„Наша экономика готова к росту! Мешает только неверие в свои силы“ - общее мнение собравшихся на заседании Совета ТПП РФ
Советник президента РФ, академик РАН Сергей Глазьев: „Сейчас наступил переломный момент в мировом экономическом устройстве. Нам мешает только неверие в свои силы. Та либеральная глобализация, которая считалась эталоном, уходит в прошлое. Она исчерпала свой потенциал. Это открывает перед нами огромные возможности“.
По мнению советника президента РФ Сергея Глазьева, основным фактором современного экономического роста является научно-технический прогресс, на который приходится преобладающая часть прироста ВВП не только передовых, но и развивающихся стран, а также развития «денежно-промышленной политики», то есть направление денег в реальный сектор экономики, создание новых рабочих мест, новой добавленной стоимости. Практика всего мира показывает, что направление денег в производство приводит к очень небольшой инфляции, так как она компенсируется создаваемыми материальными ценностями. Денежно-промышленная политика является новым течением, которое позволяет «нарушать правила ВТО не нарушая их».
Не осталась без внимания и деятельность ЦБ РФ: „Другие крупнейшие цетробанки кредитуют экономику своих стран под минимальные ставки, что обеспечивает достаточно быстрый переход на новый технологический уклад, а российский ЦБ оставляет ставку на высоком уровне — и это убивает экономическую активность в России“ - завил Глазьев.
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов считает, что первоочередные меры для обеспечения экономического роста — это мягкая денежно-кредитная политика и появление долгосрочных дешёвых кредитов для предприятий реального сектора: „Это означает снижение ключевой ставки Центробанка и облегчение банковского регулирования“, а также необходимость проведения налоговой реформы и снижения налоговой нагрузки на бизнес и в частности на производство. По словам Титова, нагрузку надо перенести „с процесса производства на процесс потребления“, снизив НДС, и параллельно приняв прогрессивную шкалу подоходного налога с освобождением малоимущих от его уплаты. Говоря о тарифной политике, Титов отметил, что её следует определять на базе интересов не естественных монополий, а производителей, и ввести заморозку тарифов на год или два.
Владимир Гутенев, первый заместитель председателя комитета ГД по промышленности, еще раз озвучил мысль всех собравшихся за круглым столом: «Наша экономика готова к росту!». По мнению Г-на Гутенева, в «Стратегии 2030» нужно уделить больше внимания оборонной промышленности: „Промышленность, оборонно-промышленный комплекс – это то, от чего зависит не только будущее России, но и мира“.
Экономика будет расти темпом 15% в год на протяжении 15 лет
В Москве проходит заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России. Представители государственных органов власти, лидеры общественных организаций, представители профессионального сообщества, депутаты различных уровней, эксперты научно-исследовательских организаций обсуждают принципы альтернативной Стратегии экономического развития России до 2030 года.
«Стратегия 2030» ориентирована на поддержку и стимулирование реального сектора и новую индустриализацию страны. В большой комплекс Стратегии включены предложения по денежно-кредитной политике, налоговой, политике в области внешнеэкономической деятельности, меры по обеспечению продовольственной безопасности.
Об основных направлениях этого программного документа, о необходимости коренных изменений в налоговой, внешнеторговой и кредитно-финансовой политике страны рассказывает один из его авторов, президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Константин Бабкин.
«В тот день, когда правительство начнёт работать по этим принципам, в России начнётся бурный экономический подъём. Насколько бурный? Экономика будет расти темпом 15% в год на протяжении 15 лет. Реализация нашей Стратегии экономического развития до 2030 года стимулирует реальный сектор и новую индустриализацию, наполнит страну доступными отечественными товарами, обеспечит экономический рост на десятилетия вперед!» – такими словами озаглавил свое выступление Константин Бабкин.
Рекомендации в части регулирования внешнеэкономической деятельности – основные подходы и принципы
1. Обозначить основным приоритетом политики в области внешнеэкономической деятельности создание условий для развития несырьевого производства, обеспечение Новой индустриализации.
2. Необходимо исходить из предпосылки, что все существующие в России несырьевые производства являются конкурентоспособными и достойны поддержки и защиты.
3. Уровень защиты (размер импортных пошлин) определяется на основе расчета, сравнительного анализа условий производства в России и в странах нахождения основных конкурентов. Пошлины на промышленную продукцию не должны быть чрезвычайно высокими или слишком низкими. Они должны быть такими, чтобы выравнивать условия конкуренции между российскими и зарубежными производителями, отдавая всё же некоторое преимущество отечественным.
4. Также внешний рынок должен быть ареной борьбы за интересы российских производителей, за равные условия конкуренции. Необходимо вооружить их всеми используемыми развитыми державами мерами государственной поддержки (дешевое финансирование, связанные кредиты, страхование сделок, компенсация расходов на маркетинг и омологацию и проч.). Надо увязывать торговую политику в отношении определенного торгового партнера с проводимой им политикой в области открытия рынка для российского экспорта.
5. Размер субсидий — до 35% стоимости экспортируемых товаров (без учета возврата НДС).
Рекомендации в области налоговой политики
Необходимо нацелить налоговую систему на стимулирование развития обрабатывающих отраслей
1. Вернуть 50% инвестиционную льготу по налогу на прибыль для стимулирования инвестиционных процессов в России.
2. Провести обратный «налоговый маневр»: обнулить НДПИ, акцизы на бензин и дизельное топливо. Повысить экспортные пошлины на газ, нефть и прочие виды необработанного сырья.
3. Отменить «маркировку» налогов. Отвязать процессы наполнения и расходования бюджета с целью повышения эффективности политики.
4. Заменить регрессивную шкалу налогообложения доходов на прогрессивную.
5. За счет унификации отчетности и перехода на электронный документооборот снизить общие издержки администрирования.
6. В случае образования профицита бюджета снижать налоги.
7. Корректировка принципов бюджетного федерализма в пользу регионов: увеличение доли региональных бюджетов в налоговых доходах
Рекомендации в области денежно-кредитной политики
1. Приоритет работы Банка России должен заключаться не в таргетировании инфляции, а в стимулировании экономического развития и роста производства.
2. Обеспечить реальный сектор доступным кредитованием за счет постепенного снижения ключевой ставки с текущих 10% до 1% в 2019 г.
3. Установить судебный порядок отзыва банковских лицензий, сфокусироваться на повышении качества работы банка.
4. Обеспечить доступ малых и средних банков к системе рефинансирования Банком России и другим формам господдержки
5. Сократить объем ЗВР. Освободившиеся средства направить на развитие экономики.
6. Выделить категорию промышленных банков, для которых необходимо снизить требования по начислению резервов при условии ограничений операций с населением
7. Отказаться или смягчить валютный контроль при осуществлении предприятиями экспортных операций.
В результате приоретизации промышленности будет обеспечено долгосрочное социально-экономическое развитие страны
1. Будут использованы конкурентные преимущества России.
2. Сельское хозяйство из субсидируемой отрасли станет одним из основных локомотивов развития страны.
3. В результате интенсификации инвестиционного процесса в обрабатывающие производства обеспечат образование высокопроизводительных рабочих мест.
4. Представленные инструменты имеют возрастающую эффективность по приросту промышленного производства продукции обрабатывающих секторов и налоговых поступлений.
ОЗНАКОМИТЬСЯ СО СТРАТЕГИЕЙ
|