Оригинал «The Kiev Times» – thekievtimes.ua
Обозреватель Александр Роджерс о действиях Путина и правительства Украины.
Каждый раз, когда пытаются персонифицировать большую политику, это вызывает во мне недоумение и даже отторжение. Будь-то Обама, Янукович, Путин, Сталин, Наполеон или любой другой исторический персонаж – все они плоды определенной системы и могут действовать только в ее рамках.
Пока они удовлетворяют систему, вписываются в нее – хорошо. Когда начинают выходить за рамки – их свергают.
Президент Франции «социалист» Олланд продолжил грабительскую неоколониалистскую практику африканских войн, начатую его предшественниками, поскольку сложившаяся система требовала этого. И продолжает оставаться у власти, несмотря на рекордно низкие рейтинги поддержки среди населения Франции. Семья Януковича нарушила сложившийся ранее баланс интересов олигархии и внешних игроков – и получила обратную реакцию (или вы до сих пор думаете, что «народ сам вышел»?).
Это только в каких-то примитивных племенах или маленьких княжествах правители могут творить политику по своему произволу. И даже тогда они вынуждены оглядываться на ряд факторов, начиная с поддержки своей воинской элиты и заканчивая способностью соседей дать отпор зарвавшемуся самодуру.
А в больших системах, какими являются большие страны, выработка любых значимых решений – это результат не только коллективного творчества, но и большого количества различных согласований.
Например, Керри заявил, что Украина получит от США миллиард долларов помощи. Но оказалось, что это противоречит законодательству США, и они не смогут этого сделать. Точно также призывы некоторых персонажей срочно принять Украину в НАТО упираются в уставные документы этой организации, где как минимум три пункта прямо запрещают это делать.
В тех же США все значимые политические решения сначала формируются в различных исследовательских институтах (think tank), затем согласовываются с заинтересованными лоббистскими группами, и лишь затем выносятся на рассмотрение Сената, Конгресса или озвучиваются Государственным департаментом. Попутно в СМИ обязательно проводятся кампании по популяризации принимаемых решений.
Аналогично и в России нет никакой «политики Путина». Это оборот речи, который используют популистские политики или малограмотные политологи, но на самом деле все происходящее – это результат коллективных решений большой группы людей. Причем не чьего-то произвольного решения, а глубоко просчитанной и обоснованной линии поведения.
Даже если какие-то решения принимает сам Путин, то он делает это на основании докладов нескольких разведок, аналитики различных институтов, при наличии технико-экономического обоснования и соответствующей мотивации (включая определенное лобби).
Тот же Джордж Фридман, глава частной американской разведывательной службы «Стратфор», говорит о наличии в руководстве Российской Федерации как минимум двух принимающих решения группировок – условных «силовиков» и условных «цивилов». Причем все значимые решения принимаются путем согласования между этими группами.
Это можно видеть на примере того же вмешательства в Крыму. Это вовсе не было прихотью Путина, как некоторые пытаются показать.
Все это действо было тщательно спланировано и просчитано, причем сразу по множеству направлений: сама форма вмешательства, необходимое обеспечение, информационное, юридическое и дипломатическое сопровождение, контрмеры на возможные экономические санкции и так далее. Были найдены контакты на местах, проведены определенные переговоры (причем успешно), отработаны возможные варианты ответной реакции временного правительства в Киеве. Более того, правительство России умудрилось еще и заработать порядка 20 миллиардов долларов на возникшей на рынках краткосрочной панике. Разве это похоже на «самодурство Путина»?
И когда после этого кто-то заявляет, что «Путин сошел с ума», то это повод усомниться в адекватности говорящего. Лично я пока вижу стройное и последовательное разворачивание четкой и продуманной стратегии, где каждое действие просчитано и обосновано. А если кто-то этого не видит, то это не проблема стратегии — это проблема восприятия смотрящего.
Вот где на самом деле хаос и сумбур – так это в действиях киевского временного правительства. В действиях министров и чиновников нет никакой видимой системы, заявления «говорящих голов» постоянно противоречат друг другу (и осуществляемым действиям), министерства фактически неуправляемы, правительство не может взять под контроль ультраправые группировки, которые занимаются широким спектром бандитизма, начиная от рэкета и заканчивая ограблениями банков.
Более того, принимаемые решения никак не учитывают фактического состояния экономики, финансов, армии и органов правопорядка, реального отношения населения к происходящим процессам и прочих факторов. Временное правительство также не делает различения между риторикой своих западных партнеров и их реальными делами (которых попросту нет).
Самое страшное, что, похоже, они сами верят в развернутую ими пропагандистскую кампанию дезинформации, и на основании этого принимают решения. На ум невольно приходит аналогия с верой Адольфа Гитлера в особую роль 9-й армии под командованием Феликса Штайнера, когда он убедил себя, что плохо вооруженная и необученная группировка в 12-15 тысяч человек сможет остановить танковый прорыв Конева. Чем все это закончилось, все могут посмотреть в знаменитом эпизоде фильма «Бункер», который постоянно используют на YouTube для описания различных эпических неудач.
Как я всегда говорю, в поединке организаций побеждает более структурированная. Сравнивая слаженную и системную работу российской государственной машины с судорожными и истеричными дерганиями киевского временного правительства, сомневаться в результате не приходится.
И можно сколько угодно исходить злобой в комментариях, орать «Путин сошел с ума» и «России конец», но это все равно будет выглядеть как моська, которая лает на слона. А собаки лают, а караван идет.
Ту самую систему принятия управленческих решений в государстве, которую так любовно развивают у себя мировые страны-лидеры типа США, Великобритании, России и Китая, в Украине много лет последовательно уничтожали. И временное правительство даже не пытается привлекать к управлению текущим кризисом структуры типа Национального института стратегических исследований (НИСИ), разворачивать ситуационные центры или использовать иные системные и методологические шаги.
|