Китайцы захватывают Европу. США не против
| Фото: Reuters |
Китайская экономика давно вышла за пределы подвластной Пекину территории. Американский истеблишмент старается сдержать ее с помощью развязанной торговой войны, не замечая при этом, что многие крупные европейские компании уже получили китайских владельцев. Европа на подобную экспансию смотрит сквозь пальцы, но и здесь уже зреет недовольство: китайские деньги рискуют стать «нежелательными». Насколько далеко Пекин протянул свои руки в европейскую стабильность — в материале «Ленты.ру». Подмять автопромТорговая блокада со стороны США и последовавшие за ней ответные меры больше ударили по американскому, нежели китайскому бизнесу. Пекин же быстро переключился на Европу в надежде найти в ней союзника. Руководству Евросоюза было предложено объединить усилия в борьбе против Вашингтона в рамках ВТО. Взамен европейским инвесторам пообещали особые преференции на китайском рынке. Брюссель пока ответил отказом, ограничившись общими словами о приверженности свободному рынку и недопустимости искусственных барьеров. Но власти Поднебесной наверняка продолжат попытки, ведь местная пресса, почти полностью контролируемая государством, уже успела убедить население в том, что ЕС сражается по одну сторону баррикад с Китаем.
И если китайским дипломатам еще только предстоит найти подход к коллегам из ЕС, то китайским бизнесменам уже давно это удалось. Старый Cвет для них — уже давно не только рынок сбыта, но и простор для инвестиций. Последний крупный пример — немецкий Daimler, выпускающий автомобили под брендом Mercedes-Benz. В феврале этого года 9,69 процента его акций купил[1] Ли Шуфу — владелец холдинга Geely. Сделка обошлась ему в девять миллиардов долларов и позволила стать крупнейшим акционером компании. По словам магната, доля в Daimler нужна ему не ради дивидендов, а для того, чтобы получить доступ к технологиям в области производства электромобилей и беспилотных машин. Ли надеется, что Geely теперь сможет составить полноценную конкуренцию Tesla, Google[2] и Uber, которые активно осваивают ту же нишу.
Аналитики называют сделку очередным шагом в рамках китайской экспансии в европейский автопром. Помимо пакета в Daimler, Geely принадлежит 100 процентов в шведской Volvo и 51 процент в британском производителе спорткаров Lotus. Другой китайский игрок — Dongfeng — с 2014 года владеет 14 процентами французской Groupe PSA (объединяет бренды Peugeot, Citroen, Opel, Vauxhall), а недавно создал совместное предприятие по выпуску электромобилей с Renault-Nissan. Тем же самым занят концерн BAIC (Beijing Automotive Industry Holding) — его партнером выступает Daimler. Примечательно, что последний предпочел сотрудничать не со своим акционером Geely, а с его конкурентом. Вместе они собираются вывести на рынок электроверсии люксовых моделей Mercedes-Benz.
Кстати, BAIC — чуть ли не единственный китайский автопроизводитель, не сумевший, несмотря на все попытки, купить европейский актив с именем. В конце 2000-х ему поочередно отказывали Saab, Volvo и Opel. Saab, впрочем, пошел на уступки и продал права на производство в Китае своих старых моделей.
Надо сказать, что китайские бизнесмены оказались успешнее и настойчивее российских. В 2009 году на немецкий авторынок пытался прорваться Сбербанк[3], вместе с канадской Magna претендовавший на контрольный пакет Opel. Кредитная организация получила все необходимые разрешения и согласие прежнего владельца — американского концерна General Motors (проходившего процедуру банкротства), но в последний момент тот передумал[4].
Декада поглощений
Автопромом дело не ограничивается. Агентство Bloomberg[5] провело исследование и составило[6] целую карту китайских инвестиций в Европе за последнее десятилетие. За это время активами в Европе обзавелись 670 компаний из материкового Китая и Гонконга. Около сотни из них полностью или частично принадлежат государству, и именно на их долю пришлось сразу 63 процента (162 миллиарда долларов) всех приобретений. Самые активные — China Investment Corporation (24,2 миллиарда долларов), Aluminum Corporation of China (14,1) и Silk Road Fund (10,5 миллиарда).
