ПравдаИнформ: Напечатать статью

Святой благоверный князь Александр Невский: исторические хроники

Дата: 27.01.2013 10:44

Святой благоверный к…

<:CAPTION:>

den-axa.livejournal.com

Князь Александр Ярославич (1220 — 14 ноября 1263), князь Новгородский, Переяславский, с 1249 – великий князь Киевский, с 1252 – великий князь Владимирский.

Военные победы, прославившие его как полководца, князь Александр одержал в молодом возрасте. Во время Невской битвы (1240 год) ему было около 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. За свою жизнь он не проиграл ни одного сражения.

Князь Александр Невский правил в один из самых страшных переломных периодов в истории Руси, когда речь шла о самом ее существовании, разрываемой на части с одной стороны немецкими рыцарями, с другой – Золотой Ордой. Под его правлением Русь сумела не только уцелеть и сохранить независимость, но и выйти из страшных потрясений сильным самостоятельным государством. Он принадлежит к числу тех великих людей, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила и предопределила ход русской истории.

Как государственный деятель Александр Невский прославился как дальновидный политик и выдающийся дипломат, умеющий обратить на свою сторону любых противников.

Как православный правитель Александр Невский широко распространил христианство в северных землях и открыл епархию Православной Церкви в самой Золотой Орде. При нем повсеместно строились храмы и православные монастыри.

Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена «Повесть о житии Александра Невского». Он канонизирован в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Память святого благоверного князя Александра Невского совершается 6 декабря и 12 сентября по новому стилю, перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Лавру 30 августа 1724 года.


Годы детства

Будущий великий правитель Руси родился в 1220 году, в городе Переяславле-Залесском, и был вторым сыном Ярослава Всеволодовича, в то время переяславского князя. Его мать Феодосия, была дочерью знаменитого торопецкого князя Мстислава Мстиславича Удалого.

Первый раз в Великий Новгород Александр попал еще младенцем зимой 1223 года, когда его отца пригласили на новгородское княжение. Однако правление оказалось недолгим: в конце того же года, рассорившись с новгородцами, князь Ярослав с семьей вернулся в Переяславль. «Вольный град – Великий Новгород» (так тогда его именовали в хрониках), звал сильного князя Северо-Восточной Руси только для защиты от внешних врагов, не собираясь допускать его к управлению городом. Когда князь начинал устанавливать в Новгороде свои порядки, горожане скоро ссорились с ним, и приглашали на княжение какого-нибудь южнорусского князя, не слишком досаждавшего им своими законами. Вновь князя Ярослава пригласили в Новгород в 1226 году. Спустя два года князь опять покинул город, но на этот раз оставил в нем в качестве князей своих сыновей — своего старшего сына девятилетнего Федора и восьмилетнего Александра. Вместе с братьями остались бояре Федор Данилович и княжеский тиун Яким. Им тоже не удалось совладать с новгородской «вольницей» и в феврале 1229 года пришлось бежать в Переяславль.

На короткое время в Новгороде утвердился князь Михаил Всеволодович Черниговский, будущий мученик за веру и святой. Но южнорусский князь, правивший отдаленным Черниговом, не мог защитить город от угрозы извне; к тому же в Новгороде начались жестокий голод и мор. В декабре 1230 года новгородцы в третий раз пригласили Ярослава. Тот спешно приехал в Новгород, заключил договор с новгородцами, но пробыл в городе лишь две недели и вернулся в Переяславль. На княжении в Новгороде вновь остались его сыновья Федор и Александр.


Новгородское княжение Александра

В январе 1231 года Александр стал именоваться новгородским князем, хотя реальная власть целиком оставалась в руках его отца. До 1233 года он правил вместе со своим старшим братом. Но в этом году Федор умер (его внезапная смерть случилась перед самой свадьбой, когда все уже было готово к свадебному пиру). Уже в те молодые годы 11-летний князь принимал участие в отцовских походах (в 1234 году под Юрьев, против ливонских немцев, и в том же году против литовцев). В 1236 году Ярослав Всеволодович стал великим князем киевским. С этого времени шестнадцатилетний Александр стал править Новгородом уже полностью самостоятельно.

Начало его княжения пришлось на страшную пору в истории Руси — нашествие монголо-татар. Полчища Батыя, обрушившегося зимой 1237/38 года на Русь, разрушили и сожгли крупнейшие ее города — Владимир, Суздаль, Рязань и другие. В сражениях погибли многие князья, в том числе дядя Александра великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и все его сыновья. Происшедшая катастрофа перевернула весь ход русской истории и предопределила его развитие от княжеств к единой нации. В становлении сильного русского государства огромную роль сыграл князь Александр Невский.

В те годы главная угроза исходила для Новгорода с запада. С самого начала XIII века новгородским князьям приходилось сдерживать натиск усиливавшегося Литовского государства. В 1239 году князь Александр строит укрепления по реке Шелони, защищая юго-западные рубежи своего княжества от литовских набегов. В том же году он женился на дочери полоцкого князя Брячислава Александры, своего союзника в борьбе с Литвой. Свадьбу устроили в Торопце — важном городе на русско-литовском пограничье, а повторный свадебный пир — в Новгороде.

Еще большую опасность для Новгорода представляло продвижение с запада немецких рыцарей-крестоносцев из Ливонского ордена Меченосцев (объединившегося в 1237 году с Тевтонским орденом), а с севера — Швеции, которая в первой половине XIII века усилила наступление на земли финского племя тавастов, традиционно входившие в сферу влияния новгородских князей. Известие о страшном Батыевом разгроме Руси стало знаком для правителей Швеции о нападении на Новгородское княжество.

Уже летом 1240 года шведское войско вторглось в новгородские пределы. Их корабли вошли в Неву и остановились у устья ее притока Ижоры. Шведское войско возглавлял знаменитый в будущем ярл Биргер, зять шведского короля Эрика Эриксона и многолетний правитель Швеции. По свидетельству летописи, шведы намеревались «захватить Ладогу, попросту же сказать и Новгород, и всю область Новгородскую».


«Не в силе Бог, но в правде!» Битва со шведами на Неве

Битва с многочисленным и хорошо вооруженным профессиональным шведским войском было первым серьезным испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью его выдержал, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Получив известия о вторжении, именно тогда Александр сказал ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде!»

Собрав небольшую дружину, новгородский князь не стал дожидаться помощи от отца и выступил в поход. По пути он соединился с ладожской дружиной и 15 июля внезапно напал на шведский лагерь. Битва закончилась полной победой русских. Новгородская летопись сообщает об огромных потерях со стороны противника: «И пало их многое множество; наполнили два корабля телами лучших мужей и пустили впереди себя по морю, а для прочих выкопали яму и побросали туда без числа».

Русские, по свидетельству той же летописи, потеряли всего 20 человек. Сохранился составленный в XV веке синодик новгородской церкви Святых Бориса и Глеба в Плотниках с упоминанием «княжих воевод, и новгородских воевод, и всех избиенных братии нашей», павших «на Неве от немец при великом князе Александре Ярославиче»; их память чтили в Новгороде и в XV, и в XVI веках, и позже. Благодаря блистательной победе Александра в Невской битве, захват Руси шведами со стороны запада был остановлен.

Житие Александра Невского особо выделяет подвиг шестерых «храбрецов» из полка Александра: Гаврилы Олексича, Сбыслава Якуновича, полочанина Якова, новгородца Миши, дружинника Савы из младшей дружины (подрубившего златоверхий королевский шатер) и Ратмира, погибшего в схватке. Рассказывает Житие и о чуде, совершенном во время битвы: на противоположной стороне Ижоры, где вовсе не было новгородцев, впоследствии нашли множество трупов павших врагов, которых поразил ангел Господень.

Эта победа принесла громкую славу двадцатилетнему князю. В ее честь он стал именоваться Невским.

Вскоре после победоносного возвращения Александр новгородцы снова рассорились со своим князем. Зимой 1240/41 года он вместе с матерью, женой и «своим двором» вынужден был уехать во Владимир, к отцу, а оттуда — «на княжение» в Переяславль. Без своего князя Новгород не смог остановить наступление еще одного страшного врага — крестоносцев. В год Невской победы рыцари в союзе с «чудью» (эстонцами) захватили город Изборск, а затем и Псков — важнейший форпост на западных рубежах Руси. На следующий год немцы вторглись в новгородские земли, взяли город Тесов на реке Луге и поставили крепость Копорье. Новгородцы обратились за помощью к Ярославу, прося его прислать сына. Ярослав сначала отправил к ним своего сына Андрея, младшего брата Невского, но после повторной просьбы новгородцев согласился снова отпустить Александра. В 1241 году Александр Невский вернулся в Новгород и был восторженно встречен жителями.


Ледовое побоище

В войне с рыцарями-крестоносцами Александр Невский действовал решительно и без всякого промедления. В этом же году Александр взял крепость Копорье. Немцев частью пленил, а частью отпустил домой, изменников же эстонцев и вожан повесил. На следующий год с новгородцами и суздальской дружиной своего брата Андрея Александр двинулся к Пскову. Город был взят без особого труда; немцы, бывшие в городе, перебиты или отосланы в качестве военной добычи в Новгород. Русские войска перешли в наступление и вступили в Эстонию. Однако в первом же столкновении с рыцарями сторожевой отряд потерпел поражение. Один из воевод, Домаш Твердиславич, был убит, многие взяты в плен, а уцелевшие бежали в полк к князю. Русским пришлось отступить. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера («на Узмени, у Вороньего камня») произошла битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище. Немцы и эстонцы, двигавшиеся клином (по-русски, «свиньей»), пробили передовой полк русских, но затем были окружены и полностью разбиты. «И гнались за ними, избивая, семь верст по льду», — свидетельствует летописец. Согласно Новгородской летописи, погибло бесчисленное множество «чуди» и 400 (в другом списке 500) немецких рыцарей, а 50 рыцарей попали в плен.

«И возвратился князь Александр с победою славною, — рассказывает Житие святого, — и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями»». Рассказ об этой битве имеется и в так называемой Ливонской рифмованной хронике конца XIII века.

Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгородского княжества, но и всей России. На льду Чудского озера была остановлена немецкая агрессия, ставившая целью захватить Новгород и все западные русские земли. После сокрушительной победы Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах.

Между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными, и возвращались все захваченные немцами русские территории. Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру: «Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу — от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили — готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите».


Битва с литовцами

На смену немецких захватчиков уже скоро пришли литовские. В 1245 году Александр Невский нанес им жестокое поражение в битвах у Торопца, под Зижичем и возле Усвята (недалеко от Витебска). Многие литовские князья были перебиты, а иные захвачены в плен. «Слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих, — рассказывает автор Жития. — И начали они с того времени бояться имени его». Так были прекращены на время и литовские набеги на Русь.

Известен еще один, более поздний поход Александра против шведов — в 1256 году. Он был предпринят в ответ на новую попытку шведов вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном, русском, берегу реки Наровы. К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси. Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики «побегоша за море». На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне. Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно: «И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли, и обратно возвратились в землю свою со множеством полона».

Но Александру пришлось воевать не только не только с Западом. Около 1251 года был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Тогда же Александр вел переговоры о женитьбе своего сына Василия на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона. Но из-за вторжения на Русь татар так называемой «Неврюевой рати»переговоры эти не увенчались успехом.

В последние годы жизни, между 1259 и 1262 годами, Александр от своего имени и от имени своего сына Дмитрия (провозглашенного в 1259 году новгородским князем) «со всеми новгородцы» заключил договор о торговле с «Готским берегом» (Готландом), Любеком и немецкими городами; этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и был долговечным (на него ссылались даже в 1420 году).

В войнах с западными захватчиками — немцами, шведами и литовцами — ярко проявился полководческий талант Александра Невского.


Отношения с Ордой

После смерти в 1246 году отца Александра великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, отравленного монголами в далеком Каракоруме, великокняжеский престол перешел к дяде Александра князю Святославу Всеволодовичу. Однако спустя год того сверг брат Александра Андрей. В 1247 году Андрей, а вслед за ним и Александр совершили поездку в Орду, к Батыю. Тот отправил их еще дальше, в Каракорум, столицу огромной Монгольской империи («к Кановичам», как говорили на Руси).

Братья вернулись на Русь лишь в декабре 1249 года. Андрей получил от татар ярлык на великокняжеский престол во Владимире, Александр же — Киев и «всю Русскую землю» (то есть Южную Русь). Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным стольным городом Руси.


Переговоры с папским престолом

Ко времени поездки Александра в Орду относятся его переговоры с папским престолом. Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом. В них глава Римской церкви предлагал русскому князю перейти под покровительство римского престола и принять церковную унию, за что обещал союз против татар.

Папские легаты не застали Александра в Новгороде. В ожидании предстоящей поездки «к Кановичам» Александр дал уклончивый ответ на предложения папы, рассчитанный на продолжение переговоров. Оба папских послания князь, вероятно, получил уже по возвращении из Монголии. К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада. Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам:

«Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«. Они же возвратились восвояси».

В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в переговоры с латинскими послами проявилась его воля и преданность Православной вере.

Так князь Александр избрал для себя путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вынужденного мира с Ордой.


Князь церкви воздвиг, города отстроил

В 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и был торжественно посажен на великокняжеский престол. После страшного Неврюева разорения, последовавшего за неудачным восстанием против татар его брата Андрея, бежавшего в Швецию, он стал восстанавливать разрушенный Владимир и другие русские города. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор его Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей.

laquo; Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке, — писал крупнейший историк Русского Зарубежья Г. В. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром».

Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Т. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения».

Исторической закономерностью политики Александра Невского стало то, что его наследники возродили могущество Руси и сбросили ненавистное ордынское иго.

В конце 1262 года Александр в четвертый (и последний) раз отправился в Орду. «Было в те времена насилие великое от иноверных, — рассказывает княжеское Житие, — гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к их царю (ордынскому хану Берке), чтобы отмолить людей своих от этой беды». В том же 1262 году в Ростове, Суздале и Ярославле вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани. И князь Александр должен был с помощью дипломатии избавить Русь от новой карательной экспедиции татар.


Последние дни великого князя Александра Ярославовича

Он убедил хана Берке не посылать войска на Русь, оставаясь в Орде заложником, где он пробыл целый год. Лишь осенью 1263 года, уже тяжело больным, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг (согласно поздним источникам, с именем Алексея) и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Новгородский летописец написал более точно: князь Александр «потрудился за Новгород и за всю Русскую землю».


Церковное почитание

Церковное почитание святого князя началось сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. Так прославил Бог угодника своего».

Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, впоследствии неоднократно дополненное. Канонизация князя Александра Невского состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся поместно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения».

о смерти святой благоверный князь Александр не оставлял забот о своей Родине и много раз являл помощь потомкам в самые переломные и драматические моменты русской истории: Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Невский предстал многим непосредственным участником Куликовской битвы, вдохновивляя их на победу. Он явился защитником русского войска во время битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы. Образ Александра Невского видели над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, царь Иван Грозный совершал молебен у раки с мощами Александра Невского, и во время молебна произошло чудо, явно ознаменовавшее грядущую победу. Как известно, после этого Казанское ханство было покорено и затем включено в состав русского государства.

Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, являли многочисленные чудеса, сведения о которых записывались монастырскими летописцами.

Новая страница в почитании святого и благоверного великого князя Александра Невского началась в XVIII веке, при императоре Петре Великом. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел при богослужении включить имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Царь Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя.

Победоносно закончив войну со шведами и турками, Петр приступил к задуманному.

11 августа 1723 года со всей подобающей торжественностью святые мощи князя Александра Невского вынесли из Рождественского монастыря Владимира; процессия направилась к Москве, а затем к Санкт-Петербургу; повсюду ее сопровождали молебны и толпы верующих. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года.

Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) император лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.

Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября).


Молитва святомy благовеpномy князю Александpy Hевскомy

Скоpый помощниче всех yсеpдно к тебе пpибегающих, и теплый наш пpед Господем пpедстателю, святый благовеpный великий княже Александpе! пpизpи милостивно на ны недостойныя, многими беззаконми непотpебны себе сотвоpившия, к pаце мощей твоих ныне пpитекающия и из глyбины дyши взывающия: ты в житии своем pевнитель и защитник пpавославныя веpы был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богy молитвами непоколебимы yтвеpди. Ты великое возложенное на тя слyжение тщательно пpоходил еси, и нас твоею помощию пpебывати коегождо, в неже пpизван есть, настави. Ты, победив полки сyпостатов, от пpеделов Российстих отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых вpагов низложи. Ты, оставив тленный венец цаpства земнаго, избpал еси безмолвное житие, и ныне, пpаведно венцем нетленным yвенчанный, на небесах цаpствyющи, исходатайствyй и нам, смиpенно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к вечномy Цаpствию Божию шествие неyклонное yстpой нам. Пpедстоя же со всеми святыми пpестолy Божию, молися о всех пpавославных зpистианах, да сохpанит их Господь Бог Своею благодатию в миpе, здpавии, долгоденствии и всяцем благополyчии в должайшая лета, да пpисно славим и благословим Бога, в Тpоице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Дyха, ныне и пpисно и во веки веков. Аминь.

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru