|
|
Воеводина Татьяна
было несравненно более серьёзное отношение к делу
«Я абсолютно согласна, что советское образование было одним из лучших. И оно опиралось на российские традиции образования», – сказала Ольга Васильева при вступлении в должность министра образования, выразив господствующий в обществе взгляд. Взгляд состоит в том, что советское образование было замечательно прекрасным, не чета нынешнему. А вот в чём был секрет – никто не объясняет.
Я лично училась в советской школе и в престижном московском вузе в брежневскую пору, вот мне и хочется вспомнить, как было дело.
Как-то особенно учили? Ровно ничего особенного. Были хорошие учителя, а были средние, были плохие. Точно, как сегодня.
Советские педагоги были замечательно образованны? И этого не было. Учительницы начальных классов были выпускницами педучилищ, куда поступали после 8-го класса; в пединституте тогда учились 4 года. Были и укороченные, т.н. учительские, институты, не дававшие высшего образования, но дававшие право преподавать с 5-го по 8-й класс, впрочем, в моё время они сошли на нет.
Учебники были получше нынешних, поскольку их не меняли каждый год и писались они серьёзными учёными и педагогами, а не безвестными импровизаторами, как это бывало в школьную пору моего сына в 90-х.
Советские школы были гораздо беднее нынешних. Сейчас говорят о недопустимости второй смены, а четыре смены – как вам? У нас в Егорьевске в 60-х годах именно так и было. И 42 человека в классе.
Так в чём тогда секрет?
Было несравненно более серьёзное отношение к делу у учеников и у учителей. Антисоветски настроенные мемуаристы пишут: всё там держалось на страхе. Нет! Вернее, не совсем так. Был, скорее, не страх, а ощущение чего-то чрезвычайно важного, ответственного, почти священнодействия. Взрослые ходят на работу, где делают важное, а мы, дети, учимся, чтобы потом работать, и это тоже очень важно и серьёзно. «Ребята с первых школьных дней должны учиться лучше / на радость Родине своей, прекрасной и могучей», – эти слова были в нашей «Родной речи» за второй, кажется, класс, и они выражали подлинное ощущение. Вообще, в жизни (а не только в школе) тогда господствовал тон серьёзности, ответственности, взрослости.
Если б сегодня в какой-нибудь школе завелась такая учительница, как была в нас в первом классе, её б немедленно выгнали из школы, а то и в тюрягу бы закатали по ч.1 ст.156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником образовательной организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним).
Вот представьте себе: когда мы выучили все буквы, нам велели ежедневно писать весь алфавит – заглавные и строчные буквы – и это после полновесного задания. Писать требовалось каллиграфически, макательной ручкой. Орфографический словарь (длинненькая такая самодельная тетрадочка, в которую мы записывали слова) требовалось учить на-и-зусть! Т.е. мы выучивали наизусть бессмысленную последовательность слов – много страниц. Вызывали к доске декламировать: «Ма-ши-на – А, И» (имелось в виду, что эти буквы вызывают затруднение при письме). И никто не вякал. Родители это дело уважали. Вернее, так: они априори уважали всё происходящее в школе, а в детали не входили.
Размываться этот стиль начал на рубеже 60-х-70-х, а дальше пошло-поехало. Сегодня он замещён тоном прикола, иронии, необязательности, пофигизма. Я лично наблюдала, как происходило это размывание на протяжении моего школьного десятилетия. Вообще, все уродства наших дней были заложены в эпоху брежневского застоя.
К концу моего обучения в вузе утвердилось представление: главное не как учишься, а как в жизни устроишься. Всё зависит от связей, от «толстой волосатой руки», а не от твоих убогих усилий. И всё стало необязательным: красиво писать, учить стихи наизусть, знать даты на память, рисовать контурные карты... Тут кстати пришлось модное словцо «стресс», которым все стали пугать друг друга. Уже невозможно было представить экзамены в каждом классе, как в 50-е годы. В те годы образование было зримым и доступным каждому социальным лифтом. Хорошо учишься в школе — получишь высшее образование — станешь инженером, в перспективе каким-нибудь начальником. В 70-х рядовой инженер зарабатывал меньше рабочего, не говоря уж о работниках сферы обслуживания, продавцах и т.п. Так чего ж напрягаться?
Сегодня никто и не напрягается. Небольшой процент выпускников, ориентированных на лучшие вузы, учится всерьёз, остальные – как придётся.
Сегодня больше всего на свете боятся ребёнка потревожить и чем-нибудь затруднить. Ругать строго запрещено. По нынешней педагогической парадигме — надо постоянно хвалить, поощрять, внедрять в умы "позитив", поднимать самооценку и ни в коем случае не "грузить". Ничем.
Можно ли изменить положение?
