Андрей Полунин , «Свободная пресса» – svpressa.ru 21.10.2019, 14:16
Планы инвестиций в отечественную экономику погубит необходимость банального латания дыр
Андрей Полунин
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
В Фонде национального благосостояния (ФНБ) накопился примерно 1 трлн. рублей сверх оговоренного в законе семипроцентного порога. Теперь эти средства будут инвестированы в экономику РФ в 2020—2022 годы — правительство до конца текущего года соберет портфель проектов. Об этом 19 октября заявил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов в кулуарах ежегодной встречи Всемирного банка и МВФ в Вашингтоне.
По его словам, решения о конкретных объемах ежегодно будут приниматься совместно с Банком России. «Иначе, если мы этот 1 трлн. в один год „выпулим“, это сразу окажет влияние на курс — ЦБ перестанет думать о смягчении денежно-кредитной политики. И наоборот, если скажем, что мы первый год 100 млрд руб., а потом все остальное, то у них будут больше руки развязаны с точки зрения политики по ставке», — объяснил Силуанов.
Структурной мерой для ускорения экономики правительство считает и программу приватизации.
Прекрасно, что кабмин печется о вложениях в отечественную экономику, а не только о скупке US treasuries. Только вполне может статься, что на самом деле и эти наши инвестпроекты закончатся пшиком, а пресловутый триллион будет в значительной степени разворован.
Доказательство тому — судьба транспортного коридора ЕС-КНР. В мае 2015 года президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин договорились развивать проект новой скоростной автодороги — международного транспортного коридора Европа-Западный Китай (МТК ЕЗК). Трасса протяженностью более 8,4 тыс. км к 2023 году, как планируется, должна позволить грузоперевозчикам серьезно экономить время в пути.
Пока, как известно, львиная доля грузоперевозок между Китаем и Европой осуществляется морем через Суэцкий канал. Протяженность маршрута составляет примерно 24 тыс. км, а доставка груза занимает от 40 до 50 суток. Новая автомагистраль позволит сократить время в пути до 10 суток.
Российские регионы, в свою очередь, получат новую транспортную артерию, которая простимулирует экономический рост и развитие российских территорий.
Казалось бы — за этот проект нам нужно держаться обеими руками! Но нет. Буквально до последнего момента Минфин, Минэкономразвития и Минтранс спорили: прокладывать ли новую, но баснословно дорогую дорогу Москва-Казань, или же просто реконструировать старую трассу М7 за меньшие деньги. Только в сентябре 2019 года в правительстве смогли прийти к компромиссу.
Согласно новому плану, до 2024 года будет построена трасса от Москвы через Владимир до Арзамаса (350 километров и 185 миллиардов рублей) и сделан обход Казани (140 километров и около 180 миллиардов рублей). Строительство центрального участка магистрали предлагается отложить, а высвободившиеся средства частично направить на реконструкцию М7 от Нижнего Новгорода до Казани (около 50 миллиардов рублей). В итоге сроки реализации проекта сдвигаются на 2027 год.
Между тем, пока наши чиновники не могут договориться между собой, Китай и Казахстан уже полностью закончили свои участки будущей супертрассы. 15 октября об этом заявил заместитель премьера, министр финансов Казахстана Алихан Смаилов. Он отметил, что теперь стороны ждут[1] только Россию. Для понимания ситуации: Китаю в рамках проекта пришлось проложить 3,4 тысячи километров трассы — и он их без лишней болтовни проложил.
А вот отставшей России партнерам придется ждать долго. И проблема не только в низком качестве российского госуправления, но и в коррупции.
Так, в августе сотрудники правоохранительных органов Липецкой области обнаружили схему, с помощью которой местные чиновники пытались украсть деньги у компаний, которые выкупают в шести регионах России земли под строительство частной автомагистрали «Меридиан» между Казахстаном и Белоруссией (официально признана ответвлением трассы Шанхай-Гамбург). По предварительной версии, чиновники, используя инсайдерскую информацию, передавали участки из госсобственности подконтрольным фирмам, чтобы затем получить деньги от продажи земли инвесторам.
А ведь это — только начало. Украсть еще можно на более тонком слое щебня, на зауженном на несколько сантиметров дорожном полотне — на подобных уловках наши чиновники «собаку съели». То есть, построили себе дворцы на Рублевке.
Так что судите сами, куда уйдет 1 трлн. рублей из ФНБ, если его инвестируют в достройку МТК ЕЗК. Или в другой, внешне разумный и достойный, инвестроект.
— В России масса направлений, куда можно инвестировать, и прежде всего это инфраструктура, — считает председатель Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — У нас огромная дыра в инфраструктуре — недоинвестирование, которое копилось десятки лет. В нашей стране устарела и транспортная инфраструктура, и энергетическая, наше оборудование на грани безопасности, а сфера ЖКХ требует вложений на десятки триллионов рублей.
То есть, у нас потребность ресурсов внутри собственной страны колоссальная. И возможности для инвестирования также колоссальные. У нас всего много — земли, полезных ископаемых, леса, пресной воды — во все можно вкладывать. Тем не менее, мы видим полное отсутствие инвестиций уже многие годы.
Так происходит не только из-за низкого качества госуправления. Просто члены кабмина непублично считают, что инвестиции — ни к чему. У них нет желания создать работающую схему экономики.
Для наших министров использование части средств внутри собственной страны — это обуза. Силуанов говорит об инвестициях, как будто идет на жертву.
— Можно ли, вложив триллион рублей, «разогнать» экономику России?
— Триллион рублей — звучит красиво, но это не так много. Тем более, речь о финансировании на три года. Я, кстати, не уверен, что триллион вообще наберется. Силуанов рассказывает об инвестиционных планах с оговорками: если к концу года в ФНБ наберется сверх семипроцентного барьера 1,7 трлн. рублей, правительство 15−20% от этой суммы будет использовать на инвестиции. И не только внутри страны, но и на кредитование экспорта.
Силуанов просто предполагает, что дальше денег станет больше, и тогда получится искомый триллион. Но пока более-менее твердо можно говорить всего о 300 млрд. инвестиций на 2020 год. А дальше легко может возникнуть ситуация, при которой все разговоры об инвестициях закончатся сами собой.
— Что это за ситуация?
— Есть огромная вероятность, что в реальности ФНБ расти не будет. Например, так произойдет, если снизится цена на нефть — а это случится почти наверняка. Или же если возникнут новые расходы бюджета — возрастет транш в Пенсионный фонд, или возникнет необходимость закрыть различные отложенные расходы, вроде обратного акциза нефтяникам. В итоге, почти наверняка расходы бюджета окажутся выше, чем в нынешних проектировках. И тогда средства на пополнение ФНБ не будут поступать вообще, либо окажутся очень небольшими.
Таким образом, очень быстро размер ФНБ снова снизится до «неприкосновенных» 7% ВВП. И окажется, что инвестирование из ФНБ снова надо прекращать. Не случайно тот же Силуанов заявлял, что, если грянет мировой кризис, наше экономика продержится три года благодаря средствам ФНБ.
— Когда в экономике могут начаться сложности?
— Не исключено, что уже в конце 2019 года. Тогда, повторюсь, разговоры об инвестициях закончатся, едва успев начаться. И это — очень вероятный сценарий. Думаю, внутренне Силуанов считает, что вариант «дожития» в условиях трудностей — наиболее реальный сценарий. Раз так, инвестиционные планы можно обсуждать постольку-поскольку. Лишь бы хоть чем-то занять общественное внимание.
— Показательно, что мерой ускорения экономики кабмин считает приватизацию, — отмечает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — В сентябре, напомню, Минфин предлагал включить в план приватизации на 2020−2022 годы крупнейшие госактивы: «Первый канал», «Аэрофлот», РЖД, «Зарубежнефть», Государственную транспортную лизинговую компанию. Я поэтому могу предположить, что состояние наших государственных финансов неудовлетворительное. Нужны, видимо, деньги для решения срочных проблем — чтобы удержать более-менее стабильную ситуацию в стране.
Да, правительство могло бы зарабатывать, развивая отечественное производство или внедряя новые технологии. Но решение принимается другое: самые доходные отрасли распродать.
На мой взгляд, кабмину плевать на инвестиции и на их эффективность. Ему срочно нужны деньги — и точка. Андрей Полунин
Оригинал svpressa.ru/economy/article/246900/ 21.10.2019, 14:16
|