Павел Дульман, «Российская газета»
Предоставление Константинопольским патриархом автокефального статуса раскольническому и не признаваемому в мировом православии Киевскому патриархату (УПЦ КП) — это объявленная провокация, после которой на Украине откроется кровавая бездна, и мировому православию придется определяться, с кем оно — верными христианами или лишенными благодати торговцами
| |
Читатели далекие от церкви, а равно незнакомые с историей Украины и судьбами местного православия, могут недоумевать: чем же так опасно признание патриархом Варфоломеем УПЦ КП. В конце концов, ничего же страшного не случится, если в семью православных поместных церквей «первый среди равных» пропишет и УПЦ КП, говорят они. Ведь кроме этой «церкви», более походящей на националистическую тоталитарную секту, на этой же территории до определенной поры уживались греко-католическая церковь, подчиненная Ватикану, и такая же непризнанная Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), которой приказным порядком предоставил «автокефалию» Симон Петлюра. И все вместе они как будто не мешали единственной канонической и самой массовой Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) — самоуправляемой, но неотъемлемой части русского православия.
Таким читателям придется напомнить, что религиозные войны начинают не пастыри, а политики, и что холодная религиозная война на Украине ведется как раз с момента появления Киевского патриархата — в 1992 году, на постперестроечной волне украинского национализма, и в этой войне уже льется кровь. Сейчас, когда на Украине идет открытый гражданский конфликт, религиозная война гарантированно перейдет в горячую фазу. По сути, эта война уже объявлена канонической церкви и ее прихожанам президентом Петром Порошенко, и стоящим за его спиной «киевским патриархом» — преданным анафеме бывшим пастырем РПЦ Филаретом, в миру — Михаилом Денисенко. Ими уже написан ее сценарий, и его ключевой пункт — передача в собственность новоявленной «единой украинской поместной православной церкви» трех из пяти русских православных лавр, расположенных на территории Украины: Киево-Печерской лавры — главной и древнейшей святыни православия, где похоронены русские святые и государственные деятели, включая Петра Столыпина; расположенной на западе Украины Почаевско-Успенской лавры; и находящейся сегодня «в зоне АТО» Святогорской Успенской лавры.
Можно вообразить, как эта война начнется, и для этого нужно понять нюансы. Дело в том, что юридической собственности — охраняемой законом и правоохранительными органами — Киевская митрополия (УПЦ МП) на Украине не имеет. Несмотря на то, что православные иерархи ходатайствовали перед всеми украинскими президентами о признании церкви на законодательном уровне юридическим лицом, даже демонстративно набожный завсегдатай Афона Виктор Янукович оставил ее «общественной организацией», и потому все храмы и монастыри де-юре остаются «собственностью общин». Каковой коллизией уже двадцать шесть лет пользуются раскольники и униаты.
Это происходит так: в условном селе, где есть церковь УПЦ МП, появляется «батюшка от Филарета» с группой боевиков. Они избивают прихожан и отца-настоятеля, выгоняют их из храма и объявляют себя единственно верной «общиной». Местные власти и правоохранители — из страха или корысти — стыдливо закрывают глаза на то, как храм переходит в собственность УПЦ КП. За время украинской независимости — а эта практика началась сразу в 1992 году — православная церковь потеряла уже более трех тысяч храмов, жертвами погромщиков-раскольников стали десятки священников и прихожан.
С признанием раскольников Константинопольским патриархом Варфаломеем, эта практика уже на следующий день будет масштабирована с сельских церквей на православные святыни. Боевики-националисты уже заходили с битами на территорию Киево-Печерской лавры, старейший русский монастырь постоянно находится в их осаде, и раскольники «на официальном уровне» издевательски требуют передать им часть территории, упирая на то, что их «церковь» признана государственной, и имеет право на свою долю собственности. Так говорит лжепатриарх Филарет и «пан президент». После получения обещанного Порошенко томоса они уже на следующий день начнут силой брать «свое». И найдутся те, кто будет биться с ними насмерть, и будет кровь, и будут новые русские святые мученики.
Последние слова — не преувеличение. Украинские неонацисты, зачастую не имеющие к православию и в принципе к вере ни малейшего отношения, не скрывают своих кровавых планов в социальных сетях, а зачастую обещают убивать «московских попов» и публично, в периферийных СМИ. Близкие к власти, считающиеся респектабельными телеканалы и издания, в свою очередь всячески поощряют их наступательный порыв, а журналисты и публичные политики, взывающие к разуму и миру, считаны по пальцам одной руки. Атмосферу ненависти изо всех сил нагнетает и президент Порошенко: в своей последней парадной речи ко Дню Независимости он объявил УПЦ МП врагом Украины и «имперским наследием». И даже пообещал во имя свободы и демократических ценностей освободить подотчетную территорию от «церкви, которая освящает гибридную войну, которая день и ночь молится за русскую власть и за войско». Последний крестный ход УПЦ МП, собравший почти двести тысяч человек, киевские СМИ объявили «заговором агрессора», а все его участники признаны «наймитами Москвы». Иными словами, машина неонацистской пропаганды уже искрит от ненависти к каноническому православию, и к религиозной войне — неравной, потому что на стороне погромщиков будет стоять разросшаяся как раковая опухоль репрессивная система государства Украина — как кажется, все готово.
Война будет неравной вдвойне, потому что на сегодняшний день даже статистически каноническая и раскольническая церкви находятся в разных весовых категориях. В 2015 году, уже после государственного переворота, департамент в делах религий и национальностей минкульта Украины опубликовал показательную цифирь: количество религиозных общин УПЦ МП — 12241, а УПЦ КП — 4783 (из них более 3 тысяч, напомним, были захвачены); количество монастырей и монахов — 207 и 4869, против 62 и 221, соответственно. Но, игнорирующий объективную реальность, и рассчитывающий только на милитаристскую риторику и информационную изоляцию Украины, верховный главнокомандующий религиозной войны Петр Порошенко ждет только сигнал от Вселенского патриарха Варфаломея.
Понимает ли 78-летний патриарх Варфаломей, чем обернется его признание анафемы и расстриги Филарета своим братом, и значит — сообщником, неизвестно. На этот вопрос в православной сотериологии ответа нет, зато можно делать предположения в сфере политики и финансов. Пока украинские президенты придерживались «многовекторной» внешней политики, балансируя между Москвой, Брюсселем и Вашингтоном — а такой стратегии придерживались с оговорками все, от Кравчука до Януковича — Варфаломей, возможно скрепя сердце, вежливо игнорировал недвусмысленные намеки о признании Филарета, приобретшие форму прямого коммерческого предложения в устах Виктора Ющенко в 2008 году. Поощрять раскол он опасался, но и категорически порицать отказывался. После кровавой «революции достоинства» и поворота Киева на путь «европейской и атлантической интеграции» перед политиком Варфаломеем — по паспорту Димитрисом Архондонисом, выпускником католической школы, гражданином Турции, живущим от доходов нескольких общин в США и Канаде — открылось окно возможностей. Многомиллионная — сугубо в теории — паства, плюс — расширение реального, а не символического влияния в мировом православии, плюс — регулярные, гарантированные Филаретом и Порошенко, доходы, позволяющие дополнительно расшить золотом патриаршие одеяния. И это помимо предсмертного статуса уже не первого среди равных, а своего рода «папы константинопольского», чья власть все равно распространяется не дальше стамбульского микрорайона Фанар.
Показательными и сатирическими выглядят в этой связи торги между Филаретом и Варфаломеем за окончательную формулировку автокефалии. Известно, что Денисенко еще с 1991 года бредит патриаршей митрой, и главное для него — гордеца, вора, прелюбодея и клятвопреступника — статус украинского первосвященника. Вот только по формуле, предлагаемой Варфаломеем, он останется лишь митрополитом, экзархом, но не патриархом, и прибытие в Киев двух североамериканских ревизоров-посланников выглядит как крах всех его себялюбивых мечтаний.
Причем интерес Филарета здесь расходится с целями Петра Порошенко, видящего автокефалию — в любом виде — составляющей своего успеха на президентских выборах, и готового Варфаломею за это платить сейчас, на месте, наличностью, но, как всегда — не без собственной выгоды. Как сообщили в июле украинские СМИ, еще в апреле, сразу после публичного обнародования идеи об автокефалии, Порошенко собрал с приближенных бизнесменов 25 миллионов долларов в качестве платы вселенскому патриарху «за томос». Однако при личной встрече передал Варфаломею только 10 миллионов, о каковой недостаче тому позже стало известно. Поэтому обиженный в лучших чувствах вселенский патриарх отменил свой визит в Киев на празднование 1030-летия Крещения Руси 27 июля, прислав стандартную делегацию. После такого показательного жеста Порошенко вернул «первому среди равных» присвоенные 15 миллионов долларов, о чем сообщили украинским СМИ «информированные источники», и только после этого процесс перешел от деклараций к живому обсуждению.
Барахтанье Варфаломея, Порошенко и Филарета в деньгах, интригах и амбициях может вызывать только смех, если бы коллективная гордыня этих трех, бесконечно далеких от Бога персонажей, не предвещал в ближайшее будущее новые трагедии, смерти и раскол мирового православия. Надежда на то, что они вспомнят Слово Божье и ужаснутся перед открытой ими самим адской бездной, к сожалению, невелика. Деньги, злобы и гордыня застят им небеса.
Павел Дульман, «Российская газета»
rg.ru/2018/09/11/zachem-poroshenko-kupil-avtokefaliiu-dlia-raskolnicheskoj-cerkvi-na-ukraine.html
Зачем Порошенко купил автокефалию для раскольнической церкви на Украине — Российская газета
11.09.2018, 14:42
|