ПравдаИнформ: Напечатать статью

Наживки на крючке «Восточного партнёрства» для Украины и Молдовы

Дата: 18.10.2013 17:00

Николай КОРИНЬ, "Одна Родина" – odnarodyna.org 18.10.2013

Совет ЕС на уровне министров иностранных дел перенёс на 18 ноября принятие окончательного решения о подписании Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом в Вильнюсе. До середины ноября продлён мандат «миссии Кокса-Квасьневского». Возникла суматоха в действиях украинской власти по «делу Тимошенко». Всё это показывает, что не всё ладно в Европе в отношениях с Украиной. А неподписание с Украиной Соглашения, похоже, приблизит «похороны» [1] и самой программы «Восточное партнёрство».

С украинской стороны в вопросе подписания Соглашения наблюдается редкий консенсус власти и большей части оппозиции. Сам глава государства заявил [1] , что «Украина достигла тех критериев, которые соответствуют тому Соглашению об ассоциации, которое готовится к подписанию в ноябре этого года в Вильнюсе». Соглашение имеет свои особенности в виде целого ряда наживок ЕС, на которые украинский политический бомонд закрывает глаза. Заметим, пока закрывает.

Согласно второму пункту ст. 486, Соглашение вступает в силу в первый день следующего месяца после сдачи на хранение в Генеральный секретариат Совета ЕС последнего акта о его ратификации. Оно должно быть ратифицировано парламентами всех 28 стран Евросоюза. Эта же статья предусматривает и досрочное вступление в силу статей Соглашения без ратификации. И такой возможностью еврочиновники намерены воспользоваться. 23 сентября по результатам заседания Комитета постоянных представителей стран-членов ЕС (COREPER) было принято решение о временном применении положений Соглашения сразу же после его подписания. Министр иностранных дел Литвы пояснил [2] : «Это около 90% соглашения в части глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли и более 50% политической части».

Публичной мотивацией данного шага со стороны ЕС является желание компенсировать Украине убытки от сокращения торгового оборота с Таможенным союзом. Если для Молдовы «пряником» стала отмена тарифных и количественных ограничений на алкогольном рынка ЕС для молдавского вина, то для украинских товаров Евросоюз, на первый взгляд, готов открыть двери еще шире.

* * *

Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Еврокомиссар по сельскому хозяйству Дачиан Чолош, объявляя молдавским виноделам радостную весть, подчеркнул [3] одну немаловажную деталь: «Нужно соблюдать только стандарты качества и правила безопасности пищевых продуктов. Эти правила применяются для всех европейских стран». Сколько именно молдавских виноделов могут соблюдать упомянутые стандарты качества, еврочиновник не уточнил, но о положении молдавских вин на европейском рынке можно судить по имеющейся сухой статистике.

С 2008 года ЕС предоставил Молдове преференциальный торговый режим ATP, который позволяет молдавским экономическим агентам экспортировать в страны ЕС более 10 тыс. тарифных позиций без уплаты таможенных пошлин. В 2011 году экспортная квота винодельческой продукции составила 150 тыс. гектолитров, в 2012 году выросла до 180 тыс. гектолитров, а в 2013-2014 годы установлена квота в 240 тыс. гектолитров.

В 2013 году, при нынешних темпах поставок вина в ЕС, удастся выбрать лишь 12,4% выделенной Кишиневу квоты. Практика прошлых лет показывает, что молдавским производителям не удавалось [4] превзойти 30% уровня квотирования. «Пряник» от ЕС является очень условным, и отмена ограничений ровным счетом ничего для производителей и потребителей не изменит. А установленный объем в 240 тыс. декалитров для ЕС является «каплей» в море винной продукции стран Евросоюза. На европейском рынке существует жесточайшая конкуренция между французами, итальянцами, испанцами, немцами, португальцами и греками. К тому же их поддерживают собственные правительства, выделяются огромные субсидии из бюджета ЕС.

Евросоюз ежегодно тратит около полумиллиарда евро на поддержку союзов производителей вина, охраняющих квоты на посадки виноградников, чтобы не допустить новых игроков на рынок и не допустить перепроизводства виноградного сырья. «ЕС ежегодно тратит 500 млн. евро из своего бюджета на перегонку невостребованного на рынках вина собственного европейского производства в технический спирт, – отмечает [5] постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов. – Замечу, даже не в продовольственный спирт, из которого можно делать крепкие напитки, которых в ЕС тоже переизбыток, а в технический. И при этом вы хотите, чтобы я поверил, что в парижских ресторанах будут подавать молдавское вино?»

Но, видимо, слух ласкает иная информация [6] , например, такая как «воззвание» Дачиана Чолоша: «Рынок Европейского союза является устойчивой альтернативой, стабильным и жизнеспособным полюсом для молдавского винодельческого сектора. Полное открытие рынка ЕС для молдавских вин, в то время когда молдавские сельхозпроизводители находятся в трудном положении, показывает, что Европейский союз это не только проект экономической интеграции, но и пространство солидарности».

Но «солидарность» скорее проявится в рядах европейцев в деле защиты своих интересов. При формальном открытии рынка он останется закрытым для молдавских производителей.

А вот Молдавией вполне смогут воспользоваться для продвижения европейского вина на рынок Таможенного союза и РФ в частности. «В Молдавии действительно есть ряд очень хороших вин. Но, увы, несколько больше не очень хороших. Что в Грузии, что в Молдавии, мы прекрасно знаем территории виноградников и нам очень просто скалькулировать, сколько в год они способны произвести из определенного сорта винограда вина определенного сорта. А когда на российский рынок идет вина этого сорта в 4-5 раз больше, мы задаемся закономерным вопросом - откуда оно берется?" - подчеркивает Владимир Чижов, добавляя, что Евросоюз отлично умеет делать подобные калькуляции.

* * *

Подобная ситуация складывается и с Украиной. Европейская «компенсация» от потери рынка Таможенного союза может оказаться, мягко говоря, неравноценной, а последствия от применения положений Соглашения могут стать «довольно сложными» для Украины. 3 октября об этом говорил премьер-министр [7] Украины Николай Азаров. При этом он добавил, что «адаптация технических регламентов для Украины в течение 10 лет потребует примерно 165 миллиардов евро. Это огромная работа. Нам надо будет перенастроить всю нашу экономику на новые для нас стандарты». Куда будет идти экспорт украинских товаров на протяжении тех 10 лет, пока экономику будут «перенастраивать», и откуда власти будут брать заветные 165 млрд. евро премьер не уточнил. По информации СМИ, Кабинет министров намерен активизировать переговоры о создании ЗСТ с другими странами [2] . Складывается такое впечатление, что украинская власть надеется выйти из трудного положения с помощью других стран.

Для украинских властей при всех разговорах о подсчётах рисков ясно, что ЗСТ с ЕС не компенсирует потери в торговле со странами Таможенного союза. А возможности зоны свободной торговли с ЕС – это тоже своего рода «пряник» или «морковка». Кому что по вкусу. По мнению [2] президента Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха, «чтобы воспользоваться этими возможностями, нам необходимо активизировать работу по гармонизации всех технических стандартов, стандартов качества, вплоть до стандартов в области охраны окружающей среды. Без этого украинскую продукцию все равно не смогут экспортировать в ЕС».

* * *

Немного по-иному обстоит дело с продовольствием. Данную группу товаров в рамках зоны свободной торговли будут квотировать. С зерновыми все более-менее понятно, неуклонно растущий спрос на мировом рынке и стабильный уровень предложения рождают панические настроения среди стран-импортеров. Таким образом, в ситуации, когда страны Персидского залива, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии активно конкурируют за свободные объемы зерновых, Европа намного больше заинтересована в украинских производителях, чем Украина в европейских покупателях. Победные рапорты о рекордных поставках в Европу украинской пшеницы не сопровождаются информацией о том, что более половины поставляемой на европейский рынок пшеницы с Украины приобретают испанцы. Потому что это пшеница мягких сортов, а кому такая пшеница идёт на корм - известно.

Что же касается остальных продовольственных товаров, то тут дела обстоят сложнее. Здесь ЕС предусмотрительно ограничил поток украинской продукции квотами. Так, квота на поставку сахара составляет всего 20 тыс. тонн, в то время как производители настаивают на цифре 268 тыс. тонн, а ЕС обязывает Украину допустить на свой рынок 40 тыс. тонн сахара только из тростника.

С продукцией птицеводства ситуация не лучше. Даже при внушительной квоте в 40 тыс. тонн практика ведущих украинских компаний в отрасли показала, что экспорт в ЕС сильно затруднен из-за необходимости прохождения большого количества процедур. Молочных продуктов от нового ассоциированного члена в Европе, видимо, вовсе не ждут. Система государственного контроля в отрасли и европейские стандарты находятся на разных полюсах.

На хлебную промышленность зона свободной торговли тоже не окажет влияния по причине несоответствия отечественного производства европейским стандартам качества. Едва ли что-то изменится и на рынке полуфабрикатов в связи с разными форматами [8] этого продукта в ЕС и Украине.

* * *

На этом фоне любопытным выглядит позиция Польши как главного лоббиста украинской евроинтеграции. И не только с точки зрения того, что польским фермерам-производителям зерна, растительной и молочной продукции лишняя конкуренция не нужна. Они примут защитные меры, основываясь на еэсовской информации о плохом качестве производимой на Украине сельхозпродукции. В ход пойдут, например, данные о её загрязнённости токсичными веществами из-за использования контрафактных химических удобрений.

Но ведь и поляки воспользуются рынком Украины. Торговая стратегия Польши весьма своеобразна. Глава российского Роспотребнадзора Геннадий Онищенко отмечает: «Польша, действительно, ненадежный партнер, который собирает со всей Европы все, что не находит там сбыта… и под другими брендами завозит в Россию». К словам чиновника можно добавить, что завозятся такие товары не только в РФ. В январе 2013 года правительство Словакии предложило Еврокомиссии проверить поставляемые на европейский рынок польские сельскохозяйственные и продовольственные товары, потому как «в Польше отсутствует эффективная национальная система контроля за безопасностью продуктов». Заявлению [9] предшествовал скандал с польскими вафлями, где нашли крысиный яд. Роспотребнадзор, не желая, чтобы российских граждан травили, как крыс, ужесточил в сентябре контроль над импортом польских овощей. Геннадий Онищенко отметил, что Польша нарушает не только российские, но и международные фитосанитарные нормы.

Не секрет, что контроль качества в ЕС уступает стандартам Таможенного союза по многим параметрам, и если Россия сейчас обдумывает вопрос, как защитить собственный рынок от потока некачественных товаров, в том числе и в форме реэкспорта с украинской территории, то в Киеве над данным вопросом, похоже, никто всерьез не задумывается. Как и над тем, что ЕС потребует существенных финансовых взносов для создания системы контроля над продукцией, поступающей на рынок Евросоюза с Украины, а саму Украину обяжет за свой счёт обеспечить контроль за соответствием производимой продукции на территории страны европейским нормам и стандартам.

Напомним, в ноябре 2007 года Россия уже вводила полный запрет [10] на ввоз мяса из Польши. В связи с массовыми нарушениями, включая реэкспорт через территорию этой страны некачественных сортов мяса под видом говядины. Что касается Украины, то глава Россельхознадзора Сергей Данкверт подчеркнул [11] : «Мы будем вынуждены практически полностью пересмотреть условия доступа украинской продукции животноводства на российский рынок из-за предстоящего подписания Украиной и ЕС Соглашения об ассоциации».

На фоне штрафов за превышение европейских квот на поставку молочной продукции, а также периодических продовольственных скандалов открытие украинского рынка для польских производителей иначе как подарком судьбы не назовешь. И все же главным трофеем для недобросовестных польских поставщиков является не сам украинский рынок, а то окно, которое он дает для доступа в страны Таможенного союза посредством ЗСТ в рамках СНГ.




Ссылки

[1]

interfax.com.ua – Неподписание Соглашения об ассоциации Украина-ЕС похоронит Восточное партнерство – европейские эксперты

[2]

www.kommersant.ua – Ъ.Украина-Газета - Скорая торговая помощь

[3]

ru.publika.md – Еврокомиссар по сельскому хозяйству: Молдавские вина - качественные и становятся все популярнее | PUBLIKA .MD

[4]

vse.md – Молдова не может освоить квоты на продажу вина в Европу

[5]

telegraf.com.ua – Представитель России при ЕС: Украине будет непросто на рынке ЕС | последние новости Украины и мира | ТЕЛЕГРАФ

[6]

www.allmoldova.com – Новости Молдовы - Экономика - Европейская комиссия будет просить страны ЕС поднять импортные квоты на молдавские вина

[7]

news.finance.ua – Адаптация украинских техрегламентов к требованиям ЕС будет стоить 165 млрд евро - Азаров / Новости / Finance.ua

[8]

forbes.ua – Украинский пищепром в ЕС: 5 мнений о зоне свободной торговли - Бизнес - Forbes Украина

[9]

ostkraft.ru – Как Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана будет защищать свой рынок от Украины? / Иннокентий Адясов | OSTKRAFT

[10]

prodmagazin.ru – Евросоюз может быть втянут в «молочный конфликт» | ПродМаg

[11]

srv1.fakty.ua – Россия пригрозила Украине очередными санкциями за сближение с ЕС - Газета «ФАКТЫ и комментарии»

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru