Дмитрий Скворцов , «Альтернатива» – alternatio.org 01.01.2020
Признание т.н. «Святейшей церкви Украины» («СЦУ») стамбульским Экуменическим патриархатом (ЭП) требует безотлагательного вынесения анафемы Варфоломею и его епископату[1]. Это поместным церквам, оставшимся вне общения с украинскими самозванцами, вменяют в обязанность каноны Церкви, по которым только помолившиеся с еретиками и раскольниками подлежат отлучению от церкви. Иначе вирусом неканоничности будет заражена вся церковь земная, ведь молившиеся с молившимися также попадают под анафему.
Но лукавые греки отвечают: какие же «СЦУ» еретики, если Экуменический патриарх Варфоломей сначала признал их каноническими, а потом уж служил с ними. «Значит, не с самозванцами молился». Хорошо, вынесем за скобки эту манипуляцию (ведь само признание «СЦУ» Варфоломеем попрало целый ряд канонов[2], и мы это также уже разобрали[3]). Но не преступали ли Правила Святых апостолов фанарские «законники» в отношениях с украинскими самосвятами до 2018 года? Когда раскольниками признавал их сам Варфоломей[4].
С корабля на бал сатаны
В мае 1992 года новоназначенный Госдепом Варфоломей принял главу так называемой «Украинской автокефальной православной церкви» («УАПЦ») с его «епископами».
И тем сразу попал под статью об анафеме, согласно 2-му правилу Антиохийского собора:
«Да не будет позволено иметь общение с отлученными и принимать в одной церкви тех, которых не принимают в собрании другой церкви. Если же кто-либо из епископов, или пресвитеров, или кто-либо из клира будет в общении с отлученными, то да будет и сам вне общения как нарушающий церковное правило».
Начало же общения Варфоломея с изверженным в том же месяце архиерейским собором УПЦ (МП) Михаилом Антоновичем Денисенко (тогда ещё — до полного отлучения от Церкви в 1997 г. — сохранявшим право на монашеское имя Филарет) аккурат подпадает под 37-е правило Лаодикийского собора: «Не должно принимать праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков».
Ведь отправившись после создания «Украинской православной церкви — Киевского патриархата» («УПЦ-КП») за благословением в Стамбул, Филарет прихватил с собой в качестве подношения бесценную панагию XII в. (подаренную, кстати, киевской кафедре тогда ещё Царьградом). Благословения только стамбульский патриарх новому «киевскому митрополиту» тогда не дал ещё (не начинать же работу в новой должности с межцерковного скандала), но подарок принял.
Как бы там ни было, но радость общения состоялось, за что Варфоломей, не успев как следует усесться на турецкоподданном престоле, сразу попал под отлучение и согласно 4 пр. Антиохийского собора:
«Всех состоящих в общении [с изверженными] следует отлучать от Церкви, особенно если они, зная решение, вынесенное против вышеуказанных лиц, дерзнут иметь с ними общение».
Неудовлетворённый итогами визита в Стамбул, старый политикан Филарет принялся[5] сколачивать из болгарского[6], македонского и черногорского[7] расколов некий «интернационал», «параллельный» Вселенскому православию. Это не могло не внести напряжённость в отношениях между Архондонисом (фамилия Варфоломея) и Денисенкой. Поэтому, Стамбул переключился на признание «УАПЦ». В 1995 г. ЭП сгрёб в свою юрисдикцию диаспорные ошмётки этой антиканонической структуры. И тем, по большому счёту, ещё тогда поставил под вопрос собственную каноничность. Ведь приняв без покаяния весь этот сброд «в сущем сане», не придал им свойство Церкви, а потерял собственную каноничность.
Самоубийства ЭП, впрочем, предпочли «не заметить в Москве в ответ на заверения Варфоломея, что американскими приходами «украинских автокефалов» всё и закончится. «В 1995 году в юрисдикцию Константинополя были приняты украинские раскольнические общины в США и странах диаспоры, — напоминал[8] в 2018 г. синод РПЦ Стамбулу. — В том же году Патриарх Константинопольский Варфоломей письменно дал обещание Патриарху Алексию, что принятые общины не будут “сотрудничать или иметь общение с иными украинскими раскольническими группировками”. Заверения в том, что представители украинского епископата Константинопольского Патриархата не будут вступать в контакт и сослужить с раскольниками, не были выполнены». Более того, в 2000 г. Фанар установил контроль и над украинской частью «автокефалов»: «Всеукраинский собор УАПЦ», в котором принял участие американский «митрополит» ЭП Баган, избрал последнего духовным опекуном «УАПЦ»[8]. Что, разумеется, предполагало молитвенное общение.
В том же году «архиепископ УПЦ ЭП в США Майданский» принимал участие в похоронах «патриарха УАПЦ» Яремы и совершал о нем заупокойную молитву. Потом, правда, просил прощения[9] у митрополита Львовского Августина. Случилось это после того, как последний — председатель Синодальной богословской комиссии УПЦ (МП) — «поставил на вид Константинопольскому архиерею его неканоническое поведение». Да и сам Варфоломей заверял[10] патриарха Московского Алексия II, что всячески выговаривал своему американскому «архиепископу». Но, как мы увидим, на самом деле не пресекал его молитвенное общение с украинскими раскольниками.
Скажи мне, кто твой брат…
К этому времени Архондонис с Денисенкой «разрулили ситуацию». Первый пообещал второму, что начнёт процесс признания «УПЦ-КП», второй же отдал бразды тёрок с черногорскими и македонскими самозванцами.
И вот в июне 2001 г. в резиденции Экуменического патриарха состоялась встреча «Смешанной комиссии для изучения путей достижения единства Православной церкви в Украине», состоящей из представителей «УПЦ КП» и «УАПЦ», а также «митрополита УПЦ ЭП в США» Багана (того самого, которого за «канонические нарушения» в это же самое время якобы строго отчитывал Варфоломей). «Участников встречи принял Экуменический патриарх Варфоломей, а ее результатом стало подписание договоренностей («Συμφωνητικών») о будущем объединении УПЦ КП и УАПЦ в одну церковную структуру», — открылось[11] на «научно»-практической конференции «Константинопольский Патриархат в истории Украины» только в 2016 г.
Впрочем, и в нулевых уже один из виднейших идеологов Экуменического патриархата митр. Пергамский Зизулис заявлял, что «УПЦ-КП и УАПЦ — наши киевские братья». Когда же представители РПЦ выразили недоумение таким «братством» с разрушителями Церкви, на Фанаре не придумали лучшее «оправдание» попрания тысячелетних канонов Церкви, как «мы же не можем им отказать, если они к нам обращаются, они к нам едут — мы их должны принимать». Представляете! «Должны» даже! Потому как, видите ли, «едут»… А вот правила Святых апостолов чтить как раз не должны. Потому что… «эти каноны и апостольские правила устарели, что их никто не соблюдает». Так, в конце концов, отмахнулся фанарский митрополит Мелитон, когда митрополит Одесский Агафангел заставил[12] признать его, что «представители Константинопольского Патриархата приветствовали раскольников лобзанием, как православных епископов».
Но если «каноны устарели», то какие вообще могут быть претензии к «Экуменическому патриархату» в связи с принятием под свой омофор украинских автофекалов в 1990 г. (в Канаде), 1995 г. (в США) и 2018 г. («СЦУ» на Украине, по уставу подчиняющаяся Стамбулу). «УАПЦ» ведь, когда образовывала в 1921 г. своё «священноначалие» не епископским рукоположением, а возложением друг на друга рук членов подконтрольной НКВД Всеукраинской церковной рады, то тоже объявляла[13], что «подавляющее большинство канонов является продуктом мировоззрения VIII-IX веков, и поэтому они не могут удовлетворить XX век».
Очевидно, одного этого достаточно, чтобы констатировать самоотлучение Экуменического патриархата от Церкви. Вот и в прошлогоднем заявлении Священного синода РПЦ от 15 октября 2018 г. говорилось[14]: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими "епископами" и "клириками", посягательство на чужие канонические уделы…— все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля». Но сказав, наконец, в 2018 г. «Азъ», Русская церковь так и не поставила «Херъ».
Поэтому пойдём дальше в рассмотрении эпизодов, которые, будем надеяться, послужат всё же отягощающими обстоятельствами в вынесении окончательного вердикта на предстоящем архиерейском соборе РПЦ.
«Молитвы» нечестивых
В июне 2006 г. на «литургии» под руководством «архиепископа Львовского УАПЦ Макария Малетича» (будущего предстоятеля данной конторы) Майданский молился уже вместе с будущим экзархом ЭП на Украине «епископом Иларионом Рудником». Архиепископ Львовский и Галицкий Августин (тот самый, пред которым в 2000 году Майданский лицемерно каялся) рассказывал[9], как был «смущен и поражен» тем, что гости из ЭП нашли нужным хотя бы уведомить его как канонического архиерея Львовской епархии о своем приезде, а вместо этого «посетили раскольников, молились на их службе»: «Это небратское поведение. Более того, это явное нарушение священных канонов православной церкви».
Владыка Августин, несомненно, прежде всего, имел в виду 45 апостольское правило:
«Епископ, пресвитер, или диакон, только молившийся с еретиками, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, как служителям Церкви, то да будет извержен».
Об отлучении за молитвенное общение с изверженными и отлученными говорят также правила 10 и 11 святых Апостолов, а также 32-е и 33-е правила Лаодикийского собора.
В том же 2006 году те же почётные гости из ЭП присутствовали на «соборах» «УПЦ-КП» и «УАПЦ». На что обращал внимание[15] руководитель ОВЦС УПЦ (МП) митрополит Митрофан: «Поездки представителей Константинопольского патриархата на Украину совершаются за спиной Предстоятеля канонической Украинской Православной Церкви… Константинополю нужно действовать открыто… Его политика должна быть прозрачной, а позиция — известна верующему народу». Чтобы верующему народу стало известно, добавим и то, как «безнадёжно устарела в XX веке» и заповедь трехтысячелетней давности «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» из первой же строки» Псалтири.
И всё же благодаря протестам Московской патриархии и Киевской митрополии, контакты ЭП с украинскими самочинными сборищами в первой половине нулевых «подморозились». Варфоломей, казалось, переключился на общение с «епископатом» т.н. Македонского раскола и с основателем[16] т.н. «Российской истинно-православной церкви». Поэтому старый интриган Денисенко вновь приступил к изысканию рычагов принуждения Стамбула к диалогу. Он потихоньку стал «откусывать» приходы УПЦ (ЭП) в США[17]. И к осени 2006 г. Фанар резко вспомнил — не поверите — о канонах. «Такие действия являются нарушением Церковных Канонов» — призвала[18] следовать канонам всего такого каноничного-каноничного «Филарета» Консистория УПЦ (ЭП) в США. При этом намекнув[19] на готовность возвратиться к обсуждению «насущного» вопроса: «Если бы время, израсходованное на вмешательство в дела УПЦ в США и в других государствах, было использовано на честное усилие прийти к действительному единству Церкви в Украине, то ситуация там была бы теперь иной и что, возможно, Мировое Православие имело бы более положительное отношение к автокефалии в Украине».
Дмитрий Скворцов, специально для alternatio.org
Источник alternatio.org/articles/articles/item/76782-obstoyatelstva-otyagchayuschie-prigovor-varfolomeyu 01.01.2020
Ссылки
|