ПравдаИнформ: Напечатать статью

Сумрак сознания. Что это? Как это?

Дата: 28.08.2012 16:45

Начало.

«Если у ребёнка органично развиваются все три составные части разума – эмоции, образы и слова, – то воспитывается умнейшая, талантливая, развитая личность»


Из муки, в которую добавляют разные ингредиенты, по разной рецептуре – можно приготовить очень разную выпечку. Рецептов – не счесть. И если мы хотим получить вкусный торт, будем точно следовать рекомендациям.


Важнейшее дело – выпечка! Куда важнее, чем формирование мозга. Потому что в этом случае, мы не знаем не только рецептуры, но даже ингредиентов.
Мы твёрдо знаем, что есть слово. Но «готовить» мозг из одних слов, всё – равно, как печь пирог из одних дрожжей.


Матушка – Природа подстраховалась. Мозг животного изначально формировался так, чтобы информация об окружающем мире воспринималась непроизвольно. Т. е. не само животное направляет внимание, а окружающая действительность «притягивает» непроизвольное внимание к себе.
А эмоции служат моментом отбора – нужно – ненужно, важно – неважно.


Пушкиниана. Последня…

Пушкиниана. Последняя ночь в Тригорском. Владимир Чайка. 2011г. Сайт www.chayka-art.com

Человек, по природе, тоже животное, млекопитающее. Непроизвольное внимание – является мощным инструментом познания действительности. Произвольно усвоенная информация – по сравнению с непроизвольной – это маленький холмик по сравнению с Эверестом.


В ассоциативных участках сенсорной коры, работающей с образной информацией – произвольное внимание не работает. Это слишком грубый инструмент для тончайшей нейронной сети. Там работает только непроизвольное внимание. А ассоциативная кора – это гигантские склады хранения разнообразной информации о реальной жизни. Это наше миропонимание, наш «Внутренний мир».


Так вот, природа сделала так, чтобы информация в ассоциативные участки коры набиралась сама, непроизвольно. С интересом посмотрел – информация зафиксировалась в долговременной памяти.
А «Умное человечество» сделало так, чтобы ребёнок усвоил слова – символы. При этом слово физиологически связывается с определённым образом. А, по мере познания действительности, добавляются аналогичные образы. Собака такая, собака такая, собака вот такая.
Это рефлекторная связь, которую первоначально надо сознательно разработать (И взрослые, не зная, что такое образ, интуитивно это делают – связывают образы и слова у малышей)
А дальше эти связи будут работать, как автомат.
(Много надо соображать, – чтобы болтать с другом? Слова сами выходят. Бвло бы о чём говорить)


И, вот, что получается: Образную информацию мы получаем без сознательных усилий. Непроизвольно.
Разговариваем тоже без усилий. Автоматически срабатывают рефлексы между первым и вторым сигналами – между образами и словом.
Обобщённое понимание того, о чём говорим – тоже непроизвольное.
Это всё – непроизвольно – пассивные процессы.
А активный разум где?


Разум – это когда мы, глядя на полсотни видов колбасы, мучительно соображаем – какую же взять? Или, окидывая взглядом комнату, решаем, что пора делать ремонт… Прикидываем, что надо купить, где, сколько будет стоить. Или пытаемся словами высказать тот сумбур мыслей, который крутится в голове. Упорядочить мысли, связать с нужными словами.
Разум – это мышление! Разнообразная обработка образной информации. И осуществляется мышление в ассоциативных участках сенсорной (первосигнальной) коры.
Той части мозга, которую психология не изучает, потому что эта часть коры общая у животных и человека.
А биология не изучает, потому что просто не знает – что такое образ. Они до сих пор не понимают – как мыслят животные.


При нынешних научно – педагогических установках и массовом убеждении людей в разумности слова, эмоционально – образные части коры развиваются у людей преимущественно непроизвольно – неосознанно. И, в основном, на конкретно – бытовом уровне.
Другими словами: В бытовом отношении все люди мыслят прекрасно. Никто не станет посыпать яичницу сахаром, мазать горчицу на торт и надевать штаны через голову.


А, вот, притом, что та же психология гордится тем, что мозг человека способен очень сильно абстрагироваться от реальности, абстрактное мышление у сегодняшних людей, что называется, «кто в лес, кто по дрова». У большинства людей глубоко субъективные понимания сложных понятий, где задействовано огромное количество образов.
Всяк понимает по – своему. Т. е. договориться невозможно.


Если мы попадаем в страну, языка которой не знаем, можем добиться взаимопонимания, используя жесты, мимику. Можем нарисовать. Т. е. образы мы понимаем, но не знаем слов, условных в этой стране.
А сегодня в пределах одной страны люди не в состоянии понимать друг друга, потому что слова одинаковые, а их наполнение, образное содержание – может быть кардинально разным.
Вон, какие споры идут об этих Пусях… их даже художниками обозвали.
Т. е. видим одно. Образы жизненные, объективные, для всех одинаковые. А результаты субъективного мышления просто потрясают. Не сумрак сознания, а полный мрак.


Вот это результат всеобщего убеждения в разумности слова и недоразвитости эмоционально – образных частей мозга. Способна ли выжить цивилизация, если большинство её граждан обладает такими мозгами?


А представить общество, целиком состоящее из умнейших людей, с развитым мышлением и высшими чувствами? Мудрецы и гении.
Это не утопия. Это реально. Такие люди были и есть.
Как правило, это получается случайно. На пути ребёнка оказываются думающие взрослые. Умные родители, добрая бабушка, талантливый педагог… няня, как у Пушкина. Т. е. взрослые люди, у которых ребёнок учится их способу мышления.


«Я пророчить не берусь
Но точно знаю, что вернусь
Пусть даже через сто веков
В страну не дураков, а гениев»


На то, чтобы создать «страну гениев, а не дураков» – не нужно сто веков. Нужно 20 – 30 лет на то, чтобы вырастить одно – два поколения детей. А уж они найдут возможности создания высококультурного, высоконравственного, гуманистического общества.
Это реальный путь, который, сегодняшнее человечество не видит.


Продолжение.


ПравдаИнформ
https://trueinform.ru