ПравдаИнформ: Напечатать статью

«Цепные псы кровавого режима» или Невнятное прозрение силовиков

Дата: 30.05.2013 02:46

Владислав Жуковский на communitarian.ru [1]

Весеннее обострение в правительстве продолжает нарастать, переходя в более болезненную открытую фазу

В последние дни мая новая порция крайне неоднозначных инициатив пришла из СК РФ, который наряду со Счётной Палатой в последние пару месяцев превратился в основного ньюс-мейкера России.

Чутко ощущая перемену настроений в самых высоких коридорах власти и улавливая намёки руководства страны, Александр Бастрыкин и Сергей Степашин действуют как «цепные псы» администрации президента, инициируя проверки и следственные мероприятия в отношение тех предприятий и граждан, которые впадают в немилость первым лицам государства.

Весьма показательны в этом плане публичные порки и следственные мероприятия в отношении Газпрома, Роснано, Сколково, Аэрофлота, Саммита АТЭС, Олимпиады в Сочи и прочих масштабных и крайне коррупциогенных «олимпийских строек», которые, насколько можно судить, должны были создать у граждан России ощущение «чистки рядов» и имитировать «борьбу с коррупцией». На деле же борьба с коррупцией свелась к показательной борьбе с отдельно взятыми впавшими в немилость начальству и конкурентам по «сувенирной демократии» коррупционерами – на системном уровне коррупция продолжает оставаться смыслом жизни подавляющей части правящего класса и, насколько можно судить, основой существующего государственного строя.

На этот раз глава Следственного Комитета Александр Бастрыкин, в одночасье ставший знаменитостью осенью 2012г., после того как вывез шеф-редактора «Новой Газеты» Сергея Соколова в лес и поговорил с ним «по душам», предложил усилить борьбу с незаконным вывозом капитала из России. По мнению Бастрыкина России требуется ввести уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала и нарушение законодательства, связанного с регулированием трансграничного движения капитала.

Судя по всему, тематика борьбы с незаконным вывозом капитала попала в орбиту внимания администрации президента и в ближайшее время мы увидим целый ряд показательных проверок и уголовных дел в отношении отдельно взятых физических и юридических лиц. Тем не менее, показушные дела и проверка ни коим образом не повлияют на саму существующую порочную систему, позволяющую ежегодно вывозить из России триллионы рублей с грубым нарушением действующего законодательства. Неудивительно, что размер рынка обналичивания незаконных доходов, по оценкам Банка России и МВД, достигает 3-3,5 трлн. рублей, средний размер взяток по стране вырос в в 33 раза только за период 2008-2012гг. (по данным Департамента экономической безопасности - с 9 до 300 тыс. рублей), а размер откатов и нецелевого использования финансовых ресурсов в бюджетной системе России варьируется от 30 до 60%.

Во-первых, совершенно не понятно, чем на протяжении последних 8-12 лет занимался сам Следственный Комитет России и прочие правоохранительные органы, начиная от Генеральной Прокуратуры, МВД и ФСБ и заканчивая Счётной Палатой, Главным Контрольным Управлением Администрации Президента, Минфином и Банком России, который помимо прочего является главным органом банковского регулирования и надзора.

А после принятия в контролируемой администрацией президента Государственной Думе в первом чтении законопроекта о расширении полномочий Центрального Банка России и передачей ему функций ФСФР (надзор за финансовыми рынками) и ФССН (страховой надзор), Банк России формально отвечает за контроль и регулирование всей отечественной финансовой системы. Создание на базе неподконтрольного обществу и Парламенту Центрального Банка пресловутого мегарегулятора и наделение его дополнительными полномочиями превратит ключевой финансово-экономический институт России в управляемую извне химеру.

Имеет смысл напомнить, что в первой половине 2000-х годов по указке МВФ, Всемирного Банка и прочих международных финансовых организаций, продвигающих интересы транснационального капитала и международных финансовых спекулянтов, российское правительство благодаря давлению Минфина и Банка России согласилось пойти на внесение существенных изменений в действовавшее законодательство в области валютного регулирования и контроля. Эти изменения по сути дела демонтировали систему валютного регулирования и валютного контроля, существенно либерализовав внешнеэкономические связи и, прежде всего, упростив трансграничное движение капитала.

Это было наглядное подтверждение победоносного шествия псевдонаучной и глубоко порочной доктрины «Вашингтонского консенсуса», которая за счёт ультралиберальной политики (масштабная приватизация, либерализация внешнеэкономической деятельности, дерегулирование экономики и т.д.) позволяет продвигать интересы транснационального капитала в периферии мирового капитализма и вскрывать рынки сбыта. Неудивительно, что сразу после этого ежегодные масштабы только официально фиксируемого Банком России незаконного вывоза капитала подскочили в 2,5-3 раза (с 4-5 млрд. долл. в начале 2000-х годов до 15-20 млрд. в середине «тучных нулевых» и 30-35 млрд. долл. в 2010-2012гг.) и продолжают стремительно нарастать.

Однако даже в этом случае ничто не мешало Следственному Комитету, руководство которого вдруг решило «очнуться» от многолетней спячки и «неожиданно» для экспертного сообщества, которое на протяжении всех последних 15-20 лет говорит об угрожающих масштабах законного и незаконного вывоза капитала, заметило проблему нелегального вывоза капитала за рубеж, исполнять свои служебные обязанности все предыдущие годы. При желании, даже в условиях практически полного снятия ограничений на движение капитала по текущему и финансовому счёту платёжного баланса не существует серьёзных препятствий для правоохранительных органов с точки зрения идентификации источника происхождения капитала, выявления незаконных авуаров и их ареста. Было бы желание и политическая воля наступить на карман коррумпированным чиновникам, монополистам, олигархам, криминальным кругам и присосавшимся к бюджету бизнесменам.

Если бы правоохранительные органы на самом деле хотели бороться с теневым сектором экономики, незаконной предпринимательской деятельностью и нелегальным вывозом капитала, а не занимались словоблудием и патриотической риторикой, то уже давно можно было навести порядок и привлечь к уголовной ответственности коррумпированных чиновников, сросшийся с ними олигархический капитал и криминальные круги. Однако вместо этого мы имеем целенаправленный развал уголовных дел по незаконным подмосковным казино (в котором оказалось замешано руководство подмосковной прокуратуры и всплыло имя сына Юрия Чайки), поиск «стрелочников» и арест «козлов отпущения» в деле Рособоронсервиса, закрытие дела по отношению к налоговикам, пр оверявших Магнитского, нежелание расследовать масштабные хищения на «олимпийских стройках» (от Сочи и Саммита АТЭС) и в госкорпорациях (от Газпрома и Транснефти до Роснано и Сколково). Это наглядно демонстрирует реальные намерения властей в области инициированной «борьбы с коррупцией» и «казнокрадством».

Во-вторых, нужно понимать, что проблема возникла не вчера и даже не позавчера – масштабы незаконного вывоза капитала нарастают все последние годы. Согласно официальным оценкам Банка России, после того как в 2007г. либеральным Правительством были сняты последние существенные ограничения на трансграничное движение капитала по финансовому счёту (по счёту текущих операций подавляющая часть ограничений была снята ещё в 1996г., а окончательная либерализация проведена в 2003г.), резко интенсифицировался процесс вывоза капитала из России за рубеж: в «оффшорные гавани» и «налоговые раи».

Всего за период 2000-2012гг. только по официальным оценкам платёжного баланса Центрального Банка РФ из России с нарушением действующего валютного, таможенного, налогового и прочего законодательства было вывезено свыше 401,4 млрд. долл. Это колоссальный даже по меркам российской экономики объём финансовых ресурсов, эквивалентный совокупному размеру федерального бюджета России в 2012г. и всем доходам, полученным Россией от экспорта газа за последние 12 лет.

Из указанной суммы 308 млрд. долл. были вывезены в рамках фиктивных внешнеэкономических операций – невозврата экспортной валютной выручки, непоступления товаров и услуг по импортным контрактам, предоплаты по фиктивным импортным договорам, кредитования фирм-однодневок, осуществление фиктивных операций с ценными бумагами и т.д. А 93,3 млрд. долл. пришлось на так называемые «Чистые ошибки и пропуски» - статью платёжного баланса, отражающую вывоз откровенно криминальных активов российскими юридическими и физическими лицами. Т.е. капитала, полученного даже не в «сером», а в «чёрном» секторе экономики – коррупционных доходов, прибылей от незаконной предпринимательской деятельности, наркоторговли, оборота оружия и т.д.

Всего же за период 1991-2012гг. с грубым нарушением законодательства из России было вывезено порядка 483,5 млрд. долл. Однако это официальные и весьма хорошо «причёсанные» оценки Банка России, которые имеют весьма далёкое отношение к действительности и заметно приукрашивают действительность. По оценкам видных российских экономистов и ряда международных организаций незаконным образом из России было вывезено от 1 до 1,5 трлн. долл.

Самое удивительное состоит в том, что ни российские правоохранительные органы, которые сегодня имитируют бурную деятельность, ни высокопоставленные чиновники в Кремле и Правительстве, полюбившие патриотическую риторику, ни тем более Центральный Банк России, превратившийся в филиал ФРС США и сведший всю денежно-кредитную политику к операциям валютного обменника, даже не поднимают вопрос об этих капиталах. Складывается такое ощущение, что этих денег просто не существует. Или они просто-напросто не нужны Правительству, которое чуть ли не каждую неделю призывает затянуть пояса и соблюдать финансовую дисциплину, урезая и без того многократно (в 2-4 раза по отношению к странам ОЭСР) заниженные масштабы финансирования экономики, обрабатывающей промышленности, наукоёмких производств, инфраструктуры, ЖКХ, науки, образования и здравоохранения.

В-третьих, в глаза бросается непоследовательность и непродуманность действий правоохранительных органов, которые сначала по указке «сверху» безропотно допустили разрушение системы валютного регулирования и финансового контроля, превратив Россию в трофейное пространство и проходной двор для спекулятивного и криминального капитала. А затем решили объявить войну незаконному вывозу капитала и теневому сектору экономики, предварительно лишив себя эффективных рычагов и действенных инструментов повышения прозрачности и транспарентности экономики и финансовой системы.

Стратегические просчёты и поражения невозможно компенсировать тактическими победами – предложения Бастрыкина призваны пустить пыль в глаза, создать имитацию бурной деятельности и навести марафет вместо разработки комплексной программы оздоровления отечественной экономики, борьбы с незаконной предпринимательской деятельностью и лишения возможностей для незаконного вывоза капитала в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности.

России снова предлагают политику полумер и полушагов, не решаясь поставить вопрос ребром и назвать вещи своими именами – необдуманная либерализация валютного законодательства и внешнеэкономической деятельности привели к катастрофическим последствиям и обескровливанию отечественной экономики. Требуется ужесточение валютного законодательства и возрождение минимально необходимого валютного регулирования и контроля, на которое в последние годы уже пошёл целый ряд крупных экономик мира с более чем либеральной макроэкономической политикой – Бразилия, Южная Корея, Малайзия, Тайланд и т.д.

Да, безусловно, сам факт того, что Следственный Комитет всё-таки наконец очнулся и спустя 20 лет перманентного обескровливания российской экономики нечаянно заметил проблему незаконного вывоза капитала, весьма похвален. Это крайне позитивная тенденция, которой нельзя не радоваться – возможно, у силовых ведомств действительно проснулось искреннее желание начать исполнять свои служебные обязанности, а не заниматься силовым рэкетом и «крышеванием» предпринимателей. Однако возникают очень серьёзные опасения относительно серьёзности благих пожеланий и намерений – велика вероятность, что дальше ура-патриотичных лозунгов дело так и не пойдёт, а правильные по своей сути заявления будут спущены «в свисток».

В противном случае просто невозможно объяснить безмолвие и бессилие правоохранительных органов на протяжении всех последних 20 лет. Совершенно очевидно, что столь колоссальные по своим размерам финансовые ресурсы (порядка 1,4-1,6 трлн. рублей ежегодно) просто не могли быть вывезены из России незаметно для контролирующих и регулирующих органов. Речь идёт о триллионах рублей. Либо российские правоохранительные органы (точнее сказать, их высокопоставленные руководители) сами имеют коммерческие интересы и находятся «в доле». Либо они поголовно страдают хронической некомпетентностью и профессиональной непригодностью, граничащей с преступной халатностью, наносящей огромные убытки российской экономике и подрывающей финансово-экономический суверенитет России.

В любом случае, возникают серьёзные подозрения относительно «чистоплотности» подобного рода силовых ведомств, которые вместо борьбы с криминалом и ограничения незаконной предпринимательской деятельности сами превратились в обузу для общества и активных участников теневой экономики России.

Весьма показательно, что аналогичное прозрение пару месяцев назад наступило и у руководства Банка России – уходящий в отставку с поста главы Центробанка России в мае текущего года Сергей Игнатьев в интервью газете «Ведомости» превзошёл самого себя и впервые за все 12 лет своего пребывания на посту председателя ЦБ РФ озвучил проблему незаконного вывоза капитала. По его оценкам, которые в целом совпадают с оценками независимых от вертикали власти экспертов и учёных РАН, из России ежегодно незаконным образом вывозится порядка 50 млрд. долл [2] . Из которых практически половина вывозится при активном участии некой не названной Игнатьевым таинственной организованной группы лиц [3] .

Принимая во внимание «цену вопроса» и масштабы нелегальной и противозаконной утечки капитала, не сложно догадаться, что без поддержки в правоохранительных органах и самом Центральном Банке России обойтись не могло. Как правило, подавляющая часть трансакций по вывозу капитала с нарушением валютного, таможенного и налогового законодательства осуществляется в безналичной форме благодаря банковским трансакциям и движению капитала по счетам. Согласно действующему законодательству, основным органом банковского регулирования и надзора является сам Банк России, которые долгие годы последовательно закрывал глаза на эту проблему.

Неудивительно, что руководство ЦБ РФ открещивалось от всякой критики в свой адрес и предпочитало делать вид, что ничего не происходит. Тот факт, что Сергей Игнатьев перед своим уходом решил напоследок громко хлопнуть дверью, говорит о том, что глупых людей в Центральном Банке и Правительстве не держат. По той же самой причине, по которой там не держат людей бедных и малообеспеченных.

В связи с этим у правоохранительных органов и, прежде всего, Следственного Комитета должны возникнуть вопросы к самими себе и, безусловно, к руководству Банка России. Однако, как показывает практика «борьбы с коррупцией», с высокой долей вероятности будут найдены стрелочники и «козлы отпущения» - чиновники среднего звена, а также предприниматели и банкиры, которые станут жертвами клановых разборок и борьбы за перераспределение финансовых потоков в России.




Ссылки

[1]

«Цепные псы кровавого режима» или Невнятное прозрение силовиков

http://communitarian.ru/novosti/politika/cepnye_psy_krovavogo_rezhima_ili_nevnyatnoe_prozrenie_silovikov_29052013/

[2]

Глава группировки «центробанковских» готов к ритуальной добычи крови банкиров. Ради удара по «силовикам»

http://communitarian.ru/novosti/ekonomika/glava_gruppirovki_centrobankovskih_gotov_k_ritualnoy_dobychi_krovi_bankirov_radi_udara_po_silovikam_21022013/

[3]

Американское движение «чаистов» требует от Путина разобраться с наркотрафиком премьера Медведева

http://communitarian.ru/publikacii/skrytaya_storona_vlasti/amerikanskoy_dvizhenie_chaistov_trebuet_ot_putina_razobratsya_s_narkotrafikom_premera_medvedeva_09032013/

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru