ПравдаИнформ: Напечатать статью

Трагедия сирийских конфессий: "В первую очередь люди здесь всегда считали себя сирийцами!"

Дата: 22.04.2013 19:54

Президент Сирии Башар Асад в ходе встречи с представителями политических партий Ливана заявил, что высоко ценит верность представителей армянской общины, не покинувших страну в период кризиса, сообщает ливанский еженедельник «Ас-Сафир».

Об этом Асад заявил, комментируя высказывание ливанского депутата Сулеймана Франжье о том, что «предательство получило широкое распространение в кругу сирийцев».

Президент Сирии подчеркнул, что сирийские армяне смогли установить крепкие связи с обществом, в котором они живут, став его неотъемлемой частью. «Амяне не оставил Ливана, когда он проходил через множество испытаний, и они не оставляют Сирию, несмотря на тяжелый кризис», - цитируют "Новости-Армения".

Президент заметил, что, несмотря на то, что армяне являются христианами, они смогли установить крепкие связи с мусульманским обществом, в котором живут и стали его неотъемлемой частью. Армяне не оставили Ливан, когда страна проходила через множество испытаний, и они не оставляют Сирии, несмотря на существующий кризис, что говорит о преданности армянского народа, подчеркнул сирийский лидер.

Армянская община в Сирии считается одной из мощнейших диаспоральных структур и до последнего времени насчитывала около 100 тыс. человек. Армяне играют значительную роль в социальной, политической и культурной жизни этой страны. По большей части армяне живут в Алеппо (свыше 60 тыс. человек), Дамаске, Латакии и других городах.

В результате напряженной военно-политической ситуации в Сирии начался отток армян на историческую родину. На данный момент свыше 6 тысяч сирийских армян нашли убежище в Армении.

Сирия находятся на 11 месте в списке стран с сильнейшими гонениями на христиан. Именно это следует из недавнего рейтинга некоммерческой организации Portes Ouvertes, в котором указаны 50 стран с самим активными преследованием христиан, а классификация опирается на понятие свободы вероисповедания, пишет журналист Athéna Tacet в статье "Les chrétiens de Syrie: ils étaient les premiers, seront-ils les derniers?" - "Сирийские христиане: они были первыми, будут ли последними?".

Сегодня сирийские христиане оказались посреди общественно-политической бури: некоторые хранят верность правительству Башара Асада в надежде гарантировать тем самым собственное выживание, тогда как другие отказались от предложенного им правительством оружия и встали на сторону Свободной сирийской армии.

Кроме того, многие из них стали беженцами в собственной стране или нашли прибежище в Турции, Иордании и Ливане.

Подобный раскол прекрасно иллюстрирует мысль о том, что сирийский конфликт носит не религиозный, а политический характер.

Дело в том, что еще до прихода к власти партии БААС 40 лет тому назад люди в первую очередь считали себя сирийцами, а не суннитами, алавитами, христианами или друзами. Поэтому поэт Адонис, которого многие считают одним из величайших арабских литераторов ХХ века ошибался, когда говорил, что эта революция «шла из мечетей».

Сирию нередко называют образцом религиозного разнообразия в регионе, а на христиан (они по большей части проживают в городских зонах) в стране приходится примерно 5-10% населения.

Сирийцы исторически не могут похвастаться единством и состоят примерно в дюжине различных церквей: одни поддерживают связи с Ватиканом, другие нет.

В общественно-политическом плане, те из них, у кого были возможности переехать за границу (в Ливан, Европейский Союз, США или Канаду), критикуют христианских лидеров Сирии за чрезмерную близость к правительству Башара Асада после двух лет кровопролития.

С 1970-х годов, при режиме Хафеза и Башара Асада (он опирался на панарабскую идеологию сирийского писателя и политика Мишеля Афлака) христианские сообщества жили в относительном спокойствии и терпимости, могли свободно следовать своим религиозным обрядам.

Хотя конфликт еще не вышел на уровень межрелигиозной борьбы, в нем уже обрисовалось несколько лагерей.

С одной стороны - алавитское правительство, его шиитские союзники и «Хезболла».

С другой — многочисленные сунниты из Свободной сирийской армии, которых поддерживают Саудовская Аравия, Турция, Катар и прочие государства Персидского залива.

В таких условиях у нас естественно возникает вопрос насчет будущего христианских сообществ в Сирии: будут ли они вынуждены покинуть обжитые места, как это случилось с их иракскими соседями в 2003 году?

Если рассмотреть общую политическую картину, где смешиваются религия, национализм и язык, христиане находятся в самом центре кризиса самосознания: их главный аргумент заключается в том, что принятый на их службах арамейский язык не только является одним из древнейших в Сирии, но и представляет собой главную форму культурного наследия страны.

Но как тогда примирить сохранение языка и древнего религиозного наследия с защитой политических и гражданских прав в стране в разгар гуманитарного кризиса?

Хотя многие ведут борьбу за свержение режима Башара Асада, существуют определенные опасения насчет дальнейшего развития событий.

Примеры Египта и Ирака говорят о том, что уход президента вовсе не обязательно означает установление демократии.

Экстремистские религиозные группы (состоят из иностранцев или сотрудничают с иностранными движениями), например, «Джабхат ан-Нусра», представляют угрозу для выживания христиан в Сирии и могут подтолкнуть их к тому, чтобы они покинули страну (в прошлом многие иракские христиане были вынуждены искать прибежище в Сирии).

Как бы то ни было, даже если текущая ситуация превратится в религиозный конфликт, в котором сойдутся экстремисты всех мастей, все равно остается надежда, что у них не получится так просто разрушить достижения тысячелетий религиозной терпимости, завершает свой комментарий Athéna Tacet.

70 тонн гуманитарной помощи для сирийского народа было собрано под руководством Русской православной церкви.

Сбор осуществляло Императорское православное палестинское общество при участии Русской Православной Церкви, пишет "Российская газета".

Вещи и продукты люди несли в Марфо-Мариинскую и Новоспасскую обителях, оптовые партии принимались на территории Российского православного университета и объектах, предоставленных префектурой Центрального административного округа столицы.

За две недели удалось собрать около 70 тонн груза, в том числе более двадцати тонн муки, сахара, соли, круп на сумму около миллиона рублей, около тридцати тонн медикаментов и перевязочных материалов.

На открытый счет для пожертвований было перечислено почти два с половиной миллиона рублей, еще около 750 тысяч рублей составили пожертвования от частных лиц, собранные в Марфо-Мариинской и Новоспасской обителях.

На эти средства будут приобретены медикаменты и медицинское оборудование для оказания первой помощи.

Гуманитарный груз передадут Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому и всего Востока Иоанну X, а также Верховному муфтию Сирии Ахмаду Бадр-эд-Дину Хассуну.

Самолет с первой партией помощи весом 1,6 тонны вылетел в Сирию в ночь на 14 апреля.

Вторая часть гуманитарного груза будет доставлена в Сирию 24 апреля двумя бортами МЧС.

Сильный взрыв разрушил церковь и монастырь отцов-капуцинов в сирийском городе Дейр-эз-Зор, в Месопотамии, сообщил католическому информационному агентству «Fides» настоятель вице-провинции Ордена капуцинов на Ближнем Востоке отец Тони Хаддад, опекающий братьев-монахов в Ливане и Сирии. Взрыв произошёл 15 апреля, передает "Радио Ватикана".

Это был единственный храм в городе Дейр-эз-Зор, до сих пор остававшийся почти нетронутым.

Пока не ясно, в результате чего он был разрушен. По некоторым версиям, в стене церкви была пробита брешь, и там укрылись боевики из оппозиции. Подразделения регулярной армии открыли огонь по храму, разрушая его. Однако существует также предположение о мощном взрыве заминированного автомобиля рядом с церковным комплексом.

С большой горечью о.Хаддад сказал, что «всё это плоды ненависти и осквернения. В этом районе не осталось больше христиан. В последние месяцы, учитывая критическую ситуацию, братья-капуцины, проживавшие в монастыре, покинули город Дейр-эз-Зор вместе с сёстрами-монахинями из Конгрегации Матери Терезы и десятком престарелых, о которых они заботились. До недавнего они были последними из оставшихся здесь католиков. Я благодарю Господа, - сказал отец-капуцин Тони Хаддад, - что оба брата живы и здоровы. Церковь из камней можно будет восстановить, когда на нашем Ближнем Востоке расцветёт весна мира».

Дейр-эз-Зор, город в восточной Сирии, находится за Евфратом, между Пальмирой и границей с Ираком.

«Братья из Ордена капуцинов находятся в этом городе с 30-х годов прошлого века, но на всём Ближнем Востоке мы служим гораздо дольше, - рассказал отец Тони. – В течение почти четырёх веков истории наша вице-провинция потерпела множество разрушений и гонений, однако она всегда воскресала, вместе с Воскресшим Христом».

Другая община монахов-капуцинов всё еще остаётся в городе Эс-Сувейда в юго-западной Сирии, - на данный момент по-прежнему спокойном. Здесь живут двое монахов из Ордена святого Франциска.

Сирийская Православная Церковь подтвердила, что её храмы пострадали во всех провинциях страны: в городах Харасте, Арбиле, Эс-Зибадане, Дарайе, Ракке, Алеппо и Дамаске.

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru