ПравдаИнформ: Напечатать статью

Поездка в Николаев

Дата: 19.04.2018 11:56

colonelcassad.livejournal.com 19.04.2018 11:05

Путевые заметки из города, где когда-то, в другой жизни, строили авианосцы.

Поездка в Николаев

Создатель проекта «Лямец Сергей - Politicus Vulgaris»
В прошлом: Realist и «Украинская правда»
Пишет Лямец Сергей, 17 апреля в 22:46


Я вернулся из поездки в Николаев.

Город моего детства умирает.

В 1980-е Николаев был модным. Полузакрытый, портовой. Все десятилетие до этого в него съезжались молодые семьи со всего СССР. Судостроительным заводам, Глиноземному заводу, портам и ПО «Заря» требовались рабочие руки. Рукам давали квартиры и достойные зарплаты. Жизнь бурлила, рождались дети, среди них был и я.

В 1990-е и начале 2000-х оптимизм николаевцев заметно потускнел. Судостроительные заводы остановились (как выяснилось, навсегда), Глиноземный продали русским, многочисленные предприятия совковой эры позакрывались. В городе поселились нищета и пох@изм. Наркомания и СПИД за несколько лет выкосили тысячи людей, остальных затянула безнадега. Его начала массово покидать молодёжь. Я уехал учиться в Харьков. Мои друзья – в Одессу и Киев. По всеобщему убеждению, дома делать было нечего. Но оставалась еще надежда, что многое изменится.

Надя постарела и поизносилась. Сегодня Николаев – это умирающий город мелких лотков. По улицам ходят постаревшие люди – те самые, которые приехали в него по зову Родины. Сегодня они получают нищенские пенсии, ходят друг к другу в гости и, по большому счету, ждут.

При взгляде на Николаев у меня перед глазами встает демографическая кривая вроде тех, что рисует институт Эллы Либановой. Огромная груша, где самая толстая часть – это люди пенсионного возраста. Через 20 лет их не будет, и город сократится втрое, а может, и вчетверо. Растет население только у кладбищ.

Вымирают целые кварталы. Некоторые еще живы, но уже деградировали. Старики охают, люди возраста 25-40 выстраиваются в очередь за дешевым самогоном. Маленьких не видно. Деградация и депопуляция.

Молодежь стремительно уезжает. Кто в Киев и Одессу, кто в Россию, кто в Польшу. Кто на заработки, кто в поисках лучшей жизни.

Дети. Разумные и провинциально наивные. Лучшие скоро уедут в Университет Варшавы. Правильно сделают.

Еще успевают. Мой лицей – одно из лучших в городе учебных заведений – лишили права набирать 8-й класс. Реформа образования, однако. Решили слить с обычной школой, не надо вот этого…

Остаться жить в Николаеве – это окунуться в странную жизненную среду, которая свойственна сегодня большинству средних и малых городов Украины. Рынок, гастроном, сэконд хенд, лотерея, наливайка, телевизор – вот типичный круговорот жизни типичного николаевца. Спорт – есть, но в подворотнях, явно не массовое увлечение. Автомобили – есть, но тоже нечем хвастаться. Купить стиралку – лучшая инвестиция года. Есть iPhone – буржуй. Культура – … я уже писал о наливайках?

Думаю, многие читатели узнают свой город. Вместо Николаева подставляем, скажем, Житомир или Кривой Рог – стопроцентное совпадение.

Но я говорю о Николаеве, черт возьми! Об огромных предприятиях, которые могли преобразить город в промышленный узел.

Пилить судостроительные заводы начали еще при Кинахе. Премьер, выходец из Николаева, оказался типичным бюрократом кучмовской эпохи. И такой же типичной падалью. По сравнению с нынешними уродцами, конечно, он был чистый ангел – но по сути такое же нечто. Кто, как ни он, мог дать судостроению второе дыхание? Не стал.

После Ющенко отрасль полетела в ад. Ни заказов, ни льгот, ни государственной политики. После многочисленных переуступок, Черноморский завод попал в руки Новинского. Но сделать православный олигарх уже ничего с ним не смог. Когда завод получил заказ на изготовление корвета, специалистов пришлось искать по домам престарелых. 80-летние деды оказались единственными, кто смог прочесть сложнейшие чертежи. Только они смогли разобраться, почему вот эта сталь скрепляется вот с этой. Притом, что в городе Николаеве есть целый судостроительный институт, который уже много лет специализируется на выпуске переводчиков и менеджеров со знанием ПК.

Полетели в ад и порты. Скажем, экс-начальник Николаевского морского порта сдал в аренду офшору территорию порта на 49 лет. Закон он при этом не нарушил – один метр бетонного причала остался в собственности государства)) Комбинацию явно готовили задолго до этого. Ведь норма о запрете на отчуждение стенки причала появилась не просто так. Все остальное, оказывается, можно. Но само генеральное воровство стало возможно при Ющенко – это в копилку тем, кто решит исследовать, при каком из говнюков начался развал Украины как государства.

Был момент успеха на заводе «Океан». Его продали голландцам. На удивление, настоящим, а не офшорным чертям, как у нас любят. Но условия работы оказались настолько дикими, что голландцы из Украины решили уйти, и с тех пор «Океан» приходит в упадок. Новинский же распиливает Черноморский судостроительный на металлолом и сдает огромные ангары в аренду.

Что там мэр? Речь об огромном бородатом Савченко, которого недавно не обвинили в причастности к самоубийству начальника Николаевского аэропорта Владислава Волошина. Занимается откатными схемами, дружит с рыгами, задалбывает ватно-настроенных николаевцев демонстрациями силы «Правого сектора». Мэр Николаева, назначенный от «Садонемощи», показал свою недееспособность – не смог договориться с владельцами города. Об истории с арестом «Мультика» уже все забыли. По большому счету, жителям сэкондхендо-лотерейно-наливайного города глубоко до лампочки, какой бандит сменил какого.

Зато они видят, как рассасывается последнее наследие великого Николаева. Когда-то оборонный завод «Заря» будил по ночам весь город, тестируя новые турбины. Теперь завод не гуде – его готовят к приватизации. Убивают как могут. Руководит балетом человек с фамилией Картошкин. Бывший директор крымского завода Порошенко, который подписал документ, в котором приветствовал присоединение полуострова к России. Каким-то образом человек с технической фамилией перебрался на стратегический объект. Под кого готовят завод, можно догадаться. Хотя, вполне вероятно, даже продавать не хотят – просто выдаивают.

Несколько лет назад, когда Константин Григоришин поставил на «Зарю» свое руководство, его люди объездили полмира и заключили контракты на поставку турбин. Потом олигарха вытеснили, но завод до сих пор отрабатывает его последние контракты. С тех пор ничего особенно не делается – как говорят николаевцы, сознательно, чтобы сбить цену до минимума.

А вот бывший военный порт возле завода «Океан» – наоборот, готовят к концессии. Технология принципиально другая. Если для приватизации нужно сбить стоимость объекта до нуля, то для концессии важно показать наличие хорошего инвестора. Вот, посмотрите, покажет на него условный Омелян – какой хороший человек! Обеспечил порт заказами, перевалку зерна – пожалуйста. Своего человека поставил один из распорядителей города, сейчас народный депутат.

Этому управляющему отдадут порт. Он будет зарабатывать с порта, часть денег отдавать государству, часть пропускать по бухгалтерии как «инвестиции» и потом уже выводить. Накопив таких «инвестиций» примерно на половину стоимости порта, «инвестор» напомнит – по закону, он имеет право приватизировать порт. На этом, собственно, и все. Если обычная приватизация – это грабеж, то концессия – это приватизация за деньги государства. Почувствуйте разницу.

Портов в Николаеве, в целом, очень много. Технически, все побережье города – один большой порт. Грузят все, что хотят. В основном, зерно. Иногда, судя по срачу в интернете, топливо. Контейнерами здесь не занимаются.

На фоне других выделяется «Ника-Терра». Когда-то этот порт построил один местный бизнесмен. Сам продумал, пробил разрешения, подвел железнодорожную ветку, стал зарабатывать. Но потом к нему пришли кровавые мальчики от Януковича и отобрали порт. По деньгам вернули жалкие проценты, зато сохранили жизнь – и на том спасибо. Потом «Ника-Терра» попала в орбиту Фирташа.

Сегодня это монстр, из ворот которого, как волосы из головы, торчат железнодорожные ветки. Когда-то грузили калийные удобрения из Беларуси, сегодня преимущественно зерно. Элеваторы, краны, причалы, люди. Колосится.

Пожалуй, это вектор будущего развития Николаева. Вокруг города – многочисленные агрохолдинги и фермеры, которые выращивают зерно. Со всей Украины они свозят зерно в порты, чтобы отгрузить сразу в суда или складировать в элеваторы.

«Нибулон» владеет собственным речным транспортом. Владельца компании Алексея Вадатурского буквально спас Евромайдан. Говорят, старика уже вынимали из петли – так его отжимал экс-министр АПК Николай Присяжнюк, друг страшно сказать кого. Сегодня баржи «Нибулона» бодро шастают по опустевшему Днепру, переваливают зерно на в акватории Николаева и в целом олицетворяют. Особенно символично, что они владеют землей на территории Черноморского судостроительного, распиленного на металлолом.

Надеяться на возрождение судостроения не нужно. Эта отрасль в Украине умерла. Думаю, даже Новинский с удовольствием бы строил суда, но для этого нужны заказы, нужен особый режим налогообложения, нужно пятое и десятое. А пока что – режем на металлолом. Деды умирают. Чертежи читать некому.

Какая судьба постигнет Николаевский глиноземный – трудно сказать. Еще во времена Кучмы, завод купил «РУСАЛ». По инвестобязательствам, русский холдинг должен был построить завод по выплавке алюминия в районе Харькова. Понятное дело, ничего не построил. Подозреваю, что «РУСАЛ» купил НГЗ только для того, чтобы придушить ненужного конкурента.

Еще до санкций, русалцы и русалки разогнали новость о том, что завод переписали на Glencore – швейцарского трейдера, который был акционером «РУСАЛа». Но по факту, это была обманка. Glencore считался владельцем НГЗ лишь номинально – просто как совладелец русского холдинга. Но едва запахло жареным в виде санкций Трампа – отказался от всех обязательств, и теперь будущее Николаевского глиноземного – под огромным знаком вопроса.

От всего города веет унылой плесневеющей безнадегой. Если Припять – это постапокалипсис, то Николаев – это предапокалипсис. Хотите порцию отчаяния и неверия? Садитесь в пародию на «Интерсити» до Херсона и успейте выпрыгнуть во время трехминутной остановки. Вы не ошиблись – это областной центр и в прошлом почти город-миллионник. Смелее.

Из пригородов, можете съездить в Южно-Украинск. Там атомная электростанция стоит. Ее «пилят» по-своему, на манер «Зари». Еще одна история успеха.

На удивление, в городе и области много интернет-СМИ. Находят, о чем писать. Иногда видят какой-то позитив, но в целом больше напоминают стаи трупоедов. Любят писать, как кто-то умер или кого-то убили. «Знаменитая» Врадиевка и ей подобные – любимая информационная плоть таких СМИ. И еще модной стала «борьба с коррупцией» – но это всеукраинское увлечение, все любят понаблюдать за соседями. В то же время, упрекнуть николаевские сайты не в чем. Какой город, такие и СМИ.

Справедливости ради, в происходящем есть некая правильность. Глобализация продолжается, и население постепенно стягивается в города-мегаполисы. В Украине к таким относятся Киев, Одесса, Днепро-Запорожье и Харьков. Львов – больше исторически, для мегаполиса, конечно, недостаточная критическая масса. Но я уверен, что Николаев все еще можно оживить. Было бы желание. Глобализация – не приговор. Важно выбрать модель и воплотить ее.

Но кто будет заниматься реанимацией? Савченко? Порошенко? Фирташ? Совершенно точно, возрождение произойдет не в ближайшие год-два. Людям, которые хотели бы вдохнуть жизнь в дряхлеющее тело промышленного центра, сделать это не позволит сама система. Смерти Николаева терпеливо ждут гиены и грифы из разных партий и сословий. Они не позволят романтичному и глупому Айболиту вколоть больному городу витамины и антибиотики.

А там посмотрим. Может быть, для возрождения придется умереть. После чего на месте старого Николаева вырастет нечто новое.

Комментарии

Александр Леонов. Ну такое… город в упадке, это итак все знают, но "экспертность" автора под большим вопросом. Не был никогда Николаев почти миллионником. Всегда было около 500 тыс населения. И если вымрут пенсионеры, город "мельче" не станет. Приедут сюда с сел и районов: вот где, действительно, становится меньше населения.
Ну и про мэра-Савченко – это жесть.
Савченко – это губернатор, назначенный президентом. Реально мутит воду в городе, вместо того, чтоб областью заниматься.
Мер Николаева – это Сенкевич, который тоже не однозначен, конечно, но пытается "расшевелить" это болото.
Человек, который не может понять, кто и чем здесь заправляет, пытается еще что-то анализировать?
В общем, такое…"смешались в кучу кони люди"
Каша в голове у автора)) Как и у большинства населения

Кирилл Фёдорович. Терёшкин-Ольгинский Все очень просто. Черноморское побережье Украины было выходом к морям и океанам целой огромной страны. Она за эти выходы билась несколько сот лет, а затем стала стремительно обустраиваться: строить порты, судостроительные заводы, города. Это было лицо Империи, громадного Русского государства, повернутое к морю. И этот процесс, по сути, только начинался. Если бы не 1917 год, население Черноморского побережья и Южной Украины было бы в несколько раз больше и не потому, что Голодомор и пр., а потому что основные миграционные процессы в Российской империи были направлены на Юго-Запад – в новые благодатные края. И если бы не революция, в Перми, Новосибирске, Уфе жило не по миллиону, а по 300-400 тыс. человек, а люди были бы – на Юге. Все изменила революция и Великая Отечественная. Но в СССР инерция частично сохранялась. Простите, но для Украины это побережье – слишком большое и неподъемное. Провинциализация украинского Черноморья будет и дальше продолжаться. Будет город-всеукраинский курорт Одесса и захиревающие Николаев с Херсоном. А империя, хоть и уменьшившаяся в размерах, теперь направляет свои ресурсы на развитие того, что у нее есть: в Симферополе запущен новый аэропорт, 9 мая открывается движение по мосту. Наращивает объемы Новороссийский порт и строится новый порт с нуля на Тамани. Все судостроительные и судоремонтные заводы Крыма загружены заказами и идет модернизация производства. Две гигантских ТЭЦ (под Севастополем и Симферополем почти достроены), строится ударными темпами трасса "Таврида" через весь Крым. В Ростове-на-Дону построены новый супер-стадион и с нуля – новый аэропорт – с новой взлеткой и терминалом. Про Сочи я и не говорю. Размер инвестиций в Российский Юг за последние 10 лет – далеко за сотню миллиардов долларов. И это – в условиях санкций и кризиса.

Андрей Фалеев. Всё это правда. Институт в котором я учился НУНЦ ОНУ (возле центрального стадиона) заброшен. Кабинет декана снимает в аренду фотограф и фотографирует там девочек. Здание не отапливается. Девятиэтажное здание рядом стоит пустое, без людей, в здании мебель свалена в кучу посреди аудиторий, на окнах слой пыли как будто не мыли их лет 10. Там целый квартал заброшен, это центр города, что уже говорить про Варваровку и Соляные?

Валерия Иваненко. В 1988 году именно в Николаеве была создана первая негосударственная (независимая) телекомпания на территории СССР – "Молодежный видеоканал" (позже ТОНИС)… Давно это было и давно я не была в городе, где прошла моя юность и где с таким азартом мы реализовывали наши мечты. Грустно.

Евгений Андрухов. "Когда-то оборонный завод "Заря" будил по ночам весь город, тестируя новые турбины. Теперь завод не гуде – его готовят к приватизации."
На этом месте перестал читать. Я живу недалеко от площади Победы и гудение турбин со стороны завода "Заря" слушаю почти каждый день.
И молодёжь в Николаеве есть – куча талантливых ребят с хорошим заработком, которые никуда не собираются уезжать. И машин дофига, парковать негде. У меня через двор три разных ниссановских электромобиля регулярно ездят, ТРИ. Зубожіння тотальне, короче.
Да, наш город всё ещё бедный, уродливый и депрессивный. Но нельзя же так старательно на хорошее глаза закрывать. А оно есть.

Валентина Польшакова. Спасибо, Серж… Правдиво, но очень горько и больно за судьбу родного города… Если в 80-е-90е город развивался и дышал надеждой на будущее, то в период "расцвета демократии стремительно скатился к закату всякого расцвета вообще… Ключевые слова Вашей статьи "нищета, пох…изм, СПИД, наркомания, лотки, наливайки, секонд хенд… сегодня, к сожалению олицетворяют родной любимый Николаев… И на этом фоне жиреет ничтожное, малообразованное, патологически жадное чиновничество во главе с наивным Мэром, а об областной власти и вспоминать не хочется: неприлично… Как хотелось бы, чтобы Вам, Сергей, удалось своими статьями достучаться до умов и сердец молодых николаевцев, вселить в них надежду и желание вдохнуть жизнь в Николаев и способствовать его возрождению… А за правдивую статью огромное спасибо… Я Вас сегодня открыла для себя и горжусь, что есть такие земляки…

Олена Клавдиенко. Николаев застрял в 90-х … как разворовывали так и воруют. Быдло наркота самогон и маты везде… грязь и бомжи, разрушенные дома и заводы, разбитые дороги и грязные реки где даже рыба дохнет…

Oksana Melnik. Не нравится пост. Однобоко. С Кр Рогом можно, конечно, сравнивать. Но в Кр Рог работают почти все предприятия, за исключением турбинного завода, который был завязан на Россию. Так что позвольте не поверить вам на все 100 пр. И назвать этот пост манипуляций. И да, вы бы ещё написали, что при Януковиче было хорошо. Разочарована.

Светлана Костюк. Самый справедливый пост(, к сожалению, так все и происходит. Такое впечатление, что наша «проукраинская» власть просто сдаёт интересы страны, обвиняя при этом соседей, «ватников», ветеранов, которые, по их мнению, к большому сожалению, не сдались врагу, опять же в их понимании-европейским спасителям… Перевернули все с ног на голову, переписали историю, заставили по этим новшествам сдавать экзамены в школах-институтах… – конца и края нет их преступлениям! (

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru