Александр Разуваев , Газета "Завтра" – zavtra.ru 25.03.2021, 11:51
Для Российской Федерации данная история однозначно плюс — цена на нефть выросла
Севший на мель в условиях сильнейшей песчаной бури и вставший поперек Суэцкого канала гигантский 400-метровый контейнеровоз Ever Given под флагом Панамы уже сутки перекрывает движение в обоих направлениях. В пробке застряли танкеры, на борту которых находится 10 млн баррелей сырой нефти, а это почти пятая часть ежедневных глобальных поставок. На новостях о блокировке канала фьючерсы на нефть подскочили больше чем на 5%.
Если говорить о России, то, исходя из стоимости нефти Urals около $60 за баррель, речь может идти об объемах на $160 млн. Через канал, открытый в 1869 году, проходит 10% мировой торговли и 9% перевозимой по морю нефти. Это самый быстрый морской путь для транспортировки ближневосточной нефти в Европу. Грузы можно перенаправить и через мыс Доброй Надежды на южной оконечности Африки, но тогда путь из портов Персидского залива, например, в Лондон увеличится вдвое.
Для Российской Федерации данная история однозначно плюс — цена на нефть выросла. Если освобождение канала затянется, то европейским и американским НПЗ придется временно искать новые источники сырья взамен ближневосточной нефти. Это может спровоцировать рост спроса на сорта из Мексиканского залива, Северного моря, России и Северной Африки.
Ну и, конечно, данная история доказала простую истину — чтобы глобальный товарообмен сохранял устойчивость, нужна логистическая альтернатива, которой может стать Северный морской путь. Благодаря СМП можно сэкономить до 13 дней в пути. При внедрении цифровых технологий появляется возможность проактивного управления рисками. Это особенно актуально в условиях пандемии COVID-19, когда все транспортные артерии должны работать ритмично, без неожиданных сбоев.
Логистика — новое конкурентное преимущество России вслед за вакциной от Covid-19. Мир меняется и, однозначно, в нашу пользу.
Раньше доля нефти из России в импорте США была 0,5%, теперь уже 7%, обратил внимание Bloomberg. CША импортируют около 7 млн баррелей черного золота в сутки, из России — примерно 0,5 млн баррелей. То есть, грубо говоря, США выплачивают России $30 млн в день.
Американский спрос серьёзно поддержал цены на российскую экспортную смесь Urals. Причина проста. США не вводили санкции на российскую нефть, но ввели на венесуэльскую — её больше нельзя покупать. И теперь американские НПЗ вынуждены заменять ее на российскую, потому что им требуется мазут, чтобы делать бензин.
Обычная рыночная история. Холодная война и геополитика сами собой, а нефтяной обед по расписанию. Данный факт, конечно, имеет особое значение в контексте отношений США с Германией и Европой. США вводят санкции на строительство "Северного потока-2" и настаивают, чтобы Европа, в первую очередь Германия, меньше покупала российский газ, но при этом сами наращивают закупки российских энергоносителей. Проблемы немецких индейцев американского шерифа не волнуют.
Александр Разуваев
|