Юрий Селиванов , «News Front» – news-front.info 23.11.2018, 13:01
Слухи о фатальной неспособности современного российского кинематографа делать адекватные фильмы о Великой Отечественной войне оказались явно преувеличенными
Только что посмотрел российский фильм на тему Великой Отечественной войны выпуска аж 2015 года! Про который раньше ничего не слышал. Хотя за новинками отечественного военного кино вроде бы слежу. Думаю, что это отнюдь не случайный «прокол» отдельно взятого кинозрителя.
Но сначала о фильме, который называется «Единичка». После недавнего «Несокрушимого» с его гламурной танкоремонтницей, злодеями-замполитами и малоправдоподобными съемками боевых эпизодов, приготовился к очередному, уже привычному разочарованию. Вполне объяснимому, если учесть, что предыдущий фильм на подобную тему назывался «Танки». Про то, как посреди «железобетонного» сталинского СССР образца 1940 года невозбранно орудует натуральный белогвардейский отряд, единственным конкурентом которого является моторизованная диверсионная группа нацистского Третьего рейха.
Но вы знаете, на этот раз мой критический заряд, так сказать, остался в стволе. Потому что фильм того явно не заслуживает. Нет, есть, конечно, и в нем некоторые огрехи. Война уж как-то слишком напоминает, порой, модную нынче любительскую костюмную реконструкцию с явно ненастоящими эсэсовцами, которые уж слишком картинно падают на поле боя. Боевой техники маловато, да и солдат тоже. На войне всего этого добра без счета, а в кино — бюджет уж больно ограниченный.
Но фильм заслуживает того, чтобы ему эти детские изъяны простить. Потому что он просто хороший. О нормальных людях, совершающих нормальные поступки во вполне реальной на войне ситуации. Без натужного» креатива» про то, «какие противные эти комиссары». Или про то, что наши бойцы сражались не столько за Родину, сколько за девушку Катю, как в распиаренном до небес супермегаблокбастере одного вечного джуниора.
В общем, без той дежурной пурги, на которой специализируются иные обласканные сильными мира сего киномэтры с астрономическими, по нашим меркам, бюджетами.
Удивительно и то, что этот с виду простенький фильм затрагивает такие сложные темы, «замахнуться» на которые нынче желающих практически нет. Ибо сложно, тонко и стрёмно. Недолго ведь по малограмотности дров наломать и впасть в бюджетную немилость. А кому охота так рисковать?
А тут смело и, кстати, весьма толково, с позиций сегодняшнего дня, подана сложнейшая тема отношений поляков и русских во время войны. Причем авторы фильма преодолели искушение, в духе нынешних прискорбных веяний, представить польскую сторону полными неадекватами и русофобами. Эту малопочетную миссию в фильме отвели двум нацистским прислужникам — укрополицаям, которых вполне по заслугам пристрелил русский пацан.
Не думаю, что этот фильм широко представлен в нынешней Польше. У них там всё, что поперек нынешней оголтелой русофобии, это кремлевская пропаганда. Причем без разбору, даже если фильм вполне доброкачественный с точки зрения нормальной общечеловеческой логики.
Грустно, однако, другое. Эту самую «Единичку» я совершенно случайно и с большим опозданием обнаружил на одном из киносайтов. Фильм прошел как то уж очень незаметно. Я бы даже сказал незаслуженно незаметно. Особенно на фоне бешеного пиара куда менее стоящих, но, увы, дорогостоящих картин.
В чем можно и, пожалуй, нужно увидеть некую недобрую корректирующую волю, Которая дает зеленый свет порой самой отчаянной кинобелиберде, завешивая рекламными билбордами всю Ивановскую. И в то же время задвигает в глубокую тень то, что является действительно нормальным, достойным продуктом русского кинематографа. И не пудрит мозги людей обязательным набором дешевых, брехливых и давно опостылевших, да к тому же еще чужеземных идеологических догм.
Как бы там ни было, этот, пусть и запоздалый, просмотр «Единички» стал для меня своего рода приятной неожиданностью. И доказательством того, что кино о Великой Отечественной войне делать в России отнюдь не разучились. Причем не просто малоумное «пиф-паф» в голливудском духе, а нечто куда более высокое и гуманистически осмысленное. Я бы даже сказал — в лучших традициях советского кино. Во всяком случае, с точки зрения драматургической драматургии, исторического и эмоционального правдоподобия. Ну а в том, что касается более глубокой проработки характеров, костюмной и прочей военной атрибутики, то это всего лишь вопрос величины бюджета. Который, при правильных государственной приоритетах, вполне поддается разумной корректировке. Повторяю – при правильных…
Юрий Селиванов, специально для News Front
Источник news-front.info/2018/11/23/yurij-selivanov-kino-o-nastoyashhih-nashih/ 23.11.2018, 13:01
|