, и к американскому опыту.
Фото: WREG.COM
Валентин Катасонов
fondsk.ru/news/2020/04/07/o-produktovyh-kartochkah-v-bogatoj-amerike-50563.html 07.04.2020
Ссылки
|