Лидером оказалась Великобритания — 227 сделок общей стоимостью 70 миллиардов долларов. За ней идет Германия — 225 сделок на 20 миллиардов. Остальные отстают, но не так сильно: у Франции 89 сделок на 13,5 миллиарда; у Италии — 85 на 13 миллиардов; у Нидерландов — 82 на 11,5 миллиарда. На эти пять стран с крупнейшими экономиками континента приходится половина всех вложений.
Далее следуют середняки (Швейцария, Испания, Австрия, Бельгия, Швеция, Финляндия) и аутсайдеры (Польша, Венгрия, Болгария, Греция, Норвегия, Дания). Самыми непривлекательными для китайского бизнеса (в рамках исследования) оказались страны Прибалтики и Белоруссия. В белорусскую экономику с 2008 года вложили всего 800 тысяч «китайских» долларов. Корпорация YTO создала совместное предприятие с Минским тракторным заводом в специально построенном ради этого Китайско-белорусском индустриальном парке.
Также китайцы владеют долями в портах, аэропортах, крупных торговых и бизнес-центрах и других объектах инфраструктуры по всей Европе (включая контрольный пакет в аэропорту Франкфурта). Больше всего — 14 объектов — в Лондоне.
Аналитики выделяют 2016 год, когда были проведены сразу две многомиллиардные сделки. Китайская национальная химическая корпорация, более известная как ChemChina, приобрела[7] 82 процента акций швейцарского производителя пестицидов Syngenta за 46,3 миллиарда долларов. А крупный холдинг Midea (производит бытовую технику и электронику) за пять миллиардов долларов выкупил[8] 74,55 процента Kuka Roboter — ведущего поставщика промышленных роботов для европейских автоконцернов.
Еще одна крупная сделка, как и в случае с Opel и Сбербанком, сорвалась на финишной прямой, но теперь уже по вине не продавца, а регулятора. Немецкие власти сначала разрешили, а потом подумали и запретили[9] инвестфонду Fujian Grand Chip Investment Fund покупать Aixtron SE. Причина проста: компания выпускает микрочипы, и Берлин испугался кражи технологий в военных целях. Причем окончательное решение было принято после консультации с американскими спецслужбами (на продажу выставлялась доля американских резидентов). Несостоявшийся покупатель опротестовал решение, но безуспешно.
В последние годы поток инвестиций уверенно растет, хоть и уступает уровню 2008-2009 годов: 290 миллионов долларов в среднем за одну сделку против 740 миллионов десять лет назад. При этом у инвесторов из Китая нет единой стратегии и целей. Одни ограничиваются миноритарной долей, другие согласны только на контрольный пакет, третьи выкупают допэмиссию в компаниях, нуждающихся в дополнительных деньгах.
Отдельная статья инвестиций — европейские футбольные клубы. Китайский капитал присутствует в мадридском «Атлетико» (20 процентов принадлежит Ван Цзяньлиню и его холдингу Wanda Group), миланских «Интере» (68,55 процента у Чжан Цзиньдуна[10] и крупного ритейлера Suning Commerce Group) и «Милане» (99,93 процента в собственности Юнхуна Ли и его инвесткомпании Sino-Europe Sports Investment Management Changxing), английском «Манчестер Сити» (13 процентов у China Media Capital Holdings). И это только самые известные клубы, а всего в этом списке сегодня полтора десятка команд.
Китайская волна инвестирования в европейский футбол сменила арабскую. При этом далеко не во всех командах дела идут хорошо. «Милан», купивший прошлым летом сразу десять новых игроков на деньги собственника, столкнулся с финансовыми проблемами, как и сам Юнхун Ли. У себя на родине он подозревается в неуплате налогов и мошенничестве. Главная беда, свалившаяся на клуб, — отстранение[11] от еврокубков за нарушение правил «финансового фейр-плей», по которому расходы клуба не должны превышать доходы. Миллиардер не рассчитал аппетит и потратил на усиление команды слишком много.
Одумавшаяся Европа
«Деньги будут приходить туда, где им больше всего рады. В США, Австралии работает строгая система контроля за иностранными инвестициями. Пока в Европе не разработают такую же (а это рано или поздно произойдет), она будет оставаться главной целью китайских бизнесменов», — говорит Дерек Сиссор, исследователь Китая из Американского института предпринимательства.
С ним согласны европейские чиновники, многие из которых не рады потоку иностранных денег в свои страны. Замминистра экономики Германии Маттиас Махниг рассказал, что вместе с коллегами по ЕС будет обсуждать механизмы защиты стратегически важных предприятий от нежелательных инвесторов: «Важно, чтобы Европа внимательно следила за тем, какие ключевые европейские технологии привлекают иностранный капитал».
Подобные рассуждения подкрепляются целыми научными работами. В феврале немецкий Институт изучения Китая имени Герхарда Меркатора (MERICS) выпустил доклад[12] об угрозах китайской экспансии. По мнению авторов, Китай способен «вмешаться в европейскую политику» (через лоббизм) и «расколоть единство Европы». Пекин, пишут они, привлекает своей финансовой моделью и ресурсами. Особенно уязвимы небогатые члены ЕС — Греция, Чехия и Венгрия (даже несмотря на то, что на них приходится не так много инвестиций). Сегодня только у 13 из 28 членов ЕС есть средства контроля за иностранными вложениями.
При этом китайские власти тоже не рады настолько масштабной утечке капитала из страны. С прошлого года они прилагают усилия для сдерживания инвестиций вовне. Для этого был принят[13] специальный закон, который ввел в правовое поле понятие «нерациональные инвестиции» и разделил все вложения в иностранные компании на три категории: запрещенные, ограниченные и стимулируемые государством. Под полный запрет теперь попадает все, что связано с военными технологиями, азартными играми и секс-индустрией. Частичные ограничения действуют в отношении недвижимости, гостиничного бизнеса, спорта и развлечений (из-за этого, например, Ван Цзяньлинь уже сократил свою долю в футбольном клубе «Атлетико»). Как раз эту категорию правительство и считает нерациональными инвестициями.
Наконец, власти готовы всячески поддерживать проекты, имеющие отношение к энергетике, сельскому хозяйству, а также к программе «Один пояс, один путь». Это масштабный проект, запущенный в 2013 году и призванный связать Китай по суше и по морю с другими частями света, прежде всего с Европой. Маршрут охватывает большую часть Евразии (включая Россию) и пролегает по странам, в которых проживает 63 процента населения Земли. Ожидаемый экономический эффект от проекта превышает 21 триллион долларов. Власти Китая лелеют мечту возродить Великий Шелковый путь, добавив к нему еще и морскую часть.
Параллельно Пекин смягчает ограничения для иностранных инвесторов. Еще в прошлом году им разрешили владеть неограниченной долей в банках и управляющих компаниях. Максимальная квота для брокеров и страховщиков пока ограничена 51 процентом. Ожидается, что через пять лет она будет отменена.
Нынешней весной либерализация продолжилась. В разгар торговой войны с США было подписано[14] сразу 24 соглашения о свободной торговле. «Негативный список для иностранных инвестиций» — перечень отраслей экономики, куда иностранцам вход запрещен — сократился с 63 до 48 пунктов. Сюда же можно добавить проект по созданию целой сети зон и портов свободной торговли по всей стране.
Веры нет
Впрочем, в Европе эти меры называют недостаточными и во многом демонстративными — призванными показать неуязвимость Пекина в условиях торговой войны. Исследовательская компания Rhodium Group в своих докладах отмечает, что отношения Китая и ЕС далеки от взаимовыгодности. Китайские компании продолжают пользоваться преимуществами максимально открытого рынка, в то время как европейские сталкиваются с дискриминацией. Большинство совершаемых в Европе сделок в Китае были бы просто невозможны, констатируют аналитики. Особенно это актуально в сфере недвижимости.
Недаром Брюссель не спешит принимать предложение Пекина о совместной борьбе с Вашингтоном. В кулуарах европейские политики говорят, что согласны с большинством претензий США к Китаю и не поддерживают только средства решения проблемы, то есть непосредственно развязанную торговую войну.
Если тарифные сражения ужесточатся, а Евросоюз примет меры для ограничения китайских вложений (или их ограничит сам Пекин), ситуация может перевернуться с ног на голову, и тогда уже китайским властям придется изо всех сил демонстрировать приверженность принципам свободного рынка.
Алексей Афонский
lenta.ru/articles/2018/07/06/china_buys_europe/ 06.07.2018, 00:01
Ссылки
|