ПравдаИнформ: Напечатать статью

Босфор - коровий брод преткновения

Дата: 09.02.2013 18:12

mikle1.livejournal.com

Имя проливу дали греки. Босфор означает «коровий брод». Только бродила там не простая корова. Чтобы спасти свою возлюбленную Ио от ревности жены, греческий громовержец превратил её в белоснежную корову. Спасаясь от слепней, Ио бросилась в воды, которые теперь и называют Босфором.

По данным Управления энергетической информации США, пролив является "одним из самых оживленных узких мест в мире" и "одним из самых сложных водных путей с точки зрения навигации". Аварийность здесь высока: 6 на 1 млн. транзитных миль против 3-х в Суэцком канале или 0,2 на Миссисипи. Что не удивительно. Сейчас в день в среднем проливами пользуются 136 судов, из них 27 – танкеры. Интенсивность движения превосходит Панамский канал в четыре раза, Суэцкий – в три раза. Добавьте к этому, что при прохождении танкеров и прочих опасных транспортов, встречное движение прекращается. Плюс ежедневные перевозки более 2-х млн. человек паромами с одного берега на другой, яхты, прогулочные суда...

1994 год трагедия в проливе Босфор. Танкер M/T Nassia, и балкер M/V Shipbroker, оба под кипрским флагом, столкнулись 13 марта 1994 года в проливе Босфор. 29 членов экипажей танкера и балкера погибли в результате столкновения, включая капитана балкера. Балкер выгорел полностью. Приблизительно 20000 тонн сырой легкой нефти российского происхождения вылилось в море. Пожар (судов и пятна, получившегося в результате разлива груза с Nassia) длился 4 суток 5 часов 40 минут и остановил все движение в проливе на это время.

Для Украины Босфор действительно стал узким местом. Без гарантированного пропуска газовозов строить терминал по приему сжиженного газа бессмысленно. А туркам нет смысла разрешать беспошлинный проход подобных судов, повышая риск аварий посреди 12-миллионного Стамбула (2 млн. живут прямо на берегах пролива). Им интереснее самим строить терминалы и проводить трубопроводы по своей территории. Да и претензии Украины на какие-то особые отношения раздражают Анкару (Киев выражал возмущение тем, что Турция дала разрешение на прокладку "Южного потока" в своих водах без консультаций с Украиной, ссылаясь именно на "особые отношения"). Как бы то ни было, Украина туркам не интересна – деньги они зарабатывают с Россией. Только русская нефть занимает 17% объемов транзита через проливы.

Самое же печальное, что достигнут максимум объемов транзита. Сегодня стоимость транзита через проливы от 4 до 8 долл. за тонну по сравнению с 40 долл. через Самсун-Джейхан, что и делает этот путь привлекательным. Каналы же в любом случае не справятся с увеличением мощности КТК /нефтепровод Тенгиз — Новороссийск/ до 67 млн. т. в год. А КТК в отличие от мечтаний Украины о сжиженном газе – это реальный поставщик, способный обеспечить нефтью и проливы, и обводные трубопроводы.

И последнее – почему рискован проход через проливы грузов с твердым графиком доставки (а для работы LNG-терминала это обязательное условие). Достижение пикового значения проходящих по проливам судов увеличивает риск простоев и срыва графиков поставок. К чему это приводит, можно посмотреть на примере "Транснефти", фрахтующей танкеры идущие через проливы.

По данным АК "Транснефть" (http://www.rbc.ru/companies/transneft.shtml), в настоящее время через проливы перевозится около 150 млн. т. нефти и около 105 млн. т. и нефтепродуктов. Выше нынешнего уровня "демередж" (сумма, уплачиваемая перевозчику или фрахтователю за сверхнормативный простой судна под погрузкой или разгрузкой) становится слишком велик.

Перспектива транспортировки нефти и нефтепродуктов через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. Ежегодно через проливы проходят около 50 тысяч судов, перевозится более 150 млн баррелей нефти, 4 млн. тонн сжиженного газа и 3 млн. тонн химических веществ.

В эту реальность планы Украины не вписываются. Что подтверждают недавние жалобы Азарова, в корне противоречащие прошлогодним заявлениям украинских политиков о том, что Турция согласна (на словах) пропускать 8 газовозов в сутки.

На встрече со специальным представителем государственного департамента США по энергетическим вопросам Карлосом Паскуалем премьер-министр Азаров заявил, что у Украины возникли "неожиданные" проблемы в ходе переговоров с Турцией по вопросу транзита через Босфор танкеров со сжиженным газом. По словам премьера, в связи с тем что Турция "не очень охотно" рассматривает этот вопрос, Киев начал "прорабатывать различные варианты", в частности строительство завода со стороны Средиземного моря в Турции.

Это еще один бред. Турция собирается строить свои терминалы, а Украина желает присоединиться. Непонятно чем. Денег на это нет, а туркам даже деньги не нужны – своих достаточно. В отличие от Украины и ЕС, там кризиса нет. Как и в России и прочих странах ТС, с которыми Турция охотно сотрудничает – ведь именно оттуда идут огромные и – главное – гарантированные деньги в виде нефти и газа.

И это только одна проблема из множества.

График: http://top.rbc.ru/economics/17/10/2012/674657.shtml

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru