Продолжение. Часть 1-ая опубликована здесь.
2. Главные направления совершенствования хозяйственного механизма для выхода из состояния депрессии.
Итак, уменьшение доли налогов в национальном доходе и установление предельного уровня налогообложения, повсеместное введение нормативного метода исчисления затрат и за уровнем зарплаты и цен с ужесточением банковского контроля за соблюдением платёжной дисциплины в сочетание с рационационализацией структуры и функций органов государственного управления представляют собой базис или фундамент, возведя который, можно начать движение по пути восстановления экономики России. Однако для того, чтобы дать начальный толчок этому движению, необходимо выполнить ещё некоторые условия.
Первое. Необходимо последовательно снижать ставку рефинансирования до нормального уровня. Не до 0,5% годовых, как было до реформы и не 5-7%, как в развитых странах Запада. Для нынешних голодных условий вполне будет достаточно снизить ее концу 1977 года до 15-20%. При этом движение капитала на долгосрочные капиталовложения начнётся практически сразу после того, как правительство и Центральный банк заявит о таком снижении как о твёрдом решении. Кроме того, сколько же может, в конце концов, страна находиться в депрессии?
Второе. Необходимо одновременно с выполнением названных мер наполнить все каналы денежной массой. Хотелось бы посмотреть, как будет жить любое животное, если у него будет постоянно ощущаться дефицит крови. Вероятно, долго оно не протянет. Деньги - та же кровь для народного хозяйства, и создавая дефицит денежной массы мы проводим тот же эксперимент и с тем же результатом - экономика страны находится на последнем издыхании. Пора кончать опыты по приложению монетаристской теории в её одностороннем понимании. Глупейшая ситуация - при самом поверхностном изучении политэкономии преподаётся, что денежная масса, обслуживающая народное хозяйство, есть величина, обратная скорости обращения капитала. При ускорении денег требуется меньше, и они изымаются из обращения, при замедлении Центробанк любой страны открывает свои хранилища или включает печатный станок. Мудрость правительства любой страны заключается в том, чтобы строго контролировать это соотношение и не создавать условий, которые нарушают равновесие. Искусственно уменьшив количество денег или, наоборот, выбросив излишнее количество их в оборот, можно разбалансировать экономику народного хозяйства и привести её к падению. Что и получилось, когда Павлов освободил первый раз цены, необходимо было тут же проиндексировать оборотные средства и активы банков, особенно - Сбербанка, а также скорректировать бюджет на сумму повышения цен. Тогда бы не начался спад производства, так как производство было бы сбалансировано с платёжеспособным спросом, и началась бы именно структурная перестройка народного хозяйства. А поскольку в итоге объёмы производства в целом по народному хозяйству не упали, в производстве бы просто изменился масштаб цен и их отношения между отдельными товарами в соответствии с изменением структуры производства, то никакой инфляции не было бы.
Однако дело сделано и теперь надо искать выход из создавшегося положения. Но и выход-то не требует какой-либо изощрённой и сложной меры - он вытекает из той же зависимости количества денежной массы от скорости обращения – её нужно довести до нормы. Поэтому надо прежде всего покончить с глупой практикой задержки выплаты зарплаты, пенсий и пособий, оплаты госзаказов и предоставления дотаций и субсидий из госбюджета. Далее. Если будет объявлено о снижении ставки рефинансирования, резко возрастет спрос со стороны коммерческих банков на кредитные ресурсы. И Центробанк России должен дать им кредиты. Для того, чтобы водяной насос запустился, надо сначала влить ведро воды в его рубашку. Так вот, эти единовременно сделанные платежи по погашению долгов государства и предоставлению предприятиям ресурсов для доведения оборотных средств до нормального уровня и сыграют роль этого ведра денежной массы, позволившего ввести финансовую систему отрасли в нормальной ритм работы. И если для этого потребуется включить печатный станок, надо будет его включить. Это куда лучше, чем строить финансовую пирамиду ГКО. Займы государства, особенно у населения, можно сделать только в том случае, если погашение процентов по ним осуществляется за счёт роста поступлений в бюджет. А если они падают вследствие падения уровня производства, то такие займы поддерживают и стимулирует инфляцию, а с учётом сказанного - только способствует развалу экономики её разбалансированности. Поэтому единовременная вливание финансовую систему денежной массы куда предпочтительнее использования займов типа ГКО. Хотя и то и другое есть заимствование за счёт будущих источников, ГКО препятствует выходу страны из экономического кризиса, в то время как единовременное вливание денежной массы следует рассматривать всего лишь как компенсацию ранее изъятых оборотных средств. Но и в этом случае наделение оборотными средствами будет осуществляться на возвратной основе, т.е. предприятия обязаны будут вернуть их государству. А как и на каких условиях, необходимо решать в каждом конкретном случае. Главное - запустить мотор и начать подъём. Сделанные безвозмездные на начальном этапе финансовые вливания обернутся в ближайшее время полноценными поступлениями в казну государства.
Однако основным источником всех государственных расходов из бюджета были и остаются налоги. Для того чтобы поднять производство с колен, нет иного пути кроме как снижение налогов до разумной величины. И дефицит бюджета не может быть безразмерным. Может возникнуть соблазн разовое вливание денежной массы сделать обычным и тогда инфляция вновь захлестнёт экономику. Поэтому помимо налогов нужный дополнительные источники наполнение бюджета. Рассмотрим некоторые из них.
1. Приватизация. Но не чековая, когда неизвестно за какие заслуги люди стали богатыми и «новыми русскими», а когда за госсобственность государство получает реальный эквивалент этой собственности. И несмотря на то, что чубайсовская приватизация позволила лучшие, самый доходные предприятия «прихватизировать», у государства ещё достаточно собственности, за счёт которой оно вполне может иметь малодефицитный бюджет. Со снижением налогов у предпринимателей появятся дополнительные средства, а главное - стимул развивать производство и повышать его эффективность. Вот эти средства, которые ранее государство безвозмездно изъяло, и пойдут снова в бюджет. Но если сейчас изъятие препятствует, то в этом случае чисто по рыночному будет стимулироваться и развиваться деловая активность, а госсобственность будет попадать в руки тех, кто работает на подъём экономике России.
2. Концессии. Как и в первые годы Советской власти можно отдавать разработку природных ресурсов в виде концессии иностранным и отечественным компаниям. Естественно, на ограниченный срок и под строгим контролем, не допускающих разграбление этих ресурсов.
3. Приватизация земли. Раздача приватизированных чеков привела к обогащению весьма незначительного слоя деловых людей. Эту ошибку не надо повторять с землёй. Её приватизация должна быть только деньги и только по рыночным ценам.
4. Изменения номенклатуры и структуры налогов в целях усиления их стимулирующий роли. Это положение следует рассматреть более подробно.
Если снижение налога на прибыль должно стимулировать развитие производства, то налог на имущество и землю должен стимулировать их эффективное использование. Его размер должен быть таков, чтобы любой предприниматель, используя методы экономического расчета и анализа, эффективно использовать основные и оборотные фонды, своевременно избавлялся от ненужных зданий, сооружений и оборудование или сдавал их в аренду, а новые приобретал с расчетом, что они дадут рост прибыли, а не просто рост собственного богатства.
Очень важно ликвидировать множественность налогов и упорядочить их структуру и взаимную зависимость. Россия уже сталкивалась с такой проблемой, когда налоги вводились плоть до налога на ношение бороды, а казна при этом была полупустой, население активно сопротивлялась всевозможным поборам. Ныне та же ситуация. Но и решение проблемы собираемости налогов тогда ещё было найдено правильное. В царствование императрицы Елизаветы была произведена консолидация налогов, и с той поры государство Российское не испытывала больших проблем в этой части, а, к примеру, обеспечение ценных бумаг российской казной считалось в мире наиболее надёжным.
Налоги должны взиматься с дохода и стимулировать получение этого дохода. Если это условие не выполняется, то также налоги и сборы должны быть исключены. В этой связи не только сборы на содержание милиции и жилого фонда, на нужды образования и рекламу, отчисление дорожный фонд, фонд медицинского страхования и даже пенсионный фонд являются ненужными и излишними. Затраты на те потребности общества, на покрытие которых введены специальные сборы, должны покрываться из единого бюджета и расходы на них должны планироваться во взаимосвязи с расходами на другие нужды общества. А если человек хочет получать большую пенсию или лечиться в лучших условиях, пусть отчисляет часть своих личных доходов в частные фонды. Дороги, как бы они не были важны, должны строиться за счёт соответствующих ассигнований из госбюджета и в его пределах. А если какая-нибудь частная компания возьмётся построить дорогу то как в Америке, пусть получает плату с каждой автомашины, проезжающий по этой дороге. Поэтому следует ликвидировать отчисления в дорожный фонд, фонд медицинского страхования и все без исключения местные налоги. Отчисления в пенсионный фонд трансформировать в отчисления, как и было, на социальное страхование, а отчисление на социальное страхование направлять не в отдельный фонд, целиком в бюджет. Соответственно, ликвидировать пенсионный фонд и все другие структуры, занятые сбором, зачислением и расходованием средств из этих фондов. Это даст значительную экономию государственных средств и уменьшит дефицит бюджета. Итак, предлагается ограничиться взиманием следующих налогов:
а) с физических лиц: 1) подоходного со всех видов заработка, исключая доходы в виде дивидендов и процентов по вкладам, а также дохода с продажи личного имущества. 2) налог на имущество; 3) налог на землю;
б) с предприятий и организаций: 1) налог на прибыль (определяемую нормативным методом); 2) налог на имущество (основные и оборотные фонды, кроме средств на счетах); 3) налог на землю; 4) налог с оборота по отдельным видам товаров, перечень которых утверждается Госдумой; 5) акцизы; 6) отчисление на социальное страхование.
При этом снизить налог на прибыль в течение первых двух лет до 15-20%, отчислений на социальное страхование до 7-12%, не облагать 10 минимальных зарплат подоходным налогом, максимальный процент налога с заработной платы и прочих доходов установить на уровне 25%. Всё это будет соответствовать развитию производства и товарооборота. НДС, как говорилось выше, следует исключить, заменив его по ряду товаров, которые в силу сложившихся производственных и естественных условий дают сверхдоходы, налогом с оборота. Отменить без замены налог на приобретение транспортных средств для предприятий как налог, препятствующий обновлению транспортного парка и сдерживающее развитие автомобильной промышленности.
Процесс первоначального накопления капитала, которым сопровождался переход экономики на рыночные отношения, можно сказать, завершился. Важно чтобы не начался его передел. Поэтому вопрос владения частными лицами собственностью должен быть введён жесткие рамки и подконтролен государственным органам. Это обусловлено не только необходимостью повышения собираемости налогов, но и необходимостью усиления борьбы с преступностью и коррупцией.
Очевидно, что «новые русские», которым государство предоставило столь безграничные возможности для лёгкого обогащения, должны поделиться с этим государством. Но столь же очевидно, что это не может быть новый процесс раскулачивания, вне зависимости от того, честным или нечестным путём нажито состояние. Тем более, нет юридически обоснованной базы для его экспроприации. Речь может идти только о том, чтобы это имущество могло облагаться налогом и в таком размере, чтобы не было бегства капитала за рубеж. Наоборот, надо создать условия для возвращения тех капиталов, которые уже переведены зарубежные банки. Таким образом, налог на личное имущество должен таким, чтобы государство могло значительной мере компенсировать свои потери при чековой приватизации. С другой стороны, он не должен приводить к разорению и бегство капитала из России.
Для того чтобы налог на имущество граждан мог собираться в полной мере, прежде всего необходимо принять «Закон об имущественном положении», согласно которому все граждане России и иностранные подданные должны подавать в налоговой органы имущественную декларацию, в которой должны быть указаны с приведением оценки все всё недвижимое имущество, земля и акции, которым владеют лица подавший декларацию, а также вкладах вклады в банках, включая и зарубежные. Этим законом должен быть установлен срок, в течение которого такие такая декларация подаётся без указания источника приобретения или дохода. По истечении этого срока всякое приобретение и вклад должны соответствовать тем данным, которые указаны в декларации о доходах. Таким образом никакой чиновник, депутат, генерал или министр и, естественно бизнесмен, не могут легализовать дачу, коттедж или машину, если его доход за минусом текущих расходов меньше стоимости вновь приобретенного имущества или вклада в банк. В противном случае придётся писать объяснение в налоговой полиции, а может и правоохранительных органах об источниках доходов. Более того если мы действительно хотим перекрыть каналы незаконного обогащения и поставить мощный заслон коррупции чиновников и организованной преступности, то следует законодательно вести норму, согласно которой не только налогоплательщик, но и каждый гражданин обязан в любое время подтвердить документально приобретение имущества и поступления на счёт в банке. А крупные приобретения (автомашины, драгоценности, предметы роскоши) должны осуществляться только путём безналичных расчётов с лицевого счёта гражданина в банке.
Большая проблема не только для предприятий, но и для налоговых инспекций -взимание штрафов и пени за несвоевременную уплату и сокрытие (занижение) налогов. Проблема эта в том, что штрафы чрезмерны, а механизм взимания недоимок и ответственности недоработан, а всё вместе взятое мешает процессу возрождения экономики и, соответственно, ведёт к снижению доходной базы бюджета. По данным пензенских налоговых органов, лишь около 10% доначисленных в бюджет сумм недоимок поступает туда, а сколько предприятий и организаций налогоплательщиков вообще перестали существовать и, соответственно, платить налоги, об этом нигде не говорится и не пишется. Никакой рэкетир не станет отнимать последние, а вот штрафные санкции нередко превышают все активы предприятия, и после проверки ничего не остаётся делать как закрыться и вовсе ничего не платить. В общем с взиманием налогов сложилась ситуация, которую описал Крылов в басне «Свинья под дубом».
Отсюда следует, во-первых, необходимо снизить размер штрафа, поскольку они совершенно не соответствуют нынешнему экономики, во-вторых, взимание недоимки должно быть увязано с финансовым состоянием компании и не должно приводить к прекращению её деятельности. В-третьих, не должно быть безадресного наложения ареста на счёта и имущество. Должны изыматься только собственные средства компании, а не любые, поступившие на счёт, тем более, что это могут быть деньги, перечисленные авансом по договору, который ещё предстоит исполнить. Не должны изыматься вклады учредителей, уставной капитал и оборотные средства должны быть неприкосновенными. А если всё же у компании нет собственных средств для оплаты недоимки, должна быть выполнена процедура реорганизации и уменьшения уставного капитала, но в соответствии с законом об акционерных обществах, а не решения налогового инспектора. Вообще, если рассматривать в этой связи процесс приватизации, то его не надо рассматривать только как движение в одну сторону - передачи госсобственности в частные руки. Если фирма обанкротилась или вследствие уплаты недоимки должны быть уменьшены её активы, государство должно принимать в уплату за налоги имущество предприятий и становиться его владельцем. Таким образом, собственность государства будет постоянно увеличиваться и соответственно, источник и база приватизации будут постоянно пополняться.
Одним из важных вопросов упорядочение отношений в сфере налогообложения является вопрос о персональной ответственности за неуплату и занижение (сокрытие) налогов. Сейчас ответственность за это автоматически несёт директор предприятия. Но директор не ведёт учёт и не делает расчёта налогов, поэтому нести ответственность может лишь в том случае, если лично давал конкретные указания исказить учёт, представить липовые документы или не платить налоги. Поэтому надо восстановить, как это было прежде, роль главного бухгалтера как контролёра государства на производстве. Он, а не директор, профессионал и лучше его знает, что можно, а что категорически нельзя делать, как правильно должны быть оформлены документы. Это тем более необходимо при переходе на нормативный метод учета затрат исчисления прибыли. В сочетании с ведомственным аудитом это позволит навести чёткий порядок в учёте, сделает проверки более грамотными и позволит снизить численность налоговых инспекций.
Необходимо указать ещё на два источника пополнения бюджета, которые связаны с изменением внешний политики. Её следует решительно повернуть на жёсткую защиту интересов России. Во-первых, надо более активно заняться реализацией имущества бывшего СССР за рубежом и домов тех стран, которые он ранее помогал. Во-вторых, хватит выступать в роли большого брата в отношении бывших республик. Если западу выгодно ослабление России, то и нам незачем стремиться поднимать экономику Украины или Казахстана. Неуплата ими и другими республиками за поставляемые им энергоресурсы и сырьё должны влечь за собой жёсткие санкции. Если их им платить нечем, то Россия должна автоматически становиться владельцем собственности или контрольным пакетом акций тех предприятий этих стран, которые её интересуют, и прежде всего тех, которые связаны с нами жёсткой кооперацией. В этом плане возможен возврат Севастополя и Байконура, взятие под контроль предприятий многих важнейших отраслей этих стран. И тогда легче будет преодолеть политическую разобщённость стран СНГ. В отношении стран Запада также нужна более прагматическая политика. Когда встаёт вопрос о разоружении, ликвидации ядерного и химического оружия, выполнение международных программ по экологии, то соглашаясь с решением этих вопросов в принципе, необходимо всегда оговаривать и вопросы финансирования. Надо прямо говорить - в стране экономический кризис и в значительной мере потому, что Россия следовала рекомендациям Запада. Поэтому если Вы хотите, чтобы от нас не исходила угроза, финансируйте, господа, эти мероприятия.
Наши магазины сейчас полны импортных товаров. Это преподносится как самая убедительное доказательство, что рыночные преобразования идут очень успешно. Но кроме того, чтобы выдать желаемое за действительное, тут ничего нет. Полки магазинов полны товарами не потому, что мы стали жить лучше, а потому что дефицит исчез вследствие обнищание основной массы населения. Что же хорошего в том, что ввозим товары, свои заводы, производящее те же товары, останавливаются, а их работники пополняют ряды безработных? Более того, вследствие таможенной политики разорены такие важнейшие отрасли, как радиоэлектроники, вычислительной техники, производство элементной базы, бытовой техники. В Пензе, где высок удельный вес таких предприятий, объёмы производства снизились четыре-пять раз, и их содержание легло тяжким бременем на бюджет.
Но нет худа без добра. Теперь, когда на нашем рынке засилье импортных товаров, можно поставить жёсткие условия производителям этих товаров - или вы переносите их производство в Россию, или мы будем ограничивать их ввоз. Дело в том, что в расчёте на ёмкий рынок России там создали дополнительные мощности, и они пойдут на эти условия, чтобы не потерять их. А условия в России даже лучше, чем в странах юго-восточной Азии: при низкой зарплате высокий уровень квалификации рабочих плюс хорошо развитая инфраструктура и наличие свободных производственных мощностей.
Далее. Если мы действительно хотим, чтобы к нам пошли широким потоком иностранные инвестиции, а отечественные капиталы не уходили за пределы России, необходимо лишить всех отечественных коммерсантов права заниматься импортными операциями. Первым шагом в этом направлении должен стать жёсткий контроль за соответствием поставок и платежей, предоплату импорта переводом средств в зарубежные банки необходимо полностью исключить. Поступил товар на таможенный склад - происходит перечисление в соответствии с количеством и качеством поставленного товара. Тогда не будет утечки капиталов в страны Запада по фиктивным договорам поставки в виде предоплаты. А если Siemens или Sony хотят поставлять свои товары в Россию, пусть создают собственную товаропроизводящую сеть с пунктами обслуживания и всю соответствующую инфраструктуру с подготовкой кадров. Вот тогда и потекут капиталы в Россию, так как этим компаниям, чтобы закрепиться на нашем рынке, потребуется создавать те или иные производства, вкладывать деньги в развитие сбытовой сети и обслуживание.
|