Можно. Нужно только твёрдо уяснить: улучшить образование, воздействуя только на образование – нельзя. Когда перед обществом возникнут подлинные задачи, когда по-настоящему, а не разговорно потребуются подлинные знания, школа – подстроится. И сумеет выпустить нужное количество годных к делу людей. Было бы дело...
Татьяна Воеводина
Источник zavtra.ru/blogs/v_chyom_sekret_sovetskoj_shkoli 01.09.2018, 22:00
|
Дата: 03.09.2018 13:37 (Прочтено: 1449) Copyright © ПравдаИнформ Все права защищены.
|
|
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. (Для регистрации надо иметь E-mail и подтвердить регистрацию) |
|
| | |
|
от Газета «Завтра» 03.09.2018 14:19
Сергей Ужакин
Главное отличие советской школы в том, что она была равной, научной и политехничной. Сила Советской школы – в равенстве. Сегодня школа уже классово-сословная, ненаучная и дающая мозаичные знания. Можно сказать, что новая педология победила педагогику. Русская педагогическая традиция(а не российская, г-а Воеводина) прервана.
Андрей Коробейник
Мой отец-опекун и его старший брат закончили два класса народного училища. А их сестры в школу так и не ходили, так как не было денег на обувь. В советское время отец закончил авиационный, его брат – кораблестроительный. Один стал начальником ОТК моторного производства авиазавода. Другой директором кораблестроительного завода. Я получил высшее военное и гражданское образование, еще заочная аспирантура + институт математики при УО РАН. Всё бесплатно, правда за учёбу в институте математики платил завод, где я работал.
Виктор Криворучко
Я окончил Ленинградский горный институт, ныне университет «Горный» в юбилейный 1973 год. Он был основан в 1773 году. Из той информации, что была размещена на стендах, буклетах по такому случаю мне запомнились 2 цифры. С 1773 года по 1917 год было выпущено 3500 горных инженеров, а с 1917 года по 1973 год 16 000, возможно 20 000, точно не помню. Итак, до 1917 года горные инженеры были штучным товаром: П.П.Аносов, разгадал тайну изготовления настоящего литого булата; П.Н.Врангель, в 1920 году блестяще организовал морем эвакуацию Русской армии из Крыма; В.А.Обручев, геолог, надеюсь, представлять не надо. Тем временем советская высшая школа, как трамвай. Если даже встал на подножку доедешь до конечной остановки, и получишь диплом.
Александр Андрух
Совершенно верно замечено автором в самом конце, что "когда перед обществом возникнут подлинные задачи, когда по-настоящему, а не разговорно потребуются подлинные знания, школа – подстроится"!
Нам аукается конституционная статья о запрете любой идеологии! Именно это является рассадником всего и вся нечистого и паразитического. Этим самым воплощается в жизнь план глобалистов по дебилизации и атомизации людей и обществ – насаждением повсеместно т.н. "прав человека" (и подраздела к ним "прав ребёнка", в соответствии с которыми, как и пишет автор, любой советский педагог мог бы схлопотать срок), не учитывая факта, что человек, прежде всего и в силу своего человеческого статуса, должен нести бремя обязанностей и долга – перед Богом, Родиной, обществом, родителями, имея при этом скромные и заранее оговоренные законодательно права! Акцентирование внимание лишь на них, причём изрядно гипертрофированных, равно как и полный игнор долга и обязанностей (дескать, "я никому ничего не должен"!) деморализует и разлагает человека, превращает его в потребляющее животное, с бесконечно возрастающими запросами – имею, дескать, право. И этот процесс начинается уже со школьной парты.
И потом отсутствие идеологии равносильно отсутствию всякого плана или чертежей, скажем, в машиностроении, да и в любой сфере человеческой деятельности. Попробуйте-ка выстроить что-то путное баз предварительного планирования и затем строгого следования этому плану! Кроме убожества, как это, увы, и происходит сейчас, у вас ничего не получится…
Александр Андрух
Совершенно согласен с автором о священнодейственном значении советской школы как Храма знаний! Тут следует ещё отметить и дополнить, что не только знаний, но и крепкого верного воспитания, когда тебе прививалось и ты, естественно при встречном желании взять всё это, мог "обогатиться всеми достижениями, которые накопило человечество" (В. И.Ленин), когда на протяжении всех школьных лет неуклонно вырабатывалась привычка "нужные книги в детстве читать", равно как и брезгливость к дурновкусию.
Когда смотрю фильм "Доживём до понедельника", всегда щемит сердце от чувства сладкой ностальгии и ещё от того, что всё то, о чём в нём, неповторимо!, что этот тихий благотворный шарм духа советской школы навеки канул в небытие! Каждый кадр в фильме теперь воспринимается как личный укор, как упрёк всем нам, что не сберегли, не сохранили, что прогнулись под "лукавое рабство миродержителя"…
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|