ПравдаИнформ: Напечатать статью

О классиках, современной литературе, талантах и любви к чтению

Дата: 10.07.2024 10:50

ВОЕНКОР МАРАТ ХАЙРУЛЛИН | t.me/voenkorkhayrullin/2883 , [10.07.2024 9:30]

О классиках, современной литературе, талантах и любви к чтению

Разгорелась нешуточная дискуссия вокруг списка ремейков – кого переснимать, кого экранизировать. Первая эмоция, конечно, от этого списка – бессилие.

Перечень фильмов для создания ремейков

В Союз кинематографистов РФ поступило письмо от Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ, в котором содержатся предложения Министерства просвещения РФ от 28.06.2024 № АЗ-1397/06 по экранизации исторических произведений в целях производства художественных фильмов для детей и юношества, способствующих сохранению исторической памяти и формированию патриотизма.

Этот список – суть творческой импотенции, постигшей нашу литературу и кинематограф. Вот ведь беда, неожиданно образовался спрос на настоящее, искреннее, честное, а свежих произведений нет. Ведь понятно, что хорошее кино начинается с хорошего сценария, с хорошего литературного произведения, которые не написали…
А бюджеты надо осваивать, вот киноделам и подкинули ориентиры. Ну хоть так. Но надежды, что из хороших произведений они смогут состряпать сносный сценарий, фильм и заставить современную публику плакать – все меньше.
Даже если делать кино по классике, надо любить и понимать ее. Потому что классика прошлых лет – это отражение той эпохи, она вписана в контекст своего времени. И чтобы ее адаптировать современному зрителю, нужно быть очень талантливым человеком. Как Михалков («Неоконченная пьеса для механического пианино») или Рязанов («Служебный роман»), оба фильма были сняты в 1977 году.
Иначе провал…

Я, честно говоря, вообще не представляю, как сегодня можно переснять историю Павки Корчагина, как его вписать в современную реальность, чтобы зритель понял. Он жизнь положил за будущее коммунистическое счастье своего народа, но разве такие ориентиры возможно внушить нашим детям.
Но получается, что трудности современной адаптации пугают сценаристов и писателей меньше, чем создание талантливых произведений о наших днях. И это при большом государственном запросе на патриотизм. Почему?
Ответ, с одной стороны, достаточно простой – талантливые люди на дороге не валяются, и по щелчку пальцев очень трудно их всех перестроить. Тридцать лет была востребована (условно) компрадорско-либеральная тема, а тут вдруг надо снова любить и восхищаться Родиной.

Если брать классиков советского периода, наше государство много лет скрупулезно выращивало новую генерацию творцов. Например, 25 летний фронтовик Юрий Бондарев сначала поступил в Литературный институт, учился, между прочим, в мастерской Константина Паустовского, а потом в 1970-м появился тот самый «Горячий снег».
Государство искало таланты, шлифовало долгие годы, а потом собирало соответствующий урожай. Иными словами, если проецировать на сегодняшний день – будущие Бондаревы и Астафьевы еще воюют. При условии, что государство их сейчас найдет и целенаправленно начнет выращивать, результат стоит ждать через пару десятков лет.
Но и то, если идти по стопам советской эпохи. Однако, как ни банально это звучит, времена сейчас другие, и советский опыт повторить в любом случае не удастся. И это самая большая проблема.
Или, если не проблема, то основная объективная трудность, которую надо преодолеть самостоятельно любому начинающему писателю, чтобы пробить свою дорогу к читателю. О чем я говорю?

Сегодня сразу несколько писательских объединений вдруг начали публично жаловаться на издательства, как коллективно, так и в частном порядке. Мол, нехорошие, не публикуют их, потому что тайно поддерживают либеральную повесточку (понятно же, заговор), а они, писатели, за Родину.
Дорогие читатели, а вы задумывались, зачем вообще сегодня писатели объединяются у нас во всякие союзы. С какой целью? И вообще, зачем нужны издательства или книжные магазины во времена Валбериса и социальных сетей.
Все просто: если у тебя хорошая книга, ты сам продаешь ее напрямую и спокойно живешь дальше. Более того, классная книга сегодня – это очень востребованный товар.
Читателей меньше не стало, их реально стало в разы больше. Но читатель стал очень требовательным и искушенным, и чтобы он купил твою персональную книгу, надо реально ее хорошо написать.
Халтура уже не проходит. Халтуру еще можно впарить через книжные магазины, растворив в общей массе, снабдив яркой обложкой. Но только один, максимум два раза, и писателю-халтурщику не прожить на эти крохи.
А свою собственную устойчивую читательскую аудиторию на такой литературе не создашь.

Здесь надо писать так, чтобы твоими романами и повестями зачитывались, ждали с нетерпением.

То есть все элементарно, чтобы быть успешным писателем сегодня, нужно быть талантливым, много работать и по максимуму выкладываться в каждой книге.
Неплохой литературы сейчас немало, но люди не читают, потому что, прежде всего, не волнует, не вызывает эмоций.
Времени у современного читателя на чтение не так много, он в телеграмме регулярно и в ВК. А там эмоции, чувства, переживания. И писателю, написавшему даже неплохое произведение, надо конкурировать за время своего читателя вот со всем этим.
Книга сегодня это не просто лакшери, это особый знак интеллектуального отличия. Представляете, человек после трудового дня разгреб, наконец, дела, отбился от детей и родных, включил любимый торшер и открыл книжку – это для современного человека само по себе подвиг.
Не в смартфон залезть, не в компьютер или телевизор, а почитать книгу. Захватывающую, удивительно, на которую не жалко потратить свое драгоценное время.
Вот так надо сегодня писать. Это вам не времена Достоевского и Толстого, когда по вечерам от скуки на стену лезли. Сегодня такие вот требования к литературному труду.
Если писатель соответствует, ему не нужны будут ни творческие союзы, ни государственная поддержка, ни издательства, ни книжные магазины. Нужны только читатели. Вот альфа и омега.

Вспомните, когда автора Гарри Потера попытались отменить, она просто плюнула и организовала собственный книжный магазин у себя на сайте. И вообще не парилась.
Подводя итог, еще раз хочу подчеркнуть: с одной стороны, писатель, да и любой творческий человек сегодня испытывает огромную конкуренцию – много всего производится творческого. А с другой, современные писатели живут в счастливые времена – не надо зависеть ни от издательств, ни от магазинов. Посредников между ними и читателем нет.
Можно наслаждаться абсолютной творческой свободой и служить своей музе и аудитории. Условия для творческой работы писателям сегодня созданы. И поэтому хорошие писатели будут со временем появляться. Обязательно.

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru