ПравдаИнформ: Напечатать статью

Что вы хотели знать о нашей Арктике и нашей Антарктике. Разговор с полярником

Дата: 14.03.2013 14:54

Евгений Супер на www.odnako.org 14 марта 2013

Состоявшийся в прошлом году открытый конкурс «Роскосмоса» по набору кандидатов в космонавты собрал всего чуть более 200 желающих со всей страны (прошли отбор только семеро). Мы хорошо знаем имена телеведущих, певцов и олигархов. Мы не знаем, кто из наших соотечественников сейчас находится на космической орбите или на полярной станции.

И это чудовищно несправедливо. Знакомьтесь – Алексей Логинов, человек, побывавший на всех полюсах Земли.

– По первому образованию я моряк-радист, но не скажу, что с детства мечтал стать полярником. Скорее это произошло случайно. После окончания обучения в 2000 году работал по специальности на траулерах в Тихом океане. Потом, поддавшись веянию времени, перебрался с Камчатки в Москву, пытался заниматься бизнесом – не очень удачно...

В ноябре 2006 года Алексей в новостях увидел репортаж о том, как Научно-экспедиционное судно «Академик Фёдоров» (НЭС) готовится к отправке в арктическую экспедицию. Это и толкнуло его на решительные действия."

- На тот момент у меня были действующие документы для выхода в море, и я решил попытаться туда устроиться – уж очень он красивый.

Как стать полярником? Механизм такой же, как и во всех других профессиях – нужно написать резюме и подать заявку. Принимают заявки на сайте «Арктического и антарктического научно-исследовательского института» (ААНИИ). Алексей так и сделал, попутно обнаружив вакансию по профессии в антарктическую экспедицию.

Тот, кто хоть раз пытался устроиться на желанную работу, знает, как долго тянется ожидание ответа от работодателя. Алексей ждал до апреля 2007 года, а потом не выдержал и сам рванул в Питер в институт, чтобы получить, наконец, окончательный ответ. Там с ним особо не церемонились – хотите устроиться – подавайте заявку на сайте и ждите ответа в общем порядке.

– Я ответил на это, что подал её полгода назад. Тогда поинтересовались моей фамилией, сверились и сказали, что я уже нахожусь в предварительных списках.

Но это было только начало. Полярники, как и космонавты, иногда годами ожидают своего звёздного часа. Алексею пришлось ждать ещё около года и только в 2008 получилось отправиться на ст. Новолазаревская в составе 53-й Российской Антарктической экспедиции (РАЭ).

А дальше началась рутина, которую сам Алексей определил как «тяжёлая работа в экстремальных условиях».

– Работа интересная, местами опасная. Из 112 человек зимовочного состава погибло трое: Дмитрий Ломакин упал в трещину вместе с вездеходом во время похода со ст.Мирный на ст.Восток, один (имя, к сожалению, найти не удалось) сгорел во время пожара на ст.Прогресс, и у доктора анестезиолога ст.Мирный Алексея Малолеткина - не выдержало сердце.

Впрочем, в своей первой экспедиции Алексей провёл год (и ещё полтора месяца добирался по морю домой в Санкт-Петербург), и трудности его не остановили. Отдохнув три месяца, он отправился в новую – на этот раз в Арктику, в составе дрейфующей станции «Северный полюс-37»где провёл ещё год в суровых условиях Ледовитого океана.

Конечно же, невозможно было не спросить Алексея о том, достаточно ли внимания уделяет государство работе на полюсах.

– Честно говоря, когда я ходил в экспедицию, это больше похоже на сохранение результатов, достигнутых ещё во времена советских антарктических экспедиций. Концепции развития, полной, всеобъемлющей, по крайней мере, мне, как её участнику, видно не было. Постоянный недостаток финансирования. Из-за этого возникало (и, наверное, до сих пор возникает) много лишних сложностей. Не раз сталкивались и с простой непредусмотрительностью.

Например, при замене системы отопления в одном из зданий на ст. Новолазаревсая привезли новый бойлер, трубы, радиаторы, но забыли фиттинги – работа встала на год, а мне с коллегами пришлось немного померзнуть в пик холодов. Очень не хватает современной техники. Механикам за их героический труд на старых советских тягачах нужно ставить памятник при жизни. По сравнению с ними радист на станции – белый воротничок.

– У иностранцев есть чему поучиться. У них в части планирования всё куда лучше. Что же касается оснащения станций, за исключением техники, то мы с ними практически на одном уровне. Правда, есть несколько станций на концептуально другом уровне - Нермайер (Германия), Принцесса Элизабет (Бельгия), Скотт (США).

– В общем, вопросов много возникает и, это мое личное мнение, многое у нас делается не так как хотелось бы как раз из-за отсутствия общей концепции, недостатка финансирования, а то, что нужно кровь из носу, делается на героизме полярников. Надеюсь, что станет лучше, может быть, и сам когда-нибудь вернусь и буду делать – мысли есть.

– Сейчас, как мне кажется, главное не потерять то, что уже имеется. Это целиком зависит от политики государства, наука на втором плане. Надеюсь, в будущем они поменяются местами. Всё-таки и делается немало – при мне в 2009 году заложили Трешникова, а теперь он уже ушел в первый рейс, отстраивают Прогресс потихоньку, посмотрим.

"Поход на Восток". Фотография из архива Алексея Логинова

Добавим, что незадолго до нашего разговора пришли две хорошие новости из Антарктиды – на полярной станции Прогресс завершилось строительство нового современного зимовочного комплекса, а российские учёные сумели обнаружить в воде из реликтового озера Восток неизвестные ранее науке бактерии.

Кстати, некоторые считают, что эта работа не нужна стране вовсе и можно потратить деньги на более насущные вопросы. Послушаем полярника:

– Работа эта стране необходима. Тем более что у нас есть большие заделы. Например, две законсервированные станции, Русская и Ленинградская. Нужно понимать, что если мы откажемся от такой работы, то иностранные державы воспримут это с радостью. Они ни от чего отказываться не собираются. Наши же потомки в таком случае вспомнят нас недобрым словом, как глупцов или предателей.

Алексей не является сотрудником ААНИИ и потому после двух экспедиций взял паузу. Всё-таки работа полярника хоть и хорошо оплачивается, но сочетать её с личной жизнью крайне сложно. Верных спутниц, готовых ждать любимого из экспедиции больше года, найти теперь не проще, чем кандидата в космонавты.

– Я не думаю, что у нас уникальная ситуация. Отсутствие понятной концепции развития, кажется, характерно для многих направлений нашей политики и экономики. Наверное, это и есть главное препятствие на пути развития. Но думаю, что всё в конечном итоге сложится хорошо и жизнь сама заставит нас расставить верные приоритеты.

P.S. Алексей Логинов зарегистрирован на нашем сайте и готов ответить на вопросы читателей в комментариях.

Фотография из архива Алексея Логинова


ПравдаИнформ
https://trueinform.ru