Павел Иванов , «Военно-промышленный курьер» – vpk-news.ru 23.04.2019
(Правдинформ 21.06.2019)
Руководство российского ВМФ приняло решение утилизировать несколько кораблей и подводных лодок: три стратегических ракетоносца проекта 667БДР, субмарину проекта 671РТМК, два атомных ракетных крейсера «Орлан».
Павел Иванов
О списании подлодок говорили давно, а отказ от атомных ракетных крейсеров проекта 1144 оказался неожиданным. Еще несколько лет назад руководство Минобороны озвучивало планы по возвращению всех их в строй. Головным должен был стать «Адмирал Нахимов», который сейчас проходит модернизацию на Севмашзаводе.
Но отказ от двух крейсеров не спонтанное решение. В прошлом году руководство Минобороны и кораблестроители пересмотрели программу развития Военно-морского флота России – настало время реализовывать принятые решения. Как будет выглядеть перспективный облик ВМФ РФ? Каким программам отдадут приоритет, а какие, наоборот, будут свернуты?
Унесенные «Мистралем»
Разговоры о модернизации боевых кораблей дальней океанской зоны начались давно. В 2013 году план перспективного развития ВМФ России подразумевал создание постоянно действующей эскадры в Средиземном море и Индийском океане. Их основой должны были стать ракетные крейсеры, а также десантные вертолетоносцы типа «Мистраль». Планировалось провести ремонт и модернизацию ракетных крейсеров 1164 «Атлант», первым в очереди значился принадлежащий Северному флоту «Маршал Устинов». Обсуждался даже выкуп у Киева ракетного крейсера «Украина», который должен был получить имя «Адмирал Лобов». Во многом такое решение обусловлено сложностями со строительством новых кораблей и подводных лодок. Кораблестроители не могли сдать головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков», несколько раз переносился срок передачи ВМФ России многоцелевой атомной подводной лодки «Северодвинск».
Понятно, что даже прошедшие средний ремонт и модернизацию «Атланты» не могли прослужить долго, и потому им на смену готовился проект атомного эсминца «Лидер». Также планировалось вернуть в состав ВМФ России все четыре «Орлана».
Но за прошедшие шесть лет ситуация резко поменялась. Вначале стало понятно, что провести полноценную модернизацию и ремонт «Маршала Устинова» не получится, и было решено ограничиться восстановлением технической готовности крейсера, а также заменой радиоэлектронного оборудования и вооружения. В дальнейшем «Устинов» должен был стать донором основных узлов и механизмов для выкупленного у Киева «Адмирала Лобова».
2014 год и начавшийся украинский кризис нанесли серьезный удар по программам дальней морской зоны. Во-первых, идея с «Адмиралом Лобовым» по понятной причине была отвергнута. Во-вторых, выпали из перечня два вертолетоносца типа «Мистраль» – по причине кризиса Париж отказался передавать оба заказанных корабля Москве.
Серьезно застрял проект модернизации крейсеров 1164. В частности, до настоящего времени так и не убыл в ремонт флагман Черноморского флота – крейсер «Москва». Планы по началу работ на его борту неоднократно озвучивались, но так и не реализованы. Как указывалось в отраслевых изданиях, причина в отсутствии финансирования.
Дольше всего продержался проект модернизации крейсеров проекта 1144. Во многом это было обусловлено тем, что «Адмирал Нахимов» был поставлен в ремонт еще в 2013-м. Но и в эту программу вмешались проблемы с финансированием. В частности, в процессе работ пришлось отказаться от замены части корабельных систем. Было принято решение не ставить новые, а отремонтировать имеющиеся.
Серьезно сдвинулись сроки строительства атомного эсминца проекта 23560 «Лидер». В настоящее время передача этих кораблей ВМФ России отложена на конец 2020-х. Хотя уже известно, что головной корабль проекта получит имя «Орлов-Чесменский».
Фактически предложенная в 2013 году концепция развития ВМФ России развалилась. Поэтому год назад между военными и кораблестроителями началось активное обсуждение ситуации. В конце 2018-го решили отказаться от модернизации и перевооружения старых крейсеров.
По данным «Военно-промышленного курьера», в настоящее время речь идет только о завершении работ на «Адмирале Нахимове», а также о модернизации «Петра Великого» («Последний «Орлан»[1]). Оставшиеся крейсеры 1164 ожидает только восстановление технической готовности.
Можно говорить о том, что ВМФ России ужал амбициозные планы по присутствию в Средиземном море и Индийском океане.
Филиал Севастополя
На первый взгляд отказ от модернизации и ремонта старых крейсеров дальней морской зоны негативно скажется на возможностях нашего ВМФ. Но это не совсем так. Вернемся к планам 2013 года. Хотя речь и шла о постоянном присутствии корабельных групп в Мировом океане, приоритет отдавался двум районам – Средиземному морю и Индийскому океану. На тот момент Россия не имела морских баз в этих регионах. Поэтому группы должны были состоять из кораблей с большим запасом хода и автономностью.
Ситуация парадоксальным образом изменилась. У России появилась средиземноморская военно-морская база – это сирийский «Тартус». Москва заключила с Дамаском договор об аренде в коммерческих целях на 49 лет. Благодаря «Тартусу» нет необходимости постоянно держать в Средиземном море большую корабельную группу. В настоящее время присутствие в акватории осуществляют один из фрегатов проекта 11356 Черноморского флота, две «Варшавянки», несколько малых ракетных кораблей.
Как показывает опыт противостояния с США в 2017 и 2018 годах, в случае необходимости средиземноморскую группу можно быстро усилить кораблями с Балтийского, Черноморского и Северного флотов. При этом над группировкой всегда будет «воздушный зонтик» с авиабазы «Хмеймим».
Павел Иванов
Опубликовано в выпуске № 15 (778) за 23 апреля 2019 года
Источник vpk-news.ru/articles/49832 23.04.2019
Флот высоких широт — часть II
Павел Иванов , «Военно-промышленный курьер» – vpk-news.ru 18.06.2019
Знаковое для российского ВМФ событие – закладка сразу четырех боевых кораблей (фрегатов и БДК) – состоялось в апреле.
Павел Иванов
Продолжение. Начало читайте в № 15, 2019 г[2].
В церемонии закладки фрегатов проекта 22350 принял участие президент России Владимир Путин. Ранее глава государства в Послании Федеральному собранию заявил, что до 2027 года флот получит 16 кораблей дальней морской зоны.
Корабли-конструкторы
О каких новых кораблях говорил президент? О фрегатах проекта 22350 и корветах проекта 22380. Им отводится особое место в новой программе развития ВМФ России. Фактически они станут основой корабельной группировки дальней морской зоны.
Планируется отказаться от программ производства корветов проектов 20380 и 20385. Примечательно, что «385-е» изначально вызывали неоднозначную реакцию главкомата ВМФ. Еще в 2013 году они считались слишком дорогими и не сбалансированными по вооружению.
Формально линейку кораблей типа 20380–20385 сменят корветы 20386. Между тем «386-й» не просто доработанный проект, это будет принципиально новый корабль. В нем впервые реализована концепция модульности, также известная как открытая корма.
Речь идет о возможности размещения вооружения и другого необходимого оборудования в обычных морских контейнерах. Располагаться они будут в специально отведенных местах на корме. Считается, что такое размещение позволяет максимально адаптировать корабль к выполнению поставленных боевых задач.
Разработчики новой программы развития ВМФ посчитали, что тип 20386 позволяет воплотить все лучшие качества серии 20380–20385. При этом новинка будет лишена проблем своих предшественников.
Главный недостаток корветов прошлого поколения в их несбалансированности по мореходным качествам и вооружениям. Тип 20380 имеет всего несколько ПКР Х-35, также у него недостаточные возможности для борьбы с субмаринами.
Попытка модернизации привела к появлению проекта 20385. Но в результате получился корвет, вооруженный «Калибрами-НК» с незначительно увеличенным боекомплектом зенитных ракет. При этом его стоимость по сравнению с «380-м» серьезно выросла.
Главное преимущество корвета проекта 20386 – достаточно низкая себестоимость благодаря отказу от размещения на борту сложных стационарных систем вооружения. Как уже сказано, их, исходя из задач, разместят в контейнерах. В мирное же время корабли будут обходиться штатным вооружением: артиллерийскими установками и зенитными комплексами «Панцирь-М» (пока в проекте указаны шестиствольные автоматы АК-630) и ЗРК «Полимент-Редут». Также на борту будут базироваться вертолеты.
Для борьбы с пиратами и демонстрации флага в мирное время встроенного вооружения более чем достаточно. Если же корабль привлекут для проведения гуманитарных акций или поддержки сил специальных операций, на его борту можно оперативно разместить необходимое оборудование. Речь идет о госпитальных модулях, штабных контейнерах и штурмовых катерах.
Также создатели новой программы развития ВМФ считают, что корабли проекта 20386 будут обладать уникальной возможностью по развертыванию на театрах военных действий. К примеру, в походе корвет может получить внезапную боевую задачу. В этом случае он зайдет в ближайший дружественный порт, куда самолетами ВТА уже доставят контейнеры с вооружением. Экипажу останется только принять их на борт.
Другой вариант – перевозить контейнеры на транспортных судах, которые могут сопровождать корветы в походе, либо заблаговременно выйти в заданные районы Мирового океана.
Классика требует совершенства
В отличие от «386-го» фрегаты 22350 классической схемы: все вооружение уже размещено на борту. В арсенале противокорабельные «Ониксы», многофункциональные «Калибр-НК» (в противокорабельном варианте, а также для ударов по наземным целям), 130-мм автоматическая пушка. С воздуха корабль защищают комплексы «Полимент-Редут» и «Палаш» (в перспективе будут заменены на «Панцирь-М»).
Сегодня фрегаты типа 22350 уже называют самым удачным проектом ВМФ России. Корабль отличается высокими ходовыми качествами и автономностью. Первый корабль в серии – «Адмирал Горшков» фактически завершает кругосветное путешествие. Выйдя из Баренцева моря, он обогнул Европу, побывал в Тихом океане и принял участие в военно-морском параде в китайском Циндао.
Между тем ведется разработка еще более совершенной версии, речь идет о кораблях с индексом 22350М. Их водоизмещение увеличится на несколько тысяч тонн. За счет этого появится возможность установить новую трехкоординатную РЛС и другое радиоэлектронное оборудование.
Формально новая программа включает строительство фрегатов проекта 22350М. Но сроки их закладки и передачи российскому ВМФ пока неизвестны, проектирование «эмок» продолжается, и делать прогнозы преждевременно.
Как будут взаимодействовать корветы проекта 20386 и фрегаты проекта 22350? Можно предположить, что более тяжелый «350-й» станет основой корабельной группы. На него будет возложено обнаружение противника в воздухе, на воде и под водой.
В то же время более легкие корветы типа 20386 будут нести оборудование и вооружение, конфигурированное под поставленную задачу. Если это борьба с надводными целями, то на борту разместят контейнеры с ракетами «Оникс». Если речь о поддержке наземных войск, то в арсенал войдут модули с «Калибрами». В случае сопровождения конвоев на борту «386-го» появятся дополнительные гидроакустические станции, противолодочное оружие и вертолеты.
Павел Иванов
Опубликовано в выпуске № 23 (786) за 18 июня 2019 года
Источник vpk-news.ru/articles/50888 18.06.2019
Ссылки
|