ПравдаИнформ: Напечатать статью

Саммит за двадцать миллиардов

Дата: 23.09.2012 13:10

соединение моста на русский

<:CAPTION:>

Автор, источник martintorp.livejournal.com

Когда я улетал с саммита АТЭС во Владивостоке, я имел очень, очень хорошее представление о том, как будет выглядеть Олимпиада в Сочи.

Я написал сегодня утром своему японскому коллеге, бесшабашному парню Хьюну, с которым мы провели полторы недели во Владивостоке на саммите АТЭС: "Ты знаешь, вроде бы часть дороги на тот самый остров Русский, который нам снится в страшных снах, обвалилась". Хьюн тут же ответил: "Судя по тому, что я видел, ничего удивительного, и вообще надо отдать должное строителям дороги, что она не обвалилась хотя бы во время саммита".

На днях мы сидели в Стрелке с одним замминистра, и я пытался риторически спрашивать его, как же можно было украсть столько денег. То есть понятно, что деньги крали – но на саммите АТЭС эти 20 миллиардов долларов были разворованы в каком-то фантастическом стиле.

Я никогда не был до этого во Владивостоке – я много о нем читал, в том числе и то, что 20 миллиардов долларов, потраченные на саммит АТЭС, преобразят город до неузнаваемости. Например, там впервые построят систему канализации.

Когда мы прилетели во Владивосток, то у нас волосы встали дыбом уже через первые пару часов. Выражаясь не очень литературным, но правдивым, языком, мы одурели. Двадцать миллиардов долларов вкачивали во Владивосток на протяжении пяти лет – и пять лет там шла подготовка к саммиту АТЭС, и вроде бы шла стройка. Когда мы приехали, то оказалось, что ничего не готово.

Более-менее приличную сделали главную трассу на остров Русский и дома вдоль нее. Плитка заканчивалась в трех метрах в сторону и начиналось просто невероятное. Мы ходили по проселочным дорогам в центре города и смотрели на полуразваленный город – на центральной площади стояла стеклянная будка электронного правительства, а в нескольких кварталах от неё были неремонтированные дома с облупившейся штукатуркой. Через каждые сто пятьдесят метров стояло по полицейскому, и эти полицейские были в резиновых сапогах.

Во Владивостоке к саммиту АТЭС построили три моста, но забыли с этих мостов сделать съезды во все стороны. Там построили новые дороги с разделительным газоном, но забыли на этих дорогах через газон сделать развороты. Чтобы повернуть с моста налево, надо повернуть сначала направо, проехать через мост, развернуться через километр, потом опять проехать через мост и дальше поехать налево – просто забыли построить съезды.

Остров Русский с ведущим к нему мостом в никуда – это нагромождение зданий in the middle of nowhere, которое потом станет кампусом университета, в котором зачем-то будет четыре громадных конференц-зала с потолками высотой в четыре этажа. Когда мы приехали на саммит, там было еще ничего не готово – окна мылись только с фасадов, а с других сторон они все были еще в краске. Азиатские делегаты, с которых запросили по 8400 рублей в сутки за комнату в общежитии, жаловались на запах краски – их комнаты красили за пару часов до заселения.

Пресс-центр оказался высотой в 11 этажей, где ни один из лифтов не шел через эти этажи насквозь – в пресс-центре построили целый лабиринт эскалаторов и лифтов: сначала по эскалатору с первого на второй, потом по другому со второго на третий, потом ступеньками с третьего на четвертый, потом через весь четвертый к эскалатору на пятый, а там уже можно сесть в лифт, идущий с пятого на одиннадцатый – только в лифте кнопки с первого по седьмой, так что рядом с кнопками были приклеены скотчем бумажки (рядом с кнопкой "1" бумажка "7", рядом с кнопкой "6" бумажка "10"). Был еще один лифт, шедший только между четвертым и пятым этажами. Два из одиннадцати этажей назывались первым. Когда основная масса людей схлынула к девяти вечера, появлялись узбекские рабочие и начинали красить стены в оранжевый цвет.

Попасть туда можно было последовательностью из разных автобусов-шаттлов, ни один из которых не шел насквозь – их расписания не были состыкованы и в час пик они начинали почему-то ходить раз в час. Кроме того, каждый день им оптимизировали маршрут, так что каждый день они ходили по новому маршруту, иногда заезжая на одну и ту же остановку дважды. Организаторы давали целую брошюру с расписаниями шаттлов (а ни на такси, ни на своей машине на остров Русский было попасть нельзя) – но водителям шаттлов, как оказалось, этого расписания никто не показывал и они водили автобусы как хотели.

В новопостроенных зданиях саммита то прорывало канализацию (и тогда бригада рабочих начинала распылять по этажу освежитель воздуха), то дважды за день ломался эскалатор и его чинили, долбя по металлу. "Ну что вы хотите, это же только что построено", оправдывался один из главных организаторов. После того, как несколько десятков делегатов отравилось едой на саммите (один из волонтеров даже оказался в больнице), в буфете появился главный инфекционист города, еда стала совсем простой, а волонтеров вообще оттуда прогнали. "Волонтеры не приспособлены к такой изысканной пище", сказал еще один из главных организаторов. Впрочем, пока еще в меню были морские гребешки, волонтерам было запрещено брать в буфете морепродукты и что-то из сладкого стола – запрет был неофициальным, тихо рассказывали волонтеры, но мало кто решался ослушаться. Им всем, в конце концов, после саммита обещали круиз в Японию. После саммита, впрочем, оказалось, что на 500 волонтеров в круиз есть только 70 мест.

К саммиту должно было быть много чего еще построено – но не было. Оперный театр должен был открыться 1 сентября, но стоит только полудостроенный монстр, а на заборе вокруг него – фотографии того, как будет выглядеть зрительный зал. Еще одно непостроенное здание задрапировали громадным, высотой этажей в десять, рекламным баннером АТЭС – он был самым большим баннером саммита во Владивостоке, заодно удобно скрывавшим недострой. Только там неправильно написали даты саммита, и одним утром мы увидели, как на баннер поверх неправильных дат, которые мы видели только вчера, наклеили белую заплатку с правильными.

В кампусе на острове Русский, тоже не совсем достроенном, полном бытовок узбекских рабочих, аврал к саммиту понимали по-своему. Там перед саммитом покрасили траву. Я вообще не думал, что когда-нибудь увижу это вживую – покрашенную траву. Но я увидел – причем покрашена она была зеленой краской не в тон. Покрашена была трава, пролысины и люки – все вместе, чтобы было красиво. Когда саммит АТЭС закончился и делегаты уехали, вечером того же дня на всем острове Русский отключили свет. Шоу закончилось.

Олимпиада в Сочи, я прочитал на этой неделе, будет стоить 40 миллиардов долларов.



Комментарий: По поводу саммита во Владивостоке

Я живу во Владивостоке около 40 лет и могу точно сказать, что последнее крупное строительство (под крупным строительством я подразумеваю не точечное строительство офисных зданий без парковок и коммуникаций), а строительство крупных микрорайонов, дорог, развязок и т.д., велось в нашем городе 20 лет назад. После этого город не развивался, а только хирел и умирал – отток населения (который сейчас замедлился, но не прекратился) был чудовищным. О том, что регион был полностью дотационным можно и не говорить. Поэтому к середине нулевых стала совершенно отчетливо маячить перспектива полной потери данной территории для России и отхода ее Китаю (сомневаюсь в том, что Китай решил бы сделать данную территорию заповедником когда она стала бы бесхозной). Звучит конечно как в кино, но по-другому трудно сказать. Для понимания: все Приморье – одна большая приграничная территория: из любой точки края до китайской границы – 150-200 км по прямой. Если взять любой радиоприемник и пройтись поиском по всем каналам, то можно найти 20 китайских радиостанций и 5 российских, подъезжая непосредственно к границе, МТС показывает 1-2 палки, зато china mobile показывает устойчивый прием. И таких примеров множество.

В 2007 году Россия получила право председательства в АТЭС в 2012 году и я очень рад, что у кого-то родилась гениальная идея "разворовать и попилить" деньги, проведя саммит не в Москве или Питере (где трудно было бы попилить $20 млрд, потому что есть вся инфраструктура для проведения таких мероприятий и затраты были бы жалкими – каких-то $50-100 млн., на которые даже яхту приличную не купишь:)), а во Владивостоке. Благодаря такому замечательному "распилу", Владивосток получил следующее (перечислю по пунктам, чтобы думающие люди могли оценить сколько это может стоить):

1. новый аэропорт

2. несколько новых автодорог там, где до недавнего времени не было даже направлений – сплошной лес (не считая множества реконструированных дорог по всему краю)

3. три моста (2 вантовых с высотой пилонов 300м. и один низководный через залив)

4. океанариум (в городе, стоящем на берегу океана, в водах которого водится множество экзотических морских обитателей, которых нет больше нигде, никогда не было океанариума)

5. театр оперы и балета (можно спорить о том насколько он необходим в наше время, но пусть будет:))

6. крупный микрорайон со всей инфраструктурой – школы, магазины, детсады и т.д. (последний подобный микрорайон был построен 25 лет назад)

7. газопровод и газификацию приморья (до этого в приморье не было газа вообще, а электростанции жгли уголь и мазут в связи с чем понятие "веерное отключение электричества" прочно вошло в наш лексикон, потому что уголь и мазут мог застрять на железной дороге и жечь было нечего)

8. водовод от крупного источника подземных вод "пушкинская депрессия" (700-тысячный город всю свою историю зависел от "милости божей", посылавшего или не посылавшего дожди и пережил несколько "великих засух", когда горячей воды не было вообще, а холодную давали раз в сутки на один час.)

9. крупный федеральный университет (объединили несколько университетов в один большой и построили на голом острове с нуля целый городок)

10. современный спорткомплекс (с настоящей ледовой ареной, потому что до этого такие арены мы видели только на фотографиях или по телевизору)

11. несколько крупных нормальных гостиниц (до этого в городе было только 2 гостиницы, которые можно с натяжкой назвать гостиницами, остальные заведения подобного рода назвать гостиницами язык не повернется)

12. мусоросжигательный завод, позволивший закрыть большую городскую свалку на берегу уссурийского залива. трудно описать как это выглядело, но думаю, что апокаллипсис выглядит не хуже чем эта свалка.

13. очистные сооружения. До этого все нечистоты 700-тысячного города текли напрямую в море, отчего оно явно не становилось чище.

14. и в качестве маленьких бонусов:

а)увеличение грузопотока через порты в несколько раз – думаю не надо объяснять, что это означает для депрессивного региона,

б)автомобильный завод

в)остров в придачу (я имею ввиду о. Русский, который до этого был одной сплошной военной частью, на нем не было дорог, а только направления, предназначенные для военных уралов и добраться до него можно было только на пароме, на который трудно попасть и который ходил нерегулярно, а сейчас путь от центра города до острова занимает 15 минут)

г)две благоустроенные набережные (на берегу амурского залива и на берегу бухты "Золотой рог"

К сожалению не все успели достроить до конца, а то, что достроено надо еще приводить в порядок, но судя по внешнему виду все работы завершены на 90-95% и я надеюсь, что все будет доделано и приведено в порядок.

Кроме того все объекты и дороги так или иначе прошли испытание "огнем, водой и медными трубами" в прямом смысле этого слова (2 моста горели во время строительства, зимы у нас бесснежные с постоянными ветрами 10-40 м/с, а в этом году было, на мой взгляд, самое дождливое лето, это при том, что у нас всего-то наберется не больше 100-150 солнечных дней в году), поэтому слабые места были выявлены и надеюсь будут доделаны.

Хочу напомнить, что все это было построено за 5 лет при отсутствии какой-либо инфраструктуры, необходимой для строительства – ближайший асфальтобитумный завод находился в другом регионе за 800 км (поэтому для строительства дороги пришлось построить заодно и собственный асфальтобитумный завод), цементный завод за 400 км, подъездных дорог нет в принципе (во Владивосток ведет одна автодорога, которая в этот момент тоже реконструировалась, что снизило в разы ее пропускную способность, одна ж/д ветка, по которой идет и грузовой, и пассажирский транспорт). В самом городе ситуация с дорогами не лучше – на мыс Чуркин (это именно мыс, т. е. с 3-х сторон море), где велось основное строительство тоже вела одна дорога (тяжелую строительную технику трудно возить по межквартальным и придомовым дорогам).

Необходимые людские ресурсы для такого строительства пришлось собирать по всей стране и за границей, и это объективно – в нашей огромной стране много менеджеров и охранников, но нет строителей и рабочих.

Соглашусь, что в Cингапуре или Китае строительство, скорее всего обошлось бы дешевле, но это связано с тем, что последние 25 лет эти страны учились созидать и созидали, а мы с маниакальным упорством учились "пилить" и разрушать то что было построено до нас, не создавая ничего взамен.

Не стоит объяснять, что все эти 5 лет город, как и все Приморье жило на одной большой стройке.

Что касается саммита, то он длился всего 3 дня и, благодаря наличию новых автодорог и тому, что проводился на острове, не сильно мешал жить "аборигенам":)

Единственный минус (но возможно для кого-то и плюс) – 1 сентября, в отдельно взятом городе Владивосток, было перенесено на 17 сентября, т. е. первоклашки пошли "в 1-й раз, в 1-й класс" не со всей страной, а только 17-го. Еще один плюс саммита – сюда согнали полицию со всей страны и на несколько дней город стал реально самым безопасным городом не только в России, но и в мире наверное:)

По поводу малого кол-ва разворотов на новых дорогах, соглашусь с тем, что кое-где в городе не помешает сделать пару разворотов, но в целом по трассе развязок хватает – благодаря тому, что встречные полосы разделены бордюром и отбойниками и нет опасности вылета со встречки какого-нибудь "оленя" или появления на дороге пешехода, средняя скорость движения по трассе составляет 80-100 км/ч. Я не вижу проблем проехать лишние 2-3 км до развязки или разворота, затратив на это пару минут.

Резюмируя, все вышесказанное: я действительно благодарен за этот грандиозный "распил бабла" под название саммит АТЭС 2012 и думаю многие жители со мной согласятся.

Прошу не считать меня членом ЕдРа или "особой, приближенной к императору".

Я не получил с этого саммита ни копейки в виде "откатов", в виде зарплат или как-нибудь еще,

но я получил возможность добраться от дачи до дома за 30 минут в любое время (раньше уходил час при "самом лучшем раскладе", а в среднем 1.5 часа), причем мои знакомые, у которых дача на 20 км дальше моей добираются еще быстрее благодаря низко-водному мосту.

Кроме этого я получил возможность посмотреть с высоты птичьего полета в солнечный день на бухту "золотой рог" и пролив "босфор восточный" – это действительно потрясающее зрелище. Кстати гостям саммита в этом плане не повезло – их возили по мостам, но согласитесь трудно что-либо увидеть летя со скоростью 80 км/ч мимо мелькающих вант.

У "аборигенов" была возможность пройтись пешком по мостам и увидеть окружающий пейзаж во всей красе. Я согласен с тем, что возможно найти более правильное применение этим деньгам и в нашем регионе в том числе, но думаю, что не создав сначала минимальную инфраструктуру для того, чтобы оживить регион и остановить отток населения, можно не вкладываться в больницы, детсады и школы, потому что без населения эти объекты никому не нужны.

Про Сочи и $40 млрд. судить не берусь, но что-то мне подсказывает, что в городе Сочи проблемы те же, что были и у нас, а в плане инфраструктуры еще хуже чем здесь – Сочи курортный город, в то время как Владивосток был главной базой Тихоокеанского флота и крупным (если не крупнейшим) промышленным центром на дальнем востоке (куча предприятий ВПК и развитая рыбная промышленность).

Поэтому половина жилого фонда (целые микрорайоны) были построены либо МО, либо предприятиями ВПК.

Кроме того все прибрежные города очень похожи друг на друга в плане ландшафта (прямо скажем не слишком подходящего для строительства).

С уважением,

Олег

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru