В Осаке произошло что-то особенное глобального характера. Этому что-то началось истеричное глупое сопротивление в виде протестных акций в Москве, поджогов тайги и главное - уничтожения российской подводной лодки с моряками. Силы страновиков Штатов могущественны. Но новая связка сил более могущественна.
США боятся, что Россия и Китай заключат военный союз. Потому и военного давления нет.
Контуры нового мира
jpgazeta.ru/aleksandr-rodzhers-konturyi-novogo-mira/ 31.07.2019, 12:30 (01.08.2019, 13:17)
Владимир Путин в интервью «Financial Times» констатировал (не предрёк, не провозгласил, не декларировал, а именно констатировал), что либеральная идея себя исчерпала (Владимир Путин: либеральная идея себя изжила). То есть фактически зафиксировал смерть старого миропорядка.
Теперь, как говорят в таких случаях американцы (Джордж Фридман, глава частной разведки «Стратфор» особенно любит это выражение), нужно установить «новую нормальность». То есть определить архитектуру и правила новой эры.
Хазин предположил, что на G20 как раз «большая тройка» устроила нечто типа новой Ялтинской конференции, пытаясь определить очертания этой самой «новой нормальности».
Лично я думаю, что Путин и Си уже давно эту архитектуру расписали на двоих. Осталось только убедить остальных, что нужно принять именно предлагаемую ими конфигурацию.
Самое сложное – это заставить смириться с новым миропорядком гегемона старого – США. Поэтому Трампа в Осаке обрабатывали и Си, и Путин, по очереди.
В принципе Трамп в некоторых вещах действительно разделяет те же взгляды, что и российский и китайский лидеры (например, понимает важность реального производства для экономики или придерживается традиционных сексуальных предпочтений). Но поезд американской промышленности давно ушёл, и с этим фактом ему смириться очень тяжело. И его внутристрановые элиты ещё живут иллюзиями прошедших дней и активно отказываются принимать происходящие изменения.
Как гласит одна из стратагем «Искусства войны» Сун Цзы, «Лучшая победа – это разрушить планы противника». США не смогли разрушить планы России и Китая, когда они были слабы, а теперь Москва и Пекин небрежно разрушают планы Вашингтона по Венесуэле, Ирану и другим ключевым точкам.
Поэтому Трампа будут дожимать. И, как промежуточный результат, мы видим, что новых тарифов против Китая не вводят, наезд на «Хуавэй» почти сошёл на нет, да и по другим направлениям американская агрессия быстро сдувается.
А вот с Мэй никто и не собирался ни о чём договариваться. Она, конечно, что-то там крякнула про «российскую агрессию», но на вопли хромой утки никто не обратил внимания. Всё равно дальше вести дела уже не с ней, а с новым премьер-министром.
Впрочем, всё это чисто констатационная часть. А я видел достаточно много комментариев с вопросами типа «Старый мир заканчивается. А каким же будет новый?».
И пока я не видел попыток ответить на этот вопрос. Поэтому попробую сделать это сам.
Идеологию нового мира я уже попробовал сформулировать в прошлом году в «Соборности общей судьбы».
1. Взаимовыгодное сотрудничество вместо колониального ограбления. Игры с ненулевой суммой вместо игр с нулевой суммой.
У России и Китая нет проблемы «маленького члена», как это сформулировал Джордж Карлин, который утверждал, что англосаксам нужно постоянно кого-то нагибать и бомбить, потому что они комплексуют из-за слишком маленького размера. У нас с размером всё в порядке (это и по карте видно). Самые злобные обычно маленькие собачки.
Поэтому наша идеология всегда была «места много, все поместимся» и «живи и дай жить другим».
2. «Физическая» ориентация экономики.
То есть возврат к фундаментальным принципам, изложенным тем же Адамом Смитом в виде «Процветают производящие народы». Не спекулятивный, а производственный характер экономики.
Ведь именно нездоровая чрезмерная зацикленность США на фондовых рынках является одной из ключевых проблем их экономики, ведущих к краху.
И даже концентрация больших запасов физического золота Россией и Китаем указывают на эту ориентацию на физические активы. Если у США доллар обеспечен бумажками, то рубль и юань – реальными ценностями.
3. Доминированию доллара приходит конец.
В пятёрке крупнейших банков мира четыре китайских и лишь на пятом месте американский.
Нефть всё больше торгуют не за доллары (уже больше 40% мировой торговли). Всё больше стран переходят на расчёты в национальных валютах, а также начинают использовать альтернативные (независимые от англосаксов) платёжные и банковские системы.
Многочисленные примеры этого я уже приводил в предыдущих публикациях.
4. Fair play. Честная игра по правилам.
Это англосаксы деградировали настолько, что уже не могут побеждать даже по правилам, которые сами ранее установили. И поэтому вынуждены их постоянно нарушать.
А ни у России, ни у Китая такой необходимости нет. Мы можем и выигрываем даже в рамках правил. Именно поэтому неукоснительно настаиваем на их соблюдении.
Хотя сами правила международной политики, безусловно, будут существенно меняться, ограничивая ранее существовавший англосаксонский произвол.
5. В экономике, судя по действиям как китайских, так и российских властей, будет усиливаться влияние государства. И развиваться такая форма, как государственно-частное сотрудничество (в том числе со смешанной формой собственности).
Подобные модели, в том числе, когда-то создали японское экономическое чудо. А сейчас демонстрируют свою эффективность и в Китае, и у нас.
Хотя, возможно, это тоже некая переходная форма организации экономики (как в своё время была НЭП).
Примерно такими, в первом приближении, я вижу контуры формируемой «новой нормальности».
Соборность Общей Судьбы
jpgazeta.ru/aleksandr-rodzhers-sobornost-obshhey-sudbyi/ 23.10.2018, 12:48
Спастись в одиночку невозможно. Отсидеться в бункерах и анклавах не получится. Мы или вместе погибнем, или вместе совершим восхождение.
От континентальных империй — к Империуму Человечества
Гармония, синергия, бифуркация, резонанс
Так уж сложилось в моей жизни, что среди философских поисков ответов на вопросы жизни меня всегда больше всего интересовало несколько.
1. Как людям жить вместе? (Это вопрос прошлого, моих учителей, старшего поколения, который они так и не смогли решить – но продолжают пытаться).
2. Как создать жизнеспособный синтез восточной и западной философии, общий базис? (Это вопрос настоящего, мой личный вопрос).
3. Как нам прийти к Единому Планетарному Человечеству? (Это вопрос будущего, вопрос моих детей).
И, перейдя через рубеж сорокалетия, я внезапно понял, что у всех этих трёх вопросов общий ответ. Который можно выразить одной фразой:
Соборность общей судьбы
Соборность – как христианское (а точнее православное, потому что католицизм и протестантизм его лишены) понятие, разработанное русским философом Алексеем Хомяковым и развитое затем в работах Соловьёва, Федорова, Флоренского, Бердяева и ряда других русских философов и/или богословов.
Сообщество общей судьбы – разработанная и продвигаемая китайским лидером Си Цзиньпинем идеология вовлечения разных народов в единое общежитие, единую мир-систему, альтернативную западной/империалистической, построенной на угнетении и грабеже одних стран и народов другими.
Я не буду вдаваться в теологические тонкости понятия «соборности», там их очень много. Достаточно того, что это понятие подразумевает невозможность индивидуального спасения.
То есть ты или пытаешься вытащить до своего уровня праведности и всех окружающих, или не видать тебе рая. Полная противоположность протестантизму, где «ты себе копишь денежку, чтобы доказать, что боженька любит тебя больше других, а на всех остальных наплевать».
Для православного соборность является частью Никейского символа веры «Верую во святую, соборную и апостольскую церковь».
Соборность (по Хомякову) – это целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствует древнерусскому понятию «лад» и неразрывно связано с общинной жизнью русского народа.
Думаю, что следующей степенью развития этой идеи является идея Планетарного Человечества. То, о чём пели «The Beatles» в своих песнях «Yellow Submarine» и «Imagine»: Мы все живём в жёлтой подводной лодке (на планете Земля). И у нас, человечества, общая судьба.
Никакие элитарные или «мальтузианские» теории не работают. Нельзя сохранять высокий уровень развития элит при сознательном отуплении масс. Сегодняшняя очевидная и бесспорная деградация британских и американских элит это однозначно подтверждает. И об этом в середине прошлого века писал в своих романах наш выдающийся (возможно, самый великий) писатель Иван Ефремов.
Это то же самое, что говорит Си Цзиньпин своей концепцией общей судьбы – мы разные, но судьба у нас общая.
Это является последовательным развитием идей Мао Цзедуна о «Байхуа юньдун»: пусть расцветают сотни цветов, пусть соперничают сотни школ. Единство в многообразии.
«Континентальные» концепция соборности и концепция сообщества общей судьбы прямо противоречат «островному» империалистическому принципу процветания за счёт грабежа других стран и народов. Россия и Китай – континентальные империи (как и Германия или Индия), и наше сегодняшнее противостояние островным англосаксонским империям Великобритании и США не случайно, а концептуально и закономерно. Именно поэтому с Китаем мы друг друга понимаем и можем договориться, а с англосаксами – нет.
Мир, сосуществование, общежитие и сотрудничество против войны, грабежа и разбоя. Англосакс несёт набеги, нарко – и работорговлю, насилие и грабежи. И русский, и китаец несут цивилизацию и культуру. Китай всех (даже своих манчжурских завоевателей) делает китайцами, Россия всех (даже немецких наёмников) делает русскими. Мы не делим и угнетаем, мы кооптируем и объединяем.
Коммунизм, безусловно и несомненно, коммунизм. Но на ещё более глубинном и целостном уровне понимания, чем у Мора, Оуэна и Маркса. Не экономическом, а философском и ценностном, на грани религиозности.
Мы, человечество
Мы, человечество, или выйдем на новый уровень развития (как технологического, так и ментально-духовного), совершив прорыв к звёздам, или необратимо истощим природные ресурсы, загадим планету и скатимся в новое средневековье и дикость, на этот раз навсегда. Человечество стоит на перепутье. И это выбор не индивидуальный, а общий.
Потому что в одиночку спастись невозможно. Отсидеться в бункерах и анклавах не получится. Мы или погибнем вместе, или совершим восхождение вместе.
В этом и заключается Соборность Общей Судьбы.
|