ПравдаИнформ: Напечатать статью

К.К.Долгов на Конференции по борьбе с расизмом, ксенофобией и нетерпимостью

Дата: 22.10.2013 17:58

Оригинал "МИД России" – www.mid.ru 22.10.2013

Выступление Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К.Долгова на Конференции высокого уровня по борьбе с расизмом, ксенофобией и нетерпимостью в Европе, Ереван, 21 октября 2013 года

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемые дамы и господа,

Прежде всего, хотел бы поблагодарить Председательство Армении в Комитете министров Совета Европы за организацию конференции высокого уровня по столь актуальной для современной Европы теме как борьба с расизмом, ксенофобией и нетерпимостью.

Эти позорные явления на протяжении всей истории человечества были причиной масштабных трагедий. Величайшей из них стала Вторая мировая война, когда в угоду идеологии превосходства одной расы над всеми другими были принесены в жертву миллионы людей.

После ниспровержения нацизма и его всеобщего осуждения казалось, что расизм и ксенофобия останутся в далеком прошлом. К сожалению, эти опасные явления продолжают существовать и распространяться, принимая новые формы.

В ряде стран Европы не прекращает набирать обороты политика дискриминации меньшинств, в том числе этнических и языковых. Приходится констатировать, что такая политика уже приобрела системный характер во всех сферах жизни общества - в быту, труде, образовании, языке. И все это происходит в странах, которые причисляют себя к категории "демократических".

Так, в Латвии и Эстонии – государствах-членах Евросоюза – продолжает существовать позорная для современной Европы проблема «неграждан», когда у значительной части населения этих стран отсутствуют основополагающие политические и некоторые социально-экономические права.

Например, в Латвии действуют около 50 запретов на профессии, которыми «неграждане» не имеют права заниматься. Они лишены права основывать политические партии, заключать сделки с недвижимостью без согласия муниципальных властей. И это несмотря на то, что налоги платить им великодушно позволяется. В Эстонии пошли еще дальше. Там в тюрьмах к одежде заключенных стали прикреплять специальные нашивки о степени владения эстонским языком. Не хотелось бы проводить далеко идущих исторических аналогий, но нечто подобное было в нацистской Германии, где специальными нашивками на одежде метили еврейское население.

В свете приближающихся выборов в Европарламент в 2014 г. вновь встает вопрос о лишении «неграждан» Латвии и Эстонии избирательных прав при формировании не только законодательных органов власти в своих странах, но и Европарламента. По итогам общеевропейской избирательной кампании 2009 г. Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ рекомендовало структурам ЕС выработать «минимальные стандарты», которые бы предусматривали предоставление права голоса на выборах в Европарламент «негражданам». Однако ситуация в данном вопросе до сих пор не претерпела изменения к лучшему.

В Латвии и Эстонии имеет место дискриминация русскоязычного населения и как языкового меньшинства. В этих странах целенаправленно проводятся реформы, нацеленные на вытеснение русского языка из системы образования. При этом правительства данных Прибалтийских государств не только игнорируют численность русскоязычного населения и компактный характер его проживания, но и делают вид, что не замечают обеспокоенность по поводу своей политики в языковой сфере, которую неоднократно высказывали авторитетные международные организации, в частности ООН, Совет Европы и ОБСЕ. Вынуждены констатировать, что сужение русскоязычного образовательного и культурного пространства происходит и в Литве.

Показательно, что когда мы ставим все эти вопросы перед нашими партнерами из Евросоюза, они сетуют на то, что у них нет полномочий на мониторинг правочеловеческой ситуации внутри ЕС, поскольку это прерогатива его государств-членов. Получается парадоксальная ситуация: Евросоюз активно следит за соблюдением прав человека в третьих странах и даже принимает санкции в отношении нарушителей, однако когда речь заходит о нарушениях прав человека в самих государствах-членах ЕС, профильные структуры ЕС оказываются совершенно недееспособными. Иначе как двойными стандартами это объяснить невозможно.

В правочеловеческой повестке Совета Европы по-прежнему остро стоит «цыганский вопрос». Дискриминация этого одного из наиболее многочисленных меньшинств Европы происходит на системной основе, в том числе в государствах-членах ЕС. По данным Агентства ЕС по основным правам человека (АОПЧ), которое в мае 2012 г. обнародовало свой первый доклад о положении цыган в 11 государствах-членах ЕС, около половины цыганского населения в них проживают в жилищах, не отвечающих элементарным санитарным требованиям. Только 15% молодых цыган имеют законченное среднее или высшее образование. При этом централизованные усилия ЕС по наведению в данном вопросе порядка пробуксовывают, а принимаемые программные документы носят во многом декларативных характер.

На фоне усиливающегося экономического кризиса в Европе, сопровождающегося наступлением на социально-экономические права граждан, мы наблюдаем устойчивый рост ксенофобии, расизма, агрессивного национализма и преступлений на почве ненависти. В немалой степени этому способствует создание в некоторых странах антииммигрантских Интернет-сайтов. Например, в Нидерландах действует инициированный одной из политических партий этой страны Интернет-сайт, на котором работодатели могут оставлять жалобы на работников из государств Восточной Европы. Несмотря на то, что этот сайт, по мнению правозащитников, открыто способствует росту ксенофобских настроений, правительство Нидерландов воздерживается от принятия должных мер в целях его закрытия.

Неблагополучной остается ситуация и с соблюдением прав беженцев и мигрантов. Так, в апрельском (2012 г.) докладе Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Гибель людей в Средиземном море: кто виноват?» выражалась глубокая озабоченность недостаточно эффективным обеспечением прав человека при осуществлении рядом государств-членов ЕС контроля миграционных потоков через границы блока. Евроструктурам было настоятельно рекомендовано разработать комплексный подход к проблеме безопасности беженцев, перебирающихся через Средиземное море в Европу. К сожалению, трагическая гибель более 300 мигрантов у берегов острова Лампедуза в начале октября с.г. свидетельствует о том, что эта проблема все еще далека от своего решения.

В равной степени это относится и к ситуации с антисемитизмом. Согласно обнародованному в июне 2012 г. исследованию АОПЧ о ситуации с этим явлением в Евросоюзе, антисемитизм остается серьезной проблемой для еврейской диаспоры в странах ЕС. По заявлению директора Агентства М.Кьерума, «ситуация тревожна и требует безотлагательного осмысления».

У нас продолжает вызывать обеспокоенность беспрецедентный рост неофашистских и неонацистских настроений в Европе, попытки найти оправдание преступлениям, которые осудил Нюрнбергский трибунал. Лозунги, основанные на расизме и ксенофобии, стали обыденной частью политических предвыборных кампаний в ряде европейских стран. Более того, некоторые политические силы, исходя из своих конъюнктурных интересов, старательно оправдывают самую страшную расистскую идеологию - нацизм. Они предпочитают не вспоминать о том, сколько бед, смертей и страданий принес нацизм, преподносят нацистских преступников и их пособников чуть ли не как «борцов за свободу». В этом контексте не считаем возможным оправдывать ежегодные марши легионеров СС в Риге или слеты ветеранов 20-й дивизии «Ваффен-СС» в Эстонии, позорящие Европу и оскорбляющие память тех, кто погиб, защищая мир от нацизма.

К сожалению, многие предпочитают не замечать этих явлений. Глубоко убеждены, что с подобными опасными тенденциями необходимо решительно бороться, пресекая эскалацию расизма, ксенофобии, межэтнической ненависти и нетерпимости с целью предотвращения повторения страшных бедствий прошлого.

Бесспорно, отдельные проявления расизма, ксенофобии и нетерпимости, главным образом на бытовом уровне, встречаются и в России. Вместе с тем не стоит игнорировать ту масштабную работу, которая проводится в нашей стране по их искоренению. Российская Федерация, пожалуй, одна из немногих стран, взявших на себя обязательство по защите прав всех народов и этнических групп, проживающих на ее территории. Межэтнический мир и согласие являются условием стабильности в России, которая исторически сформировалась как многонациональное и поликонфессиональное государство.

Как отметил Президент России В.В.Путин в своем выступлении на Валдайском форуме в сентябре с.г., в России, на которую пытались в свое время навесить ярлык «тюрьмы народов», за века не исчез ни один, даже самый малый, этнос. Все они сохранили не только свою внутреннюю самостоятельность и культурную идентичность, но и свое историческое пространство.

Напомню, что в России, по данным переписи 2010 года, проживают представители 194 этнических общностей, используются 277 языков и диалектов. При этом в системе школьного образования функционируют 89 языков, в том числе на 39 языках ведется все обучение, а 50 языков народов России изучаются как учебный предмет.

В Российской Федерации создана целостная система нормативных правовых актов, направленных на обеспечение равенства прав граждан вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

Главными элементами этой правовой системы являются международные обязательства Российской Федерации и Конституция Российской Федерации. Важное место в правовой системе занимают федеральные законы «О национально-культурной автономии», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об основах законодательства в сфере культуры», «О языках народов России», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и др., предусматривающие сохранение культуры национальных меньшинств, меры социальной защиты, поддержку языка и национальной прессы. В 2012 г. Президентом России утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает ответственность за деяния, связанные с совершением преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Такого рода преступления признаются Уголовным кодексом Российской Федерации в качестве отягчающего обстоятельства.

В подтверждение своих международных обязательств Российская Федерация в мае с.г. направила в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека развернутую информацию относительно осуществления в России положений резолюций Генеральной Ассамблеи ООН 67/154 «Героизация нацизма: недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» и 67/155 «Глобальные усилия, направленные на полную ликвидацию расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и всеобъемлющее осуществление и принятие последующих мер по выполнению Дурбанской декларации и Программы действий».

Российская Федерация готова к продолжению тесного и самого широкого международного взаимодействия, в том числе в рамках Совета Европы, в поиске эффективных путей искоренения расизма, ксенофобии и нетерпимости – острых и общих вызовов XXI века.

Спасибо за внимание.


ПравдаИнформ
https://trueinform.ru