ПравдаИнформ: Напечатать статью

Сергей Лавров по проблематике сирийского химоружия

Дата: 14.09.2013 19:46

Оригинал "МИД России" – www.mid.ru 15.09.2013

Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции с Госсекретарем США Дж.Керри по итогам их переговоров по проблематике сирийского химоружия, Женева, 14 сентября 2013 года

1741-14-09-2013

Уважаемые дамы и господа,

Присоединяюсь к высказанной Госсекретарем США Дж.Керри признательности всем присутствующим за терпение.

Не буду интерпретировать документы, которые мы здесь согласовали – они будут распространены, и каждый из вас сможет с ними ознакомиться. Отмечу лишь, что эти документы консенсусные, компромиссные и профессиональные.

Нами достигнута цель, которая была поставлена в ходе разговора Президента России В.В.Путина и Президента США Б.Обамы 5 сентября с.г. «на полях» саммита «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге, которая официально объявлена совсем недавно, в прошедший понедельник, 9 сентября. Она касается решения задачи постановки под международный контроль арсеналов сирийского химического оружия. Сегодня в рекордные, по-моему, сроки мы имеем согласованные российско-американские предложения – подчеркиваю, это только предложения – которым еще предстоит обрести юридическую форму. И, тем не менее, их значение трудно переоценить.

Отдаем должное всем американским партнерам и переговорщикам, особенно Госсекретарю США Дж.Керри, за конструктивный настрой на совместную работу, в ходе которой нам удалось, по большому счету, оставить в стороне не относящуюся к делу риторику и сосредоточиться на профессиональном согласовании практических путей решения проблемы постановки под международный контроль сирийского химического арсенала и дальнейших путей его уничтожения.

Отправной точкой в этой работе стало решение Дамаска о присоединении к Конвенции о запрещении химического оружия и готовность применять свои обязательства по этой Конвенции до формального (спустя тридцать дней) вступления этого документа в силу для Сирии. Применение же Конвенции и выполнение Дамаском своих обязательств начнется гораздо раньше.

Мы согласовали совместные шаги, которые будут предприняты нашими делегациями в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) в соответствии с процедурами, которые предусмотрены Конвенцией о запрещении химического оружия, и позволяют оперативно, без каких-либо задержек и осложнений решать конкретные задачи уничтожения химических арсеналов. Надеемся, что члены Исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия поддержат российско-американские подходы и примут на предлагаемой нами основе решение о мерах по сирийскому химоружию.

Мы также договорились, что предстоит заручиться поддержкой деятельности Организации по запрещению химического оружия со стороны СБ ООН, прежде всего, по тем вопросам, которые выходят за пределы компетенции самой ОЗХО. Упомяну, в частности, особо важную тему обеспечения безопасности работы инспекторов. В наших предложениях отмечено, что основную ответственность за безопасность будут нести сирийские власти. Но и другие сирийские стороны, т.е. оппозиция, должны будут отвечать за снятие угроз международному персоналу. Безусловно, такой персонал должен быть наделен соответствующими полномочиями. Все это еще предстоит детально проработать.

Принципиально важно, и я уже об этом сказал, что ответственность за отсутствие угроз международному персоналу, возложена на все без исключения сирийские стороны. Мы также договорились, что любые нарушения процедур, которые будут одобрены Исполнительным советом ОЗХО, касающиеся арсеналов сирийского химического оружия – как и любые факты применения химического оружия кем бы то ни было – будут рассматриваться в СБ ООН. В случае подтверждения таких фактов Совет Безопасности будет применять соразмерные конкретной ситуации меры. Мы договорились об этом, и наша договоренность идет в развитие решений, принятых лидерами «Группы восьми» в июне с.г. в Лох-Эрне. В этих решениях подчеркиваются наши общие позиции о неприемлемости применения химоружия кем бы то ни было и необходимости доклада о любых фактах СБ ООН.

Разумеется, в согласованных подходах ни о каком применении силы речи не идет, не говорится также ни о каких автоматических санкциях. Как я уже сказал, любые нарушения должны быть убедительно и недвусмысленно доказаны в СБ ООН. Мы понимаем, что, как я отмечал, достигнутая сегодня договоренность – лишь начало пути к полному и всестороннему решению задачи постановки под контроль и уничтожения химического оружия в САР. Внося упомянутые мной предложения, мы вместе с нашими американскими коллегами настроены на коллективную работу, прежде всего, в рамках Исполнительного совета ОЗХО, где нам совместно с другими членами этого органа предстоит перевести распространяемые сегодня договоренности на четкий, конкретный, избегающий двусмысленных трактовок, юридический язык.

Пусть нынешняя договоренность и предварительная и требует закрепления в универсальных механизмах, но, тем не менее, она достигнута по сложнейшему вопросу и достигнута в кратчайшие сроки. По нашему убеждению, это показывает, что при наличии доброй воли, четких установок глав государств и дружной межведомственной работы Россия и США могут добиваться результатов в продвижении к урегулированию ключевых проблем современности, включая угрозу распространения оружия массового уничтожения. Успешная реализация этих договоренностей будет иметь успех не только с точки зрения выполнения общей задачи ликвидации всех запасов химического оружия, но и позволит избежать военного сценария, который был бы, без преувеличения, катастрофическим для региона и в целом для международных отношений.

В этой связи мы с Дж.Керри четко подтвердили нашу приверженность мирному урегулированию кризиса в Сирии. Кроме того, провели встречу с Л.Брахими, в ходе которой обсудили возможности побыстрее сдвинуть процесс с мертвой точки. Рассчитываем, что, как и правительство Сирии, оппозиция ясно, без всяких отговорок заявит о своем согласии без предварительных условий участвовать в конференции «Женева-2» с единственной целью полного и всестороннего выполнения Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года.

Наверное, вы уже видели сообщения из Нью-Йорка о примерной дате созыва такой конференции. Наши коллеги из Секретариата ООН называют октябрь – Россия была готова провести ее и в сентябре и даже раньше. Повторю, главное – добиться, чтобы все сирийские стороны были представлены на конференции не на каких-то особых условиях, а на основе выполнения Женевского коммюнике от 2012 года, в соответствии с которым сами сирийцы должны определять судьбу своей страны.

Упомяну еще и такой аспект, как поддержка наших подходов многими странами мира. Госсекретарь США Дж.Керри выразил благодарность представителям Франции и Великобритании. Россия готова работать с ними в СБ ООН. Я же хотел бы поблагодарить страны БРИКС, ШОС и многие другие государства за принципиальную поддержку подхода к урегулированию проблемы химического оружия в Сирии исключительно мирными средствами. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча позволит начать работу с тем, чтобы не обмануть эти ожидания.

В заключение скажу, что решение проблемы химического оружия в Сирии будет крупным шагом на пути к реализации давно поставленной задачи создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Россия и США вместе с Великобританией в соответствии с решением Обзорной конференции Договора о нераспространении ядерного оружия являются соучредителями, которым поручено вместе с ООН созвать такую конференцию. Это событие должно было состояться еще в 2012 году, но, к сожалению, дело затягивается. Мы будем твердо и последовательно добиваться того, о чем договаривались. В 2010 году консенсусом было решено созвать такую конференцию в 2012 году, срок прошел, кончается уже и 2013 год. Мы считаем такое положение недопустимым и рассчитываем, что все имеющие влияние на стороны, участие которых в формировании зоны и в конференции по ее созданию предполагается, будут воздействовать на соответствующие государства, чтобы решить эту важнейшую задачу, имеющую в том числе огромное значение для режима ядерного нераспространения в мире.

Еще раз спасибо за ваше терпение.

Вопрос: Установлены ли сроки первой инспекции и какие предусмотрены последующие действия? Можете ли Вы подтвердить то, что говорил Госсекретарь США о создании безопасных условий для всех экспертов, въезжающих в Сирию, а также его слова о возможности применения силы в Сирии – или такой вариант не рассматривается?

С.В.Лавров: Еще раз подчеркну, что документы, которые вы увидите и будете иметь возможность сами прочесть, в особой интерпретации не нуждаются. Они говорят сами за себя, там все понятно. Еще раз отмечу, что эти документы не могут иметь прямого действия – это российско-американские предложения, которые, прежде всего, должны быть рассмотрены в ОЗХО. И только после того, как эта Организация и ее Исполнительный совет примут соответствующее решение, мы сможем точно сказать, когда начнется первая инспекция и как скоро инспекции завершатся. В распространяемых сегодня документах вы увидите сроки, которые наши специалисты полагают разумными и достаточными и одновременно достаточно сжатыми, а с другой стороны – позволяющими профессионально обеспечить безопасность процесса взятия под контроль и уничтожения сирийского химического оружия.

Что касается Вашего вопроса Дж.Керри (о возможности применения к сирийской ситуации Главы VII Устава ООН, касающейся решения СБ ООН о применении силы), то, прежде, чем Госсекретарь его коснется, еще раз призову всех вас внимательно изучить наши договоренности, и то, чем мы будем руководствоваться в СБ ООН. Мы условились поддержать в СБ ООН решения, которые будут приняты в ОЗХО, разработать дополнительные меры поддержки такой деятельности, отражающие специфику компетенции СБ ООН, прежде всего, в части вопросов безопасности. Мы также условились, что будем ожидать полного выполнения требований, которые сформулирует ОЗХО на основе соответствующей Конвенции, а при невыполнении этих требований либо в случае применения кем бы то ни было химического оружия СБ ООН будет применять меры по Главе VII Устава ООН. Конечно, это не означает, что каждое доложенное в СБ ООН нарушение будет приниматься на веру – оно будет изучаться. Мы будем добиваться достоверности, потому что сегодня вокруг событий в Сирии столько лжи и фальсификаций, что надо быть предельно осторожными. Только когда мы будем полностью уверены, что нарушение произошло, Российская Федерация будет готова принимать новую резолюцию СБ ООН, в которой меры воздействия на нарушителей окажутся соизмеримыми с серьезностью содеянного. Больше спекулировать на эту тему сегодня бессмысленно.


ПравдаИнформ
https://trueinform.ru