ГЕОСТРАТЕГ | t.me/geostrategrus/3892 , [03.09.2024 8:09]
Геополитические процессы ведут к пересмотру и разрушению привычных норм. Несколько десятилетий Турция пыталась извлечь пользу из своего расположения, упуская влияние развития технологий и общемировой связанности. Ранее монопольные маршруты и магистрали перестают такими быть. Долгие попытки Турции решать внешнеполитические вопросы за счет демонстрации гонора и амбиций подорвали силы, игнорирование внутренних проблем усугубило ситуацию.
В ближайшие годы внешние игроки, что использовали Турцию для сдерживания России и Ирана, перестанут представлять реальный вес на Ближнем Востоке, что приведёт к реальному запросу со стороны последних на уничтожение, распад Турции. Не будет никого, что мог и/или желал это предотвратить.
И, да, если не случится очень экстраординарных событий и турки смогут продолжать балансировать, то в 2027-2035 гг. одним из основных направлений политики русских и иранцев станет подрыв и разрушение Турции, realpolitik во всей красе….
Расширение и экспансия пассионарных, сильных и активных держав / этнических систем ведётся до растраты энергии, естественных границ или иных препятствий. В качестве последних могут выступать как сопоставимые по силе, так и менее мощные страны, что неспособны бросить прямой вызов и победить, но обладают возможностью и волей для блокирования дальнейшего чужого расширения. Потенциал таких стран не позволяет им выйти на новый уровень, а амбиции, гонор и исторические обиды мешают признать чужое первенство, найти формат для взаимовыгодного сотрудничества.
Даже в условиях временного ослабления соседней крупной державы, у данных стран-препятствий не хватает сил и ресурсов для качественного роста, получения лидерства. В качестве примера, подобными государствами в окружении России выступают Польша и Турция, в меньшей степени Япония. Создание и поддержка подобных стран-блокираторов является одним из любимых инструментов в парадигме «разделяй и властвуй», Украину активно готовили к подобной роли, недооценив скорость её деградации. Для Китая в ближайшие годы в качестве подобных ограничителей США / Запада готовили Японию, Южную Корею и Вьетнам.
Важной особенностью и признаком стран-блокираторов является их ориентация и опора на дальние внешние силы, в первую очередь морские державы. Последние всегда заинтересованы в максимальном ослаблении любого другого игрока, где бы он ни находился. Сдерживать сильного конкурента поясом лимитрофов не выйдет, а вот помочь выстоять стране-блокиратору, чтобы прервать дальнейшее расширение сферы влияния, идеальная стратегия. При отсутствии внешней поддержки, страна-препятствие довольно быстро потеряет своё положение, после чего будет уничтожена или очень серьезно ослаблена.
Стратегические задачи большой державы в отношении лежащих на её пути развития стран просты и понятны – разделение на несколько частей, желательно через гражданскую войну и конфликт, чтобы максимально затруднить воссоединение. К 2027-2030 гг. положение Турции станет очень тяжелым – внешняя поддержка исчезнет, а ближайшие сильные соседи будут заинтересованы во фрагментации и исчезновении этой страны (см. рисунок), субъектность политики осколков резко снизится, а значимая часть сил и энергии будет тратиться на междоусобицу.
Худшее, что может сделать страна-блокиратор – превратиться в марионетку, полностью подчинённую внешним силам территорию, когда чужая злая воля начинает полностью доминировать над национальными интересами. За последние сто лет Польша, Турция и Япония с трудом, но сохраняли баланс, действуя совместно с внешними силами, но не забывая о себе.
Крушение страны-блокиратора несет среднесрочные риски, так как в непосредственной близости может появиться очаг хаоса и анархии, с другой стороны, в долгосрочной перспективе открывается шанс на переформатирование, разделение и интеграцию отдельных осколков. Последнее требует времени, сил и ресурсов, что создаёт пространство для манёвра, даёт шанс на отсрочку, время на поиск дальних союзников.
В ближайшие 10-15 лет из-за распада мир-системы произойдет очень сильное снижение влияния внешних для Ближнего Востока игроков, заинтересованных в ограничении России и Ирана, в первую очередь речь идёт об англосаксах. Варианты для сохранности Турции в 30-е гг. ограничены и требуют: распада России, распада Ирана или сохранения доминирования англосаксов в мире. Исходя из текущих трендов, все три варианта маловероятны – мир-система распадается, а Россия и Иран очень хорошо подготовлены к грядущим событиям.
Альтернатива в виде демонстрации смирения, внешнего отказа от имперских амбиций на пару десятилетий могла бы сработать лишь при этнокультурной однородности страны. Япония три поколения терпит под властью США, Польша могла бы притвориться и выдержать, но Турция слишком неоднородна. Снижение внешнеполитических амбиций перестанет компенсировать внутренние проблемы, что приведёт к резкому росту сепаратизма, даже без активной внешней «помощи»:
• полиэтничный состав – турки составляют лишь около 40% населения, остальные – курды, крымские татары, черкесы-мухаджиры, крипто-греки / ромеи и др.;
• геополитическая усталость от неудач, различных сильных и противоречивых проектов: Тюркский каганат, Османская империя, Исламский мир и светская кемалистская республика;
• многолетний обостряющийся экономический кризис (низкий уровень науки и технологий, зависимая и ограниченная индустрия, дефицит производительных сил и т.д.), который переходит в социально-экономический;
• невозможность применить армию для решения проблем (ограничения России и Ирана, зависимость от западного ВПК).
За последние 20-25 лет проявления «имперских амбиций», далеко выходящих за пределы формальных границ, турки смогли испортить отношения буквально со всеми, начиная от Китая, регулярно выступая в роли защитника уйгур-мусульман, заканчивая арабскими республиками, претендуя на позицию старшего брата и покровителя, когда этого никто не просит.
Как только Россия и Иран решат свои первоочередные геополитические задачи, запустят проекты и создадут резервы для дальнейшей экспансии и развития, так тут же вспомнят о своём соседе. С высокой долей вероятности, капитулировать турки не захотят / не смогут, после чего начнётся игра на развал. Если процессы распада не будут идти самостоятельно, то в 2027-2035 гг. "помощь" во фрагментации будет в приоритете русских и персов.
Превращение территории Турции в часть Диких земель невыгодно России и Ирану, так как придётся самостоятельно ставить и держать границу от хаоса и миллионов беженцев. В этом случае оптимально будет провозглашение Курдистана, что будет много слабее, но сможет наводить порядок на своих землях. Проливы и Измир станут территорией ромеев / криптогреков, а остальная часть фрагментируется. Курдский сепаратизм для Тегерана во много раз менее проблематичен, чем тюркский, который всячески подогревала Анкара.
И, да, по мере развития трансконтинентального проекта «Север-Юг» (Россия – Иран – Индия / Африка), зависимость от пролива Босфор будет снижаться, а интерес к распаду Турции нарастать….
|