ПравдаИнформ: Напечатать статью

О коррупции в средних эшелонах власти

Дата: 09.04.2013 11:14

Григорий Болдырев на www.odnako.org 08 апреля 2013

В последний год в системе государственной власти начались существенные подвижки в руководящем составе и кадровые «чистки» особо наглых, зарвавшихся и не в меру жадных. Громкие скандалы случаются один за другим: Минсельхоз и Минобороны, руководящие фигуры регионального значения в областных правительствах, главках МВД и прокуратуры, теперь вот строители сочинского «олимпа» и Русгидро. Кажется, жёсткая рука президента взялась за ненасытных чиновников и пытается вернуть что-то из их глотки Родине. Но не стоит забывать, что хоть самые громкие коррупционные скандалы и гремят на федеральном уровне, подавляющее большинство коррупционных схем проходит на уровне субъектов федерации и в муниципалитетах.

Как это происходит, попробую пояснить на нехитром примере. Предположим, я – менеджер среднего звена в крупной компании. Пашу, как лошадь, знаю, что мой непосредственный начальник глупее меня, но его жена – дочь генерального, поэтому «подсидеть» его просто нереально. За последний месяц благодаря мне заключено сделок на 20 миллионов рублей, но я получаю зарплату 20 тысяч рублей. При этом я постоянно опасаюсь, что мой начальник меня уволит за опоздание на 10 минут, за «инакомыслие» или просто от зависти. Справедливо это по отношению ко мне? Думаю, нет. Совершенно естественно, что при таком раскладе у меня возникают мысли о том, «как бы заработать дополнительные деньги, используя своё служебное положение». Кому я могу сделать плохо? Компании? Я знаю, что генеральный ворует у акционеров в десятки раз больше. Подрядчикам? Так извините, я же их и подтягиваю, и они должны мне быть за это благодарны, что я выбрал именно их, а не кого-то другого. Клиенты? А им-то что, всё равно ценовую политику устанавливает рынок. Как результат, я провожу «волшебную» схему и получаю на руки ещё одну зарплату…

А теперь попробуйте перенести эту ситуацию на государственную структуру. Я – руководитель управления по отбору исполнителей министерства событий региона. Пашу, опять же, с утра и до поздней ночи, получаю 20 тысяч рублей плюс оплачиваемый отдых, министр и его замы на пенсию уходить не собираются, значит, повышение мне не светит. По телевизору постоянно показывают роскошную жизнь: как люди в деньгах купаются, на крутых машинах ездят и на острова летают. И мне тоже хочется. А с моей должностью на это не хватает и близко. Но я же парень не глупый, так? Придумываю схему: тут нужно одно мероприятие провести, а у меня как раз знакомый поставщик… Думаю, дальше объяснять не стоит.

У современного чиновничества нет абсолютно никаких стимулов для работы, кроме как финансового. Люди идут на работу в государственные комитеты лишь с одной целью – заработать на своём кресле. А молодёжь – выстроить карьеру к тому, чтобы сесть в кресло выше среднего и заработать потом, через несколько лет. При этом их абсолютно не волнуют методы заработка. Незаконно? Ну и что? Кому я делаю плохо? Не отщипну я – значит, этот же кусок отщипнёт мой начальник. Ведь бюджет – это весьма эфемерная структура. Вон люди миллиарды уводят в столице, а что я со своими ста тысячами?

Кроме того, мне, как госслужащему среднего звена, крайне непонятно, куда мы идём и зачем. На планёрке заветные цели государства не разъясняют, начальство хочет формальных плановых показателей, чтобы все до копейки, выделяемое на события в регионе, было израсходовано. При этом его абсолютно не волнует итоговый эффект от проводимых мероприятий, поскольку никто и никогда их не оценит и не сверит с прогнозом, поскольку его (прогноза) тоже нет и в помине.

А вообще-то чиновник-распорядитель, потративший, пусть и формально, «по целевому назначению» миллиона полтора рублей на проведение конференции с участием 50 человек, даже если он при этом ничего себе не взял, заслуживает особого внимания к своей работе с точки зрения эффективности таких стараний. Когда я вижу на сайте госзакупок такие вот перлы типа «Конференция по противодействию коррупции» на 50 человек за 1,5 млн рублей или награды «За развитие духовно-нравственных отношений» стоимостью 100 000 рублей за штуку, или бесконечные «Праздники прокисшей солянки», на которые реально приходит человек 100-200, а из бюджета на их подготовку уходит миллионов пять, я вспоминаю Пушкина и его «Пир во время чумы». Страна ещё не победила бедность, ещё не вышла на новый виток экономического развития, ещё не решены демографические, экологические и социальные проблемы, а мы позволяем себе такие растраты и всё время что-то празднуем…

Вы, уважаемый читатель, скорее всего, скажете мне следующее: «Ты Григорий конечно, молодец, что об этом пишешь, но где выход из ситуации?» Я попробую этот выход предложить.

Во-первых, госструктурам необходимо дать установку не на расход выделенных средств до последней копейки (иначе в следующем году будет выделено на эту сумму меньше), как это есть сейчас, а стимулировать распорядителей к экономии средств с соблюдением при этом заданных изначально критериев качества. Как стимулировать? Путём введения бонусов, как в наиболее эффективных коммерческих фирмах. А именно, сэкономил ты своему департаменту 30% средств – получи 5% от сэкономленных средств на себя и 5% на своих подчинённых. Да, не очень много, но зато законно. И не придётся трястись при проверке контрольной палаты за каждый завышенный в смете рублик.

Во-вторых, менталитет «чиновника» нужно перекраивать в менталитет «государственного служащего». Разница в том, что «государственный служащий» – это честь и достоинство, почёт и уважение. «Чиновник» работает ради освоения конкретной, закреплённой за ним строчки в бюджете. «Государственный служащий» – во благо страны и исполнения поставленных перед государством целей и задач, которые он знает так же, как офицер знает устав войсковой службы.

В-третьих, никто не отменял общественные советы при государственных органах, которые за последние четыре года прочно вошли в жизнь. Правда, функции их весьма ограничены. Необходимо законодательно закрепить за ними полномочия по общественному контролю за расходами министерств и ведомств, кто, сколько и зачем заказывает товаров и услуг. Они должны анализировать и согласовывать планы размещения государственного заказа с целью повышения эффективности реализации ведомственных целевых программ.

Однако главное – это заинтересованность самих граждан. Чтобы навести порядок в стране, нужно начать с себя.


ПравдаИнформ
https://trueinform.ru