Нынешняя интеллигенция - это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия...
Лев Гумилёв, историк.
Виктор Кузовков , «Военное обозрение» – topwar.ru 11.11.2019, 05:55
Заседание "заговорившей клоаки"?
Пятого ноября в Екатерининском зале Кремля состоялось заседание Совета при президенте по русскому языку. Совет под руководством Владимира Владимировича собрался для того, чтобы и дальше неуклонно продвигать интересы русского языка и людей, говорящих на нем.
Вероятно, они уже знали, что наш язык обозвали клоачным, фашистским… Под крики, вопли и улюлюканье беснующихся толп «интеллигенции» они решились открыто продемонстрировать свою «нерукопожатность», за что им всем я говорю отдельное человеческое спасибо.
На всякий случай немного предыстории вопроса, поскольку само заседание Совета никак нельзя рассматривать вне контекста, в котором оно проходило. А контекст следующий: недавно Гасан Гусейнов, филолог, профессор Высшей школы экономики, публично назвал русский язык «клоачным» и «убогим». Точнее, не вообще русский язык, а современный русский язык, что, по мнению его защитников, автоматически дает ему индульгенцию и переводит его высказывание из разряда оскорблений в разряд критики.
Кампания в его защиту по своей массовости и накалу ничуть не уступает той волне возмущения, которую эти слова вызвали. В ней приняло участие много истинно «рукопожатных» наших сограждан, в том числе и его коллеги по ВШЭ. Один из них, Сергей Медведев, например, умудрился не согласиться со свои другом и коллегой Гасаном, но сделал это так, что русский язык оказался «фашистским», а не «клоачным», а всех, кто выразил своё возмущение произошедшим и вообще как-то вступился за родной язык, назвал «заговорившей клоакой».
За прошедшие годы оно институализировалось, оформилось в общественные организации, группы уполномоченных граждан (ветераны, верующие, казаки, офицеры, матери и др.) и механизмы по написанию доносов и писем в прокуратуру. Есть, конечно, фабрики ботов и блогеры на зарплате, которые сейчас работают по Гасану, но в целом эта речь самозарождается и возгоняется в коллективном теле, ей не нужны деньги и указания, она готова убивать за слова ради воспроизводства своего биологического, органического единства. Именно в этом, в фашистском принуждении к коллективной речи и заключается глубинная клоачность языка, которую вскрыл (возможно, сам того не желая), пост Гасана – клоака внезапно заговорила.
Давайте для начала кое-что для себя отметим. Во-первых, филолог и профессор так или иначе несет некоторую ответственность за текущее состояние языка, которым занимается и на котором разговаривает. Я бы как-то мог принять мысль о том, что у человека накипело и он просто в сердцах выразился, если бы на протяжении многих лет он открыто выражал свой протест состоянием дел в русском языке, проводил какие-то акции, боролся против того, что, по его мнению, делает русский язык «убогим и клоачным». Но нет, не слышал я о такой борьбе, человека все устраивало, работал (и работает!) на государство, которое сейчас оказывается во всем виновато, получает зарплату, львиная доля которой состоит из налогов, удержанных с представителей той самой «клоаки».
Я понимаю, конечно, что это очень соответствует традициям нашей «интеллигенции» — кланяться, благодарить хозяина, одновременно держа фигу в кармане. Но как-то не по-мужски, согласитесь? Ты уж уволься, уйди на частные хлеба, а потом и озвучивай своё частное мнение.
Во-вторых, возникают сомнения в профессиональной компетенции гражданина Гусейнова. Путать язык и устную речь – ошибка, от которой студентов филфака стараются отучить ещё на первом, кажется, курсе. Тем более что подразумевалась, как следует из объяснений, устная речь каких-то групп населения, то есть речь даже не о диалекте и не о профессиональном сленге.
Заслуженный русофоб России
Тем не менее, профессора успели окрестить борцом за чистоту русского языка, вспомнили о его «заслугах» перед великим и могучим. Причем среди защитников много людей известных и влиятельных. Либеральные СМИ тоже внесли свою скромную лепту. Вот как описала ситуацию, например, «Новая газета»:
29 октября известный филолог, профессор Гасан Гусейнов написал у себя в «Фейсбуке» заметку о том, что в России не всегда умеют пользоваться богатствами русского языка.
Миленько, правда? Известный филолог, профессор, сказал очень хорошую и важную вещь. А на него, понимаешь, накинулась «заговорившая клоака»!..
Я так подробно остановился на этом случае не потому, что мне это нравится или интересно. Более того, я полностью разделяю мнение одного из своих знакомых, сказавшего примерно следующее: «Совсем эти филологи языка не чувствуют. Вот назвал бы он русский язык, предположим, «дерьмовым», так было бы за что ему морду набить. А тут «клоачный» — просто смыть в унитаз этого профессора с его мнением, да и не вспоминать больше никогда».
Но увы, вспоминать придется. Хотя бы потому, что это профессура, которая обучает нашу молодежь. И когда один называет наш язык «клоачным», а второй, из того же образовательного учреждения (простите, язык не поворачивается назвать это университетом), его друг и коллега, называет «фашистским», пускаясь в пространные рассуждения про российскую агрессию против Украины, начинаешь задумываться о том, чему учат в этой «Высшей школе».
Вообще же, участникам Совета при президенте по русскому языку, в том числе и самому президенту, следует понять одну вещь: если не реагировать на подобные выпады, то однажды на этом совете будут заседать как раз упомянутые Гасанов с Медведевым. Ну а что, видные же деятели, про русский язык так искренне рассуждают, видно, что озабочены проблемой, переживают…
Дайте денег, Владимир Владимирович!
Теперь немного о самом Совете. Первое, что лично мне бросилось в глаза, это нацеленность многих его участников на решение какой-то одной, часто узковедомственной проблемы. «Дайте денег, Владимир Владимирович!» Это, пожалуй, было лейтмотивом как минимум всей первой трети заседания. Дайте денег на программу, на словарь, на музей, на юбилей Пушкина, на…
Фото: kremlin.ru
Это как-то режет взгляд, когда знакомишься со стенограммой заседания. Нет, не рискну спорить – в большинстве случаев задачи и цели правильные, грех на это денег не дать. Тут другое важно, а именно то, что нет в стране системной работы, если с каждым важным проектом надо идти к самому президенту. Владимир Владимирович, у вас министры есть? Они не могут решить эти вопросы без вашего личного участия? Так намыльте им, извиняюсь за свой русский, шеи! Может, тогда такие вопросы будут решаться системно, без вашего лично участия, а подобные Советы из сборища ходоков, пришедших с челобитной к царю, превратятся наконец в отчеты об успехах?
Ещё один важный момент, озвученный в самом начале самим президентом. Так сказать, целеполагание:
В этих условиях перед нами стоят две равновеликие задачи. Первая – это обеспечить достойный уровень знаний, общей грамотности граждан России и тем самым глобальную конкурентоспособность, притягательность русского языка как современного, живого, динамично развивающегося средства общения. Вторая – реализовать действенную систему поддержки русской языковой среды за рубежом в информационной, в образовательной, в гуманитарной сферах.
Вы уж простите, Владимир Владимирович, что я опять свои «пять копеек» вставляю, но кто сказал, что это задачи «равновеликие»? Вот мне, например, так не кажется: пусть Африка вообще ни одного русского слова не знает, мы это как-нибудь переживем. Это, Владимир Владимирович, факт из разряда мелких неприятностей, не более. А вот грамотность граждан России — задача настолько важная, что трудно даже и придумать, что могло бы с ней сравниться.
И пусть меня в какой-то части можно оспорить, кому-то очень важно, чтобы в племени мумба-юмба было два-три учителя русской словесности, но все-таки в остальном, я думаю, меня поддержит 99% россиян: это даже близко не равновеликие задачи.
Правда, есть исключение: русские люди на территории Украины. Тут соглашусь: важно, крайне важно добиться того, чтобы они могли свободно разговаривать на своем родном языке. Правда, я заметил у вас одну оговорку, за которую вам сердечное спасибо:
Что касается тех объектов, которые находятся за границей – к сожалению, сегодня за границей, в Молдавии, – с властями переговорим.
Может, начать работать?
На совете много говорили об учителях русского, которых мало. Их мало готовят, ещё меньше их идёт работать в школы, а многие, поработав, сбегают оттуда. Не рискну давать никаких советов по тарифным сеткам и учебной нагрузке – тут я вряд ли скажу что-то умное. Но один хороший совет у меня все-таки есть…
Вы, Владимир Владимирович, говорите, что зарплата учителя должна быть на уровне средней по региону, не меньше. И многие радостно улыбаются при этом – надо же, какое счастье вот-вот привалит. Многим оно уже «привалило», кстати, только что-то они не рады – более-менее нормально учитель может заработать только кратно увеличив преподавательскую нагрузку. А это, представьте себе, тяжело…
Так вот, Владимир Владимирович, есть мнение, что зарплата учителя должна быть выше средней по региону или средней по промышленности. Да, представьте себе – выше. Именно потому, что «Сегодня – дети, завтра — народ!» Пытаясь сэкономить на учителях, мы экономим на детях, на будущем нашего народа, а это никуда не годится.
Вы спросите, где деньги? А это очень просто: если сократить миллион-полтора наших чиновников, мы этого даже не почувствуем. А вот бюджеты всех уровней немедленно ощутят, поскольку чиновники у нас зарабатывают «достойно», на дефицит чиновников ещё ни один регион не жаловался. И вот тут появится такое окно возможностей, что просто дух захватывает: и зарплату учителям можно будет повысить, и очередь из вчерашних чиновников в школы выстроится, на преподавательскую работу конкурсы будут. У многих из них, кстати, профильное высшее образование, многие ведь из школ в разные «префектуры» поуходили.
Фото: kremlin.ru
Я прекрасно понимаю, конечно, что на местных уровнях часто творится бардак, что любое распоряжение могут извратить, переврать, просто не выполнить. И я даже рад, что вы наконец выразили озабоченность таким состоянием дел:
Я ещё раз хочу обратить Ваше внимание на то, что у нас по Конституции, к сожалению, муниципальный уровень власти отделён от государства. Мы взяли на себя обязательства международные, но как-то уж больно рьяно начали их исполнять и такую норму заложили в Основной закон страны. На практике это означает, что первичный уровень здравоохранения, в том числе на селе, оказался фактически отрезанным от областного, краевого и федерального. То же самое абсолютно в образовании происходит. Во всяком случае, так на практике всё сложилось. А там, как правило, и денег не хватает ни на то, ни на другое, ни на третье. Или, может быть, и хватает, но тратят на другие цели.
Но и полномочий у вас, уважаемый Владимир Владимирович, вполне достаточно, чтобы эту проблему вообще таковой не считать. Госдума, которую некоторые недоброжелатели иногда величают вашим «принтером», с удовольствием примет нужные поправки к Конституции. Так что самое время засучить рукава и начать работать.
Виктор Кузовков
samarin 1969
То, что русский язык уже приходится защищать на уже на территории РФ – это становится привычным. Некоторые субъекты очень рьяно защищают "национальную идентичность".
"Я ещё раз хочу обратить Ваше внимание на то, что у нас по Конституции, к сожалению, муниципальный уровень власти отделён от государства. … А там, как правило, и денег не хватает ни на то, ни на другое, ни на третье. Или, может быть, и хватает, но тратят на другие цели".
Вообщем-то работаю в "муниципальной" школе. В чём её "муниципальность" сложно понять и объяснить детям. Программа, контроль, задачи, учебники, стандарты – всё "государственное". Без государственного финансирования все школы в районах скорее всего были бы понижены до уровня "церковно-приходских". Наверное, так удобнее объяснить з/пл учителей. Они падают последние три года.
mikh-korsakov (Михаил)
Либералы защищают Гусейнова, утверждая, что ему так невыносимо больно стало за чистоту русского языка, что он выразился чересчур эмоционально. Г-н Гусейнов, так за чем же дело стало, вместо того чтобы ездить по заграницам и на Россию клеветать, поезжайте в какой-нибудь провинциальный городок учителем русского языка на причитающуюся учителю русского языка зарплату и научите ребят как правильно говорить и писать, и люди к вам потянутся. Кстати в старину были примеры когда интеллигенция ездила в деревню учителями. А так – я вам не верю! Вы не интеллигент, а либерал.
Тессер
1. Если и есть что в этой истории показательное, так это то, как моментально и одинаково скурвились две конторы, считающиеся рассеянными людьми либеральными – Цукерберг и ВШЭ. Фэйсбук потёр обсуждаемый пост, ВШЭ собрали актив, слушали-постановили осудить и отмежеваться.
2. Позиция либералов состоит в том, что Гусейнов в своем Фэйсбуке может писать все, что считает нужным. Если его студентов это беспокоит, они могут провести голосование и сформировать позицию студентов по поводу желательности или нежелательности преподавания г-на Гусейнова. Официальных лиц, включая деканат, СМИ, минобразования и поддержку Фэйсбука, это интересовать не может, частных лиц – исключительно в границах болтовни на Фэйсбук.
Ван
Привожу цитату «филолога» Гусейнова:
ВВЕДЕНИЕ.
ЗАЧЕМ ВАМ АНТИЧНОСТЬ?
Мыслительный прыжок во времени и пространстве, который вам предстоит совершить, чтобы только прикоснуться к главным памятникам античной литературы: зачем он?
Как сказал бы один из патриархов русской классической филологии, Фаддей Францевич Зелинский, из холодной северной страны, лежащей во льдах между Сахалином и Магаданом А.П.Чехова или А.И.Солженицына и Петербургом Ф.М.Достоевского или Александра Блока, вам предстоит зачем-то перелететь к Средиземноморью. Предстоит начать читать о Троянской войне, воспетой почти три тысячи лет назад на языке, который для большинства из вас, к сожалению, так и останется чужим, даже если вы потратите несколько лет на его изучение. Так зачем переноситься?
После этого пассажа, являющегося вступлением, можно книгу закрывать и ставить на самую высокую полку в библиотеке.
Или использовать ее как замену отвалившейся ножке старого шкафа.
Желающие читать – вперед!
ridero.ru/books/istoriya_vsego_lekcii_o_mife/freeText
Человек живущий в мире античности, с их кровопийцами-богами, с извращенцами, с садистами, с тамошним ЛГБТ – явно не совсем адекватно воспринимает современное время. И то место, в котором он обитает.
Алексей Богомазов
У А.П.Чехова есть рассказ, начинается с того, что полицмейстер едет домой и думает какие дела нужно сделать дома. Первая задача выпороть сына. Потому как его встретил преподаватель гимназии и высказал ему, что сын его лодырь и совершенно пренебрегает изучением русской словесности и литературы…
Знакомый, преподает историю в техникуме возмущается программой по истории, утвержденной Минобразом:
Представляешь, за два часа я должен дать под запись, лекцию на тему: От Руси до России 16 века… При этом обо всем, зарождение развитие феодальных отношений, создание древнерусского государства, причинах феодальной раздробленности, внешней политике, принятии христианства и так далее… И темы все остальные подобные,"галопом по Европам", по сути знаний ни каких не даю.
Den
К сожалению, в большинстве своем историю преподают так неинтересно, что у слушателей не возникает тяготения к предмету, и он воспринимается как бессмысленный набор несвязанных дат и событий. В этом году выпустил из школы последнего своего ребенка, и конкретно по личному опыту скажу, что только русский и литературу мы сдали на достаточно высоком уровне без помощи дополнительных сил только на школьной программе. По истории последний год занимались как минимум три занятия по два часа в неделю с домашними заданиями, особенно упорно с сентября по январь, и, о чудо, у ребенка возник интерес к предмету! За счет погруженности и интересного преподавателя… По поводу статьи скажу, что мы по ТВ все видели именно заседание экспертного совета, который и должен обсуждать проблематику языка, находить решения назревших и вскрытых проблем. Все вполне логично. А вот таких гусейновых надо гнать их учительского сообщества. А для начала, все же, надо выбрать для себя идеологию развития. И не следовать нормам либеральной демократии в вопросах воспитания гражданина, а выстраивать жесткую линию. Не нравится Гусейнову язык? На кухне может говорить все что угодно, но в публичном пространстве за подобное оскорбление народа он должен быть "репрессирован" по закону, как минимум, отстранением от преподавательской работы.
Ван
Вопрос далеко не простой и не праздный.
Если внимательно анализировать то, что происходит в государстве (а кто может себе в наше время позволить так вольготно заниматься анализом поведения власти?), то тогда может быть сложиться единая картина.
Но она будет далеко не радостная.
Внимательно читаем Целевые программы Правительства, Указы Президента, отчеты о их исполнению и все становиться на свои места.
То что выгодно либеральному клану – выполняется, а то что нет – бойкотируется.
И средства выделенные, но не израсходованные, в результате такой политики начинают работать в иных, не нужных, а порой и вредных областях.
Времени и желания заниматься анализом просто нет.
Да и кому он – анализ нужен?
"А Васька слушает, да ест".
Ныробский Дмитрий
Почему бы не обсудить личность этого "филолога", если такими "личностями" штат ВШЭ укомплектован поголовно, а сама эта "школа" финансируется из бюджета, в который в свою очередь носители этого языка отчисляют свои налоги.
Я так думаю, если бы какой нибудь "филолог" Сидоров в бакинском высшем учебном заведении назвал азербайджанский язык "клоачным", то в течение суток, максимум трёх, ему бы придали нужную скорость и направление в сторону этнической родины и "филолог" Сидоров, заикаясь, где нибудь на рязанском подворье, лишённый профессорского содержания, весь бы остаток жизни драл сидорову козу.
Если его "коллега" Медведев под крышей этого же "учебного заведения" в стремлении придать "благозвучие" гусейновскому "клоачный" выдаёт то, что русский язык ещё и "фашистский", то возникает вопрос, а нужен ли российскому обществу этот крысятник под брендом ВШЭ? Не пойти ли этим профессорам в народное хозяйство? Может быть на те деньги которые тратятся на содержание этой конторы, построить несколько центров для детского творчества?
mikh-korsakov (Михаил)
В тексте промелькнуло, что защитник Гусейнова из ВШЭ пожаловался, что протест против высказываний Гусейнова был по словам защитника самозарождающимся. Так это же хорошо, господа. У нас по конституции и при вашем же одобрении свобода выражения мнений. Гусейнова за его мнение, выраженное в гнусной оскорбительной форме, никто никуда не привлёк, с тёплого профессорского места не скинул. Так будьте, господа, готовы к тому. что в век Интернета люди несогласные с вашим мнением будут его высказывать, что касается формы высказываний и орфографических ошибок то извините, господа, не вы ли не научили как правильно писать, а вместо этого внедряли у нас западный стиль обучения с ЕГЭ и проч. А то что вам пришла ответка, так учитесь терпеть либералы, если хотите в России оставаться. Здесь вам – не там, и это хорошо. Что касается обилия притязаний на дополнительное финансирование – то я к этому отношусь по-разному. Если на что-нибудь полезное, но экстренное – это одно, а если это касается, скажем, дня рождения Пушкина, то это другое дело, он всем известен – не ленитесь заблаговременно подавать заявки – и всё у вас получится.
oracul (Леонид)
Странно что заговорили об этом сейчас, но эта проблема возникла не сегодня, поскольку в свое время в вузах ввели курс русского языка, именно в силу нарастающей безграмотности абитуриентов. И что мы видим – лучше не стало, поскольку в вузах появились Гусейновы обремененные профессорскими званиями, преподающими, мягко скажу, на не уважаемом ими "клоачном языке" и получающими деньги, в т. ч. из бюджета. Таким образом причина возникновения подобного рода проблем, как всегда в последние годы, уперлась в кадры, "которые решают все". Увы для некоторых из них ориентиром в жизни стал не профессионализм, а деньги, много денег. К слову, в сталинские времена учителя были уважаемыми людьми и зарплата их была повыше, чем во многих отраслях народного хозяйства. И это правильно – как детей научишь, так и получишь.
|