ПравдаИнформ: Напечатать статью

Убийство в Арзамасе, марш «за хиджабы» и приближение катастрофы. Что нужно срочно делать, чтоб её не случилось

Дата: 11.12.2013 03:39

Евгений Супер на "Однако" – www.odnako.org 10 декабря 2013

В городе Арзамас Нижегородской области на днях произошло очередное убийство русского кавказцами. После трагического инцидента события развивались по сценарию Бирюлёво–Пугачёва — местные жители вышли на улицы и потребовали от властей принять радикальные меры по наведению порядка, подкрепив свои требования погромами. Сценарий уже привычный: попытаемся спрогнозировать, как будет в дальнейшем развиваться «антикавказский» тренд и что должна предпринять власть при столкновении с ним.

По известному сценарию

В ночь на 7 декабря в кафе «Очаг» города Арзамас произошёл конфликт между посетителями и работниками заведения, который закончился дракой и убийством одного из посетителей. По самой распространённой на сегодняшний день версии, 26-летний Александр Слакаев выразил недовольство качеством блюда и потребовал к себе администратора. Завязалась ссора, которая перетекла на улицу, где парень и его друг были избиты работниками кафе, а сам Александр получил ножевое ранение в грудь, от которой и скончался.

Наверное, на этот случай никто не обратил бы особого внимания, если бы работники заведения не оказались кавказцами, пусть и армянами. Так как Арзамас ― город маленький, новость облетела его мгновенно, и вскоре множество местных жителей вышли на улицы на уже привычный нашему уху «народный сход». На экстренной встрече с представителями городской власти люди потребовали выселения всех приезжих и закрытия всех заведений общепита этнической направленности.

И хотя трое участников драки были задержаны почти сразу, это не удовлетворило граждан, и «народный сход» перерос в погром. Толпа атаковала несколько кавказских заведений. При этом досталось, естественно, и не имеющим к случившемуся отношения. Засвидетельствованы факты мародёрства, около 10 погромщиков задержаны полицией. На ближайшие выходные анонсирован новый «народный сход».

События, как вы видите, развивались ровно по тому же сценарию, что в Бирюлёво или Пугачёве, и ничем принципиально не отличались. Поэтому не будем отвлекаться на анализ конкретно этого случая, а лучше попытаемся смоделировать дальнейшее развитие событий.

Про Арзамас скоро забудут, и он уйдёт с новостных передовиц, как ушли все аналогичные происшествия. Уверен, что сейчас мало кто не вспомнит, кто такой Али Назиров (пугачёвский убийца) или Орхан Зейналов (бирюлёвский убийца). Однако это не значит, что нас не ждут новые народные выступления на антикавказской и антимигрантской почве. Напротив, они будут случаться чаще.

По информации МВД Арзамаса, с начала 2013 года в городе было совершено 1006 преступлений, из них — 8 выходцами из ближнего и дальнего зарубежья. Даже если усомниться в достоверности официальных данных и скорректировать её на порядок, всё равно окажется, что приезжими совершается злодеяний гораздо меньше, чем местными.

Однако людей волнует не статистика. И в Пугачёво, и в Бирюлёво, и теперь в Арзамасе все участники протестов по сути говорят об одном и том же — «приезжие ведут себя вызывающе, не боятся полиции и плюют на законы». В переводе с эмоционального это означает, что граждане ощущают со стороны приезжих а) социальную неадекватность и б) поведение, предполагающее правовую привилегированность.

Думается, если бы не эти обстоятельства, то и никакого резонанса по поводу убийств на бытовой почве в обществе не возникало.

В какой-то момент общество отыскало способ указания власти на своё недовольство — через стихийные акции протеста, так как на иные сигналы власть не реагировала. Теперь же власть будто поощряет подобные проявления недовольства как минимум своей оперативной и часто чересчур показательной реакцией на них. Вспомните, например, доставку Зейналова вертолётом к главе МВД.

Это значит, что подобные акции лишь участятся, так как вероятность повторения аналогичных преступлений в нашей большой стране весьма велика. В то же время нельзя сказать, что власть не принимает никаких системных мер. Они есть — это и зачистка рынков, и ужесточение законодательства в отношении мигрантов, и прочее. Однако нужно понимать, что эти меры, может быть, полезны, но дадут зримый результат ещё не скоро. В этом смысле тренд на погромы значительно опережает тренд на системное решение проблем. Невозможно решить то, что вызревало десятилетиями в два хода, если только эти ходы — не «отделить и выселить».

Люди же требуют именно этого — быстрого хирургического вмешательства, которое вернёт им чувство спокойствия. Надо ли объяснять, что такое вмешательство в нынешних условиях невозможно? Не только потому, что труд мигрантов необходим экономике или что сближение с республиками бывшего СССР является одним из внешнеполитических приоритетов. Есть, как кажется, и ещё один аспект.

Из межэтнического в межконфессиональный

Как известно, любое действие рождает противодействие. Так, радикальное ужесточение мигрантской политики неизбежно вызовет ответный протест уже со стороны республик и диаспор. Собственно, он уже начинает проявляться — вспомните неожиданно жёсткие заявления Азербайджана по событиям в Бирюлёво. На днях же по информационным сетям распространилось ещё одно заявление — о намерении северокавказских общественных движений до конца года провести в Москве на Манежной площади митинг против ксенофобии. В ходе мероприятия планируется выразить недовольство «запретом на ношение хиджабов в школах, противодействием властей строительству новых мечетей, а также привлечь ряд центральных телеканалов к уголовной ответственности за разжигание межнациональной розни». Пока что эта заявка выглядит как мало чем подкреплённая в реальности провокация, но служит хорошим сигналом о направлении развития ситуации. Тем более что подобные акции в миниатюрном масштабе, но всё-таки уже проходили недавно в южных республиках.

Думаю, для власти не страшен протест общин «за хиджабы» и даже реакция на него. Так, в интернете уже заявлено горячее желание ряда националистических сообществ «встретить, как полагается» марш кавказцев. Легко представить, во что он может вылиться, если-таки состоится.

Для власти куда страшнее и опаснее провоцируемый таким образом раскол общества по межконфессиональному признаку. Ведь перевести недовольство поведением приезжих в недовольство мусульманами в целом в текущих условиях не представляется сложной задачей. Так, по следам событий в Арзамасе некоторые уникумы уже успели заявить, что «армянам Коран позволяет убивать неверных».

Что будет, если такой раскол произойдёт, нашим читателям пояснять отдельно не нужно. Призывающие к маршу «за хиджаб» либо намеренно этого результата добиваются, либо просто не соображают, что творят.

В общем, любое радикальное изменение курса миграционной политики не только не отвечает экономическим и политическим интересам власти, но и представляет опасность для целостности страны. Причём не только по линии Кавказа, но и Поволжья, что равносильно угрозе ликвидации России как политического субъекта. Думают ли об этом люди, которые в большинстве своём, уверен, искренне требуют «отделить и выселить»? Скорее всего, нет.

Всё вышеперечисленное — сказано вовсе не для того, чтобы оправдать власть или, того хуже — «призвать людей к смирению и нераскачивайтелодку». Сказано это только для того, чтобы озвучить не слишком очевидную логику власти, которой по определению нужно учитывать гораздо больше вариантов развития событий и рисков, чем простому гражданину. На то она и власть.

Однако это не снимает с неё ответственности. Ведь единственная причина того, что власть в некотором смысле сейчас является заложником этнических общин и провокаторов, в том, что она сама позволила им укрепиться до нынешнего состояния. Состояния, в котором они, с одной стороны, не несут никакой ответственности за действия своих членов, а с другой, имеют смелость и возможность огрызаться.

Тренды на усиление протестов против приезжих и на ужесточение ответной реакции рано или поздно пересекутся. И на линии пересечения возникнет конфликт, который потенциально может похоронить нас всех — и власть, и простых граждан, и все диаспоры разом. И, похоже, что к этому дело и идёт.

Не допустить этого столкновения волн — власть может лишь самыми решительными и, с вопреки обычной травоядной практике отмирающего во всём мире «правового государства», максимально массированными действиями.

Просто действия иного качества уже не помогут. И медлить тут уже нельзя.

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru