|
Одна страница
|
По мотивам прошедшего недавно Второго Томского Этнофорума - продолжаю критически смотреть на фольклорное движение в целом; не в смысле огульного охаивания, а в попытках разобраться и выявить проблемы и недочёты. В целом как бы всё хорошо и замечательно, но чего-то не хватает, про что сегодня и речь. Зайду, как обычно, не с парадного входа. На вечорке имени "Гуляй нога" на второй день фестиваля - которая уже давно превратилась в обычно-привычные фольклористам танцульки-игрульки - стояли мы отдельным кружком и что-то там обсуждали.
|
|
|
|
|
|
По свежим следам накидаю кратенький отчётик о поездке - ещё суток не прошло с момента возвращения... Выехали 7 июля из Новосибирска, на ж-д. вокзале подхватили Игоря Серёдкина, который с утреца нас там поджидал, и поехали в путь. Первая ночёвка была в Канске, в гостинице "Медведь" , затем - в Иркутске, раздельно; девочки у родственников, мальчики в подозрительной гостинице, изрядно смахивающей на притон.
|
|
|
|
|
|
Выступили бандой на вечере памяти А.Я.Выхристюка. Это мой отец, который посвятил изрядную часть жизни пропаганде народной культуры - занимался организацией концертов и экспедиций, поездок, записей коллективов, видеосьёмками и фотографией... 10 лет прошло, как он погиб, практически на рабочем месте - вёз ансамбль на симпозиум в Туву, и в безлюдных Саянах, в верхней точки дороги Абакан-Кызыл его сбила машина.
|
|
|
|
|
Возможно, у кого-то к этой вакханалии искусственного искусства складывается отношение "не мы такие - жизнь такая" и "ничего не попишешь, законы жанра", но я уже писал про то, что у нас в народе подход другой. Не уподобляйся и делай, как тебе сердце велит, по справедливости. Именно поэтому основная масса фольклористов - любители, которые за свой счёт ездят в поездки, проводят мероприятия, шьют костюмы и тд итп. Никто не говорит, куда нам идти и как повернуть ручку и головку - мы сами всё решим, как нам быть и что делать.
|
|
|
|
|
|
Регулярно пишу про разные черты русского народа - соборность, коллективность, смирение, итд. На сей раз хотелось бы про искренность поговорить. Безусловно, искренность - черта не только нашего народа, но по сравнению с тем же самым пресветлым Западом мы данную черту не утратили, и хотелось бы показать, в чём тут собака порылась. Для начала приведу пример - русские почему-то мало и неохотно улыбаются. По сравнению с практически любой дальней народностью у нас действительно какой-то подозрительно хмурый вид, нет белозубых приветственных улыбок и фраз "хауаю"?.
|
|
|
|
|
|
Жил да был на свете такой древний правитель - царь Мидас; и по сводкам он обладал особенностью превращать в золото всё, к чему не прикасался. И ровно так же есть на свете наши с вами российские СМИ, которые превращают всё, что ни по трогают, в неприятно пахнующую субстанцию по фамилии дерьмо. Регулярно пишу про необходимость сохранения народных традиций, и борюсь с их извращениями. Но вот, на десятки, сотни и тысячи фольклористов приходится один хор имени Пятницкого...
|
|
|
|
|
Опять у меня получается не статья, а прямо роман какой-то. Извиняйте, без мега-вступлений не умею. Как-то так получается, что данный бложик у меня потихоньку превращается из обычного унылого дневничка в некий рупор пропаганды. Собственно не пора ли объявить цели и направление движения? Собственно более-менее глобальная цель у меня одна - помочь современному "общечеловеческому" россиянину стать русским человеком - может быть, даже с маленькой буквы, без пафоса и героизма.
|
|
|
|
|
|
Как уже писал, пишу не только и не столько про политику, сколько про народное творчество; правда, и там меня всё время заносит в политику, ну так. И эта статья будет из такой же оперы - про народную культуру и её проекцию на политику. На прошлой неделе писал статью про "Сибирские хороводы" - настоятельно рекомендую прочитать, ибо эта статья - продолжение. Для начала приведу фотографию своего, увидел во френдленте фконтакте у своего старинного знакомого: Троицкие хороводы, июнь 2013, Омская область.
|
|
|
|
|
|
Да, безусловно, настоящие хороводы - это не так зрелищно, не так массово, и вообще. Но это же не повод называть хороводом хрен знает что и продвигать это под видом хоровода! Получается одно вредительство. Я уже писал про аккуратность в музыке, аккуратность в костюме. Теперь очередь и до аккуратности в СМИ дошла вот. Понимаю, что до "наших" ещё дойдёт, а вот до журналистов - вряд ли, но чем чёрт не шутит.
|
|
|
|
|
... учиться у предков - необходимо. Иначе так и останемся перекати-полем. А учиться есть чему. С музыкальной точки зрения многие образцы и стили народной музыки на порядок превосходят в музыкальном плане современную попсу; даже у людей с музыкальным образованием сносит крышу от необычных интервалов. Понятно, что по части агрокультуры прогресс ушёл далеко вперёд и вряд ли можно многому научиться по части основного занятия народа - хлебопашества, но по части выживаемости в тяжёлых условиях - там ещё копать и копать.
|
|
|
|
|
|
В прошлой статье про раздраи в фольклоре упоминал тему опопсения традиционных песен и целых коллективов. Это, на мой взгляд, одна из центровых опасностей для подлинно народной культуры, потому что полуправда хуже лжи. Я на эту тему уже многократно писал, но хотелось бы более предметно проехаться по этому аспекту, который фольклористы любят упомянуть, когда снобистски перемывают друг другу косточки. Во-первых, существует огромный пласт песен, которые ещё с советских пор называются "русскими народными", которые при этом к этому самому русскому народу не относятся практически никак...
|
|
|
|
| |
Одна страница
|
| |
|
|