Георгий Лучников , Ульяна Злобина , Денис Рудометов , «Украина.ру» – ukraina.ru 23.12.2019, 12:46
© Nord Stream 2 / Axel Schmidt
Георгий Лучников , Ульяна Злобина , Денис Рудометов
После подписания оборонного бюджета США на 2020 год, в котором вводится механизм санкций против компаний, которые строят подводную часть «Северного потока-2», швейцарская компания-подрядчик Allseas официально объявила об остановке работ. Парадоксально, но это может пойти на пользу России
В субботу, 21 декабря, швейцарская компания Allseas, суда которой осуществляли прокладку труб по дну Балтийского моря для газопровода «Северный поток-2», официально заявила об остановке работ.
«Во исполнение оборонного бюджета США (National Defense Authorization Act, NDAA) компания Allseas приостановила работы по прокладке газопровода Nord Stream 2. Компания будет действовать в соответствии с положениями о сворачивании работ, предусмотренных этим проектом», — говорилось в сообщении компании.
Таким образом, швейцарцы признали, что остановка работы осуществлена в связи с началом санкций США относительно российского газопровода. За несколько часов до появления заявления Allseas президент США Дональд Трамп подписал американский оборонный бюджет, который и вводил механизм против компаний, задействованных в строительстве подводной части «Северного потока-2». При этом проект оборонного бюджета предусматривал, что те компании, которые добровольно выйдут из российского инфраструктурного проекта, не подвергнутся санкциям.
Издание Украина.ру[1] разбиралось, какие последствия решение швейцарцев будет иметь для «Северного потока-2», для американо-российских отношений и для России в целом.
Мотивы швейцарцев и будущее «Северного потока-2»
Решение швейцарских судовладельцев оправданно с экономической точки зрения, уверяют все опрошенные изданием Украина.ру[1] российские эксперты.
«Политического подтекста нет. Чисто опасения, что санкции просто разорят компанию», — комментирует политолог Ростислав Ищенко шаг Allseas.
Аналогичной точки зрения придерживается и политолог Армен Гаспарян.
«Это сугубо экономическая причина, во-первых. Компания, насколько я знаю, взяла в данный момент тайм-аут, они хотят узнать точно, что же написано в этом решении США по санкциям. Потому что там больно расплывчатые формулировки, и даже некоторые американские издания не очень понимают, как этот момент будет реализовываться на практике», — отметил эксперт в комментарии изданию Украина.ру[1].
Сейчас достройка «Северного потока-2» застопорилась. У России есть выход из сложившейся ситуации. Так, для завершения строительства могло бы использоваться находящееся поблизости российское судно «Фортуна». Оно менее скоростное, чем швейцарские суда, и может укладывать около 1 км в день. Однако в водах Дании разрешено использовать суда с динамическим позиционированием. Оно было у суден Allseas, но его нет у «Фортуны».
Впрочем, у России такое судно есть — это «Академик Черский». Однако сейчас он находится на Дальнем Востоке, и его путь к берегам Дании может занять около двух месяцев.
В общем, работа по прокладке «Северного потока-2» затормозится. Но не прекратится. В последнем уверены все опрошенные изданием Украина.ру эксперты.
«Повлияет, затянет немного. На конечный результат не повлияет. На процесс строительства, естественно, повлияет», — краток Ищенко.
В свою очередь Гаспарян более оптимистичен.
«Совершенно очевидно, что «Северный поток-2» все равно будет построен, просто получилась в данном случае еще одна оттяжка, такая же, на мой взгляд, которая была в случае с Данией. По той причине, что реальной альтернативы «Северному потоку-2» на данный момент не существует. Если, конечно, не брать за альтернативу желание Соединенных Штатов, чтобы у них покупали СПГ, который в три раза дороже того газа, который готовы покупать европейцы», — отмечает он.
Он считает, что в целом то, что сделали США, — это «очередной этап политических игрищ». По мнению Гаспаряна, ничего нового, экстраординарного не произошло. Тем не менее Гаспарян не сомневается в том, что ответная реакция от России последует.
«Что-то такое готовится, и «Газпром» какое-то заявление собирается сделать. Подождем, все увидим и услышим», — отметил он.
А Ищенко напомнил о реакции главы Министерства иностранных дел РФ Сергея Лаврова.
«Лавров еще до введения санкций сообщил, что они не остановят ни Северный ни Турецкий потоки», — отметил он.
Но какой бы ни была реакция России, у страны появился очередной вызов и очередной шанс для развития.
Вспоминая ледоколы
Северный морской путь сегодня все чаще приковывает внимание всего мира. Это кратчайший морской путь из стран восточной Азии в Европу. Практически весь он пролегает в российских территориальных водах. В начале ХХ века по нему тоже водили суда. Однако тогда это было связано с небывалом риском. Подчас во льдах оказывались запертыми даже ледоколы. В 1937 году это произошло с ледоколом «Ленин», вызволять который летом 1938 года отправились ледоколы «Красин» и первый ледокол арктического класса «Ермак». Все эти три судна объединяло место их происхождения: несмотря на то что заказывались они в свое время Российской империи, строились они в империи Британской — в Ньюкасл-апон-Тайне. Но уже в 1960 году одному из этих ледоколов — «Ленину» — пришлось сменить свое имя. Причиной этого стал ввод в строй первого в мире надводного судна с ядерной силовой установкой — атомного ледокола «Ленин». Построен он был уже не Великобритании в Ньюкасле, но в СССР в Ленинграде.
При Советском Союзе на воду спустили девять атомных ледоколов. И лишь двое из них — «Таймыр» и «Вайгач» — были построены не в СССР, но в Финляндии. Но атомными установками их дооснастили все же на советских предприятиях.
«Лихие девяностые» ударили и по этой отрасли. После спуска на воду в 1993-м заложенного при СССР «50 лет победы» был большой перерыв. Но вот в 2013 году началось строительство новых атомных ледоколов. Первым из них стал «Арктика», спущенный на воду 16 июня 2016 года. В следующем, 2017-м, году на воду спустили «Сибирь», а еще через два года, 25 мая 2019-го, на воду спустили атомный ледокол «Урал».
Все эти новые атомные ледоколы строились на Балтийском заводе.
История с судами для прокладки труб газопроводов ставит перед Россией новый вызов: теперь стране необходимо уйти от зависимости от стран Запада в этой сфере и пополнить свой трубоукладочный флот. Это не только вызов, но и денежные вливания в такую наукоемкую сферу, как судостроение и смежные с ней отрасли промышленности. А соответственно и в российское образование.
В общем, не было бы счастья, да несчастье помогло. России брошен вызов. И ей есть чем на него ответить. В конце концов, в стране, создающей атомные ледоколы, есть и светлые головы, и силы, и средства для создания трубоукладчиков. А вот европейским компаниям в будущем придется смириться с появлением конкурентов. Благодарить им за это стоит США.
Георгий Лучников , Ульяна Злобина , Денис Рудометов
Источник ukraina.ru/exclusive/20191223/1026137241.html 23.12.2019, 12:46
[1] – | Украина.ру - последние новости, события, аналитика и обзоры
23.12.2019, 14:28
ukraina.ru
|